Человеческий потенциал в условиях перехода к информационному обществу

При анализе информационного общества большое внимание уделяется технологической составляющей. Гораздо меньшее внимание при оценке уровня развития информационного общества пока уделяется социальным, экономическим, политическим изменениям, а также процессам, происходящим в сознании отдельного человека.

Исследование человеческого потенциала в информационном обществе невозможно без чёткого определения данного понятия. В кратком словаре современных понятий и терминов даны следующие определения «человеческого потенциала».

Человеческий потенциал:

— совокупность возможностей, источников, средств, запасов и т.п., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения: определенных задач, достижение поставленных целей;

— возможности отдельного лица общества, государства в определенной области;

— военный, экономический потенциал [5].

Приняв эти определения за основу, можно сформулировать следующее определение понятия «Человеческого потенциала»: Человеческий потенциал — совокупность возможностей отдельных лиц, общества, государства в области использования людских ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определенных задач и достижения поставленных целей.

Актуально имеющийся, сформированный у человека потенциал может раскрываться, реализовываться в разной степени в зависимости, как от внешних условий, так и от самого индивида. Реализация потенциала во многих случаях ведет не к его уменьшению, а, напротив, к развитию и обогащению.

К сожалению, в настоящее время проявляется тенденция «застоя» человеческого потенциала. В условиях перехода к информационному обществу происходит процесс дегуманизации и отчуждения [6].

Люди превращаются в живые винтики гигантской производственной машины, приобретают одностороннее развитие, что в принципе не может приносить удовлетворение им самим. Утрачивается кооперативный характер работы, люди становятся изолированными друг от друга, разрушаются дружеские связи – все подчинено сохранению своего рабочего места в противоборстве со своими коллегами и зарабатыванию материальных средств. Переход к информационному обществу часто связывают с процессами глобализации. Изменения, происходящие в условиях глобализации, приносит в мир и новые проблемы.

К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

- формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства;

- полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

- доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

- создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов,

- переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;

- фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

- возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

- создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития [1; С. 1-6].

В последнее время в России происходит ряд серьёзных трансформаций. Форму социальной организация, которая наступит после эпохи современности, на наш взгляд, целесообразно описать с использованием линейной концепции социальной динамики [3].

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества. Этот процесс, как уже говорилось раннее, имеет глобальный характер, и вхождение нашей страны в мировое информационное пространство неизбежно. Тенденции перехода к информационному обществу мы наблюдаем уже сегодня, такие как:

- внедрение в структуру производства информационных технологий;

- количественный ростинновационных товаров;

- глобализация культуры;

- удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах.

Переход к информационному обществу будет означать переход на новую ступень эволюции человеческого развития. Появление Интернета в нашей жизни уже способствовало формированию единого информационного пространства. Возрастает ценность интеллектуального потенциала индивида и социальных групп. Производство товаров зачастую сводится к нажатию кнопки на компьютере.

Я согласна с П. Друкером [2] в том, что производство и продажа знаний займет главное место в экономике в эпоху, следующую за стадией модерна. В настоящее время на образование тратятся значительные ресурсы. Система образования обретает свойства сферы услуг, осуществляющей производство и продажу знаний, занимает одно из главных мест в структуре непроизводственного сектора экономики. Как отмечают многие исследователи, в условиях современного темпа жизни создание гибких и динамических инновационных образовательных технологий является залогом роста человеческого капитала, устойчивого развития и конкурентоспособности страны.

Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия, о чём сегодня свидетельствует ряд тенденций. На сегодняшний день в России сформировался и успешно развивается рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год [4].

Неизбежна и ценностная переориентация российского общества. Этот сложный и противоречивый процесс нуждается в серьезной научной рефлексии. Необходимо систематизировать и структурировать его главные направления, оценить происходящие перемены с позиций будущего российской экономики и общества в целом. Только в этом случае можно объективно разобраться в том, как переживаемые обществом перемены воздействуют на человеческий потенциал, на его развитие и мобилизацию, какие из них позитивны, а какие – негативны, что можно и нужно сделать, чтобы добиться перевеса первых тенденций над вторыми.

При благоприятном сценарии развития в течение ближайших 20-25-ти лет в России будет осуществлена коренная перестройка отраслевой, технологической и территориальной структуры производства; сформирована современная рыночная экономика, ориентированная, главным образом, на удовлетворение потребностей населения – нынешнего и будущих поколений. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в группу технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Переход России к информационному обществу будет способствовать преодолению застоя в развитии человеческого потенциала, придаст темп и определит траекторию его использования на благо общества и человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Климов В. Основные подходы к созданию информационно-коммуникационного пространства //Информационные Ресурсы России, № 6, 2005. C.1-6.

2. Катькало В.С. Питер Друкер и современный менеджмент // Вестник СПбГУ. Сер.5. Вып.3. 1995. С.14 – 23.

3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб: Питер, 2002.

4. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. Монография. М.: Дашков и К, 2003.5. Человеческий потенциал [Электронный ресурс]// Электронный словарь академик/ Режим доступа: www.academic.ru, дата обращения: 13.04.13.6. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса. М.: Республика, 1993.

Наши рекомендации