Информационные ресурсы и информационные технологии
Информационный ресурс
В настоящее время говорить о науке вне информационного процесса бессмысленно. Научная идея должна превратиться в информацию, т.е. должна быть закодирована, передана по каналу связи, принята адресатом и применена на практике. Таким образом, знания должны определенным образом фиксироваться, перерабатываться, передаваться распределяться и приниматься.
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.
Информационные ресурсы (ИР)— это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.
Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.
Информационный ресурс стал основной ценностью современной цивилизации, но при этом возникли и другие сложные проблемы, относящиеся к социальным последствиям использования ИР. Для их решения и появилась новая наука ИНФОРМАТИКА.
Предметом информатики является информационный ресурс - его сущность, законы функционирования, механизмы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс.
Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
В процессе применения информационные ресурсы постоянно развиваются и совершенствуются, избавляясь от ошибок и уточняя свои параметры.
Выделяют пассивную и активную формы информационных ресурсов.
Пассивная форма: книги, журнальные статьи, патенты, банки данных и т.п.
Активная форма: модель, алгоритм, проект, программа и т.п.
Информационные технологии.
Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.
Информационная технология (ИТ)— это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.
В настоящее время термин информационная технология употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.
Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.
В информационной технологии в качестве исходного материала выступает информация. В качестве конечного продукта — также информация, но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления.
ИТ выступили новым средством превращения научных знаний в информационный ресурс (ИР).
Таким образом объектом информатикиявляется комплекс, охватывающий все элементы ИТ: технические средства, математическое, алгоритмическое, программное, лингвистическое обеспечение, средства связи во взаимодействии с людьми.
Совершенствование информационных технологий представляет самую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.
Выделяют несколько поколений информационных технологий:
- самую древнюю — «наскально-берестяную»;
- «бумажную», связанную с изобретением печатного станка (середина XV века);
- «безбумажную», или «электронную», относящуюся к появлениюм ЭВМ (середина XX века);
- «новую информационную технологию», связанную с внедрением персональных ЭВМ и телекоммуникационных средств (с середины 80-х годов прошлого века).
Телекоммуникации— дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКИ
Целью изучения дисциплины информатикаявляется получение фундаментальных понятий об информации, методах ее получения, хранения, обработки и передачи, а также воздействия ИР на современное общество. Также привитие навыков рационального использования ЭВМ в учебной и профессиональной деятельности, выбор программного обеспечения для решения инженерных задач по специальности.
В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов студенты в результате изучения дисциплины ИНФОРМАТИКА должны:
знать и уметь использовать:
- базовые понятия информатики и вычислительной техники;
- предмет и основные методы информатики;
- закономерности протекания информационных процессов в искусственных системах;
- принципы и работу технических и программных средств;
иметь опыт:
- использования вычислительной техники и программного обеспечения;
иметь представление:
- об информатике, как способе познания мира;
- об ИР и его роли в обществе;
- о перспективах и этапах перехода к информационному обществу.
Преподавание “Информатики” базируется на знаниях, приобретенных при изучении школьного курса математики, информатики и вычислительной техники.
Лекция 2
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
1 Системы счисления
2 Числовая система ЭВМ
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Основные понятия
Система счисления– принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений.
Все системы счисления можно разделить на два класса: позиционные и непозиционные.
Базисные числа - некоторые символы для представления чисел.
Непозиционная система (аддитивная)– система счисления, в которой вес базисного числа не зависит от его позиции в записи числа.
Недостатком непозиционных систем счисления является отсутствие формальных правил записи чисел и, соответственно, арифметических действий над ними.
Позиционная система – система счисления, в которой вес каждого базисного числа изменяется в зависимости от его положения (позиции) в последовательности, изображающей число. Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием.
Основание позиционной системы счисления– это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе или число единиц какого либо разряда, объединенных в единицу старшего разряда.
За основание системы можно принять любое натуральное число – два, три, четыре и т.д. Следовательно, возможно бесчисленное множество позиционных систем: двоичная, троичная, четверичная и т.д. Приняв за основание число 10, получим хорошо знакомую десятичную систему. Число 60 является основанием древней вавилонской шестидесятеричной системы, к которой восходит деление часа на 60 минут и угла на 360 градусов. Традицию считать дюжинами – в году 12 месяцев, в сутках два периода по 12 часов, в фунте 12 дюймов – распространили англосаксы. В Китае широко использовалась пятеричная система.
Запись чисел в каждой из систем счисления с основанием q означает сокращенную запись выражения
anqn-1+ an-1qn-2+…+ a2q1+ a1q0+ a-1q-1+…+ a-mq-m,
где а i - цифры системы счисления;
n – число целых разрядов;
m – число дробных разрядов;
q – основание системы.
При работе с компьютерами приходится параллельно использовать несколько позиционных систем счисления, поэтому большое практическое значение имеют процедуры перевода чисел из любой позиционной системы счисления в другую.
Чтобы перевести целую часть числа из десятичной системы в систему с основанием В, необходимо разделить ее на В. Остаток даст младший разряд числа. Полученное при этом частное необходимо вновь разделить на В – остаток даст следующий разряд числа и т.д.
При переводе правильной десятичной дроби в систему счисления с основанием q необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений последовательно умножать на q, отделяя после каждого умножения целую часть произведения. Число в новой системе счисления записывается как последовательность полученных целых частей произведения.