Развитие графических навыков
Дети учатся:
- рисовать вертикальные и горизонатльные линии;
—рисовать округлые линии;
—рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые ли-
нии;
- штриховать различные предметы.
Здесь за основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Но в данном пособии эти задачи решаются в игровой форме. Например, вместо задания «нарисовать вертикальные линии» предлагается «дорисовать иголки ежику», «струйки дождя» и т.д. Тем самым, дети незаметно для себя упражняются в написании элементов букв: ручка к зонтику - элемент буквы «У », цыпленок - буква «О» и т.д.
Первые задания дети должны выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми.
Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать карандашом или ручкой.
С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем линии с закруглением, а затем
рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
К концу года даются задания на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий они устраняются.
3. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ(упражнения для рук, ног, туловища) И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ(упражнения для пальцев и кистей рук)
Эти задачи решаются во время физкультминуток, на которых дети учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук.
Для этого используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений со-отвественно тексту.
На первых занятиях необходимо выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога.
Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педагог следит за правильностью позы ребенка и точностью переключения одного движения на другое. Если у ребенка не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли детям научиться выполнять то или иное движение.
Затем дети самостоятельно выполняют движения по словесной инструкции.
Особое значение в усвоении детьми первой и второй задач имеют тетради для выполнения заданий ребенком, которые являются приложением к конспектам.
Выполнение ребенком заданий в тетради позволяет:
1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств
(фонематических и графических), которые дают возможность пе
рейти к следующему этапу обучения — звукобуквенному анализу.
2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской де
ятельности, что достигается через систему действий, включающих
не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.
3. Развить различные стороны психической деятельности: вни
мание, мышление, память, речь.
4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической сто
роне слова.
5. Развивать графические навыки.
6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно.
7. Формировать навык самоконтроля и самооценки. А педагогу поможет:
- снять трудности подбора дидактического материала;
- контролировать уровень усвоения программы;
- наладить отношения с детьми и, что особенно важно, с ма-
л оконтактными.
Однако на сегодняшний день методических разработок, которые бы комплексно решали эти задачи нет. Отдельные авторы делают попытки решить их, чаще всего они рассматриваются в отрыве друг от друга или же решается только первая задача. Так происходит и в самых популярных программах (Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: «Провещение», 1984; Истоки. -М.: Издательский дом «Карапуз», 1997; Развитие. -М.: «Новая школа», 1994), по которым работают многие дошкольно-образовательные учреждения.
Отметим, что в этих программах первая, выделенная нами задача формулируется иначе и называется: в «Типовой» и «Истоки» — «Развитие звуковой культуры речи», а в программе «Развитие» -«Подготовка к обучению грамоте», в программе «Детство» — «Обучение грамоте».
Программа «Золотой ключик» по данному разделу работает по «Типовой» программе воспитания в детском саду.
В разработке цикла « Подготовка к обучению грамоте » используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.
Для этого, начиная с четырех лет, его учат работе со схемами слов, что называется моделированием, так как ребенку 4 лет трудно овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух.
Таким образом, в данной книге представлен комплексный подход к решению следующих, стоящих перед детьми этого возраста задач:
1) развитие фонематического слуха;
2) развитие графических навыков;
3) развитие основных движений и мелкой моторики.
Автор и издатель надеются, что работа по данной книге поможет Вам подготовить детей к следующему этапу обучения — звуко-буквенному анализу, развитию фонематического восприятия речи, а обучение покажется им веселым и радостным.
Занятие № 1
Занятие № 1