Дидактические свойства и функции информационно-коммуникационных технологий
1. Дидактические свойства технологий представления учебной информации.
· отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;
· возможность поиска интересующей информации;
· возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;
· возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;
· организация общения с преподавателем курса.
2. Дидактические свойства технологий передачи учебной информации.
· подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;
· хранение и резервирование информации;
· систематизация информации;
· распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;
· обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;
· загрузка информации с различных носителей.
3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса.
· передача сообщений одновременно большому числу обучающихся;
· асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися. Возможность организации консультаций, форм контроля и т.д.;
· хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;
· подготовка и редактирование текстовой информации;
· распечатка текстов для использования в учебно-воспитательном процессе;
· демонстрация текстов, графики на экране, позволяющая организовать групповое участие обучающихся в обсуждении и интерпретации информации.
· прием информации от обучающегося в комфортном для него режиме;
· синхронный обмен информацией преподавателя с обучающимися.
· Возможность проведения разных форм учебной деятельности; возможность демонстрации учебной информации в графической, мультимедийной форме, проведения экспериментов, постановки опытов, позволяющей организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации.
Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Дидактические функции информационно-коммуникационных технологий во многом определены их интерактивностью, обусловленной гипертекстовыми и мультимедиа технологиями, что дает основание говорить о переходе на качественно иной уровень передачи информации.
Дидактические функции электронного образовательного ресурса:
· индивидуализация и дифференциация процесса обучения
· осуществления контроля и самоконтроля знаний с диагностикой ошибок
· закрепление полученных знаний в умениях и навыках
· сообщение сведений
· облегчение понимания и запоминания информации
Огромные возможности для поиска необходимой учебной информации и сопровождения учебного процесса предоставляет сеть Интернет и телекоммуникационные технологии. Уже накопленный опыт использования этих технологий позволяет говорить о следующих дидактических функциях:
· организация различного рода совместных исследовательских работ обучающихся, преподавателей, научных работников из различных научных и учебных центров одного или разных регионов или даже разных стран;
· организация дистанционного обучения по образовательным программам для разных категорий обучающихся;
· оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам для расширения их кругозора и повышения культурного уровня;
· формирование у обучающихся и педагогов коммуникативных навыков, культуры общения, что предполагает с их стороны умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение другого;
· формирование навыков исследовательской деятельности, моделируя работу по проведению эксперимента в научной лаборатории, творческой мастерской и т.д.;
· создание подлинно языковой среды (в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций), способствующей формированию естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;
· способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана;
· формирование умений консолидировать информацию из разнообразных источников (информационных банков данных, электронных каталогов и библиотек), обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить и передавать информацию.
Успех использования ИКТ в учебном процессе во многом зависит от ряда факторов:
· от надежности и возможностей используемой техники, программных средств;
· от подлинного интереса участников совместного проекта, исследования к избранной теме;
· от возможности и умения пользоваться удаленными информационными базами данных;
· от умения работы за компьютером;
· от общего руководства и координации со стороны педагога;
· от практического внедрения полученных результатов;
· от мотивации обучающихся к использованию ИКТ.