Второй этап формирования графических навыков

Цель: формирование умения работать с трафаретом, умения обводить и раскрашивать фигуру в трафарете.

Задания:

1. Обводка геометрических фигур по трафарету

2. Обводка геометрических фигур по трафарету и штриховка их по образцу.

3.Обводка и раскраска геометрических фигур по трафарету

4.Обводка и раскраска фигур разных предметов с элементами штриховки

Методические требования к занятиям второго этапа

1 Перед началом обводки совместно с ребенком проведите анализ фигуры трафарета: указательным пальцем обведите ее контур.

2 Совместно с ребенком обведите фигуру по трафарету, покажите, как придерживать трафарет свободной рукой и раскрашивать его в трафарете.

3. Закрашивание проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат - прямыми линиями, треугольник — наклонными.

4. Обязательно следует научить детей произвольно выполнять штриховку, если недоступно, то по опорным точкам.

5. Не забывайте эмоционально поддерживать ребенка, хвалить его.

Третий этап формирования графических навыков.

Цель: обучение произвольному управлению графическими движениями

Задания:

1.Обводка по трафарету геометрических фигур, а их раскраска без трафарета.

2. Обводка с помощью трафарета по показу предметов из «геометрических фигур»: елки, дома, солнца, мяча и т.д.), а их раскраска без трафарета

3.Обводка с помощью трафарета неопределенных фигур разной величины,

фигур животных, а их раскраска без трафарета

Методические требования к занятиям третьего этапа

1. Соблюдайте правило: перед началом обводки по трафарету изучите контур фигуры с помощью указательного пальца.

2. Следите за тем, чтобы ребенок обводил контур фигуры медленно, а закрашивал ее быстрыми движениями, отработайте этот прием совместно.

3. Следите за тем , как ребенок закрашивает геометрическую фигуру, закрепляйте прием раскрашивания в соответствии с формой фигуры: круг - закрашивать круговыми движениями, квадрат- прямыми линиями, треугольник — наклонными.

Рисование с помощью трафарета повышает мотивацию ребенка к рисованию, так как он видит конкретный результат своей работы.

Четвертый этап формирования графических навыков.

Цель.Обучение рисованию объектов с натуры.

Задания

1. Рисование «дорожки, заборчиков», предварительно построенных ребенком из палочек, кирпичиков разного цвета по образцу

2. Рисование геометрических фигур, предварительно. построенных из палочек одинаковой величины по образцу

3. Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометрических фигур по образцу.

4. Рисование предметов предварительно сконструированных из блоков разной величины по образцу

Методические требования к занятиям четвертого этапа

1. Перед началом рисования совместно с ребенком обследуйте образцы и совместно сконструируйте их из готовых блоков.

2. Перед началом рисования ребенку предложить воспроизвести форму фигуры движением руки.

3. Важно напоминать ребенку, как нужно закрашивать рисунок: горизонтальные, вертикальные, круговые линии.

4. В конце занятий необходимо совместно с ребенком сопоставлять его рисунки с образцом.

Продолжительность данного цикла занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его потенциальных возможностей.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru Роль родителей в организации работы по развитию графических навыков у детей с ограниченными возможностями

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма. А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо– совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных. Одной из важных составляющих готовности к письму является наличие у ребенка развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также формирование базовых графических умений и навыков.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Дети с ОВЗ, не посещающие образовательные организации нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи и специальной подготовке к школе. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей с ОВЗ первоначальных графических навыков. Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу.

Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников 5-6 лет – одно из важнейших направлений работы при подготовке ребенка к школе.

Основные задачи:

- Научить соблюдать санитарно-гигиенические правила письма.

- Развивать и совершенствовать мелкую моторику, тонкие движения кистей и пальцев рук.

- Развивать представления ребенка о пространстве, зрительно-моторные и слухомоторные действия.

- Научить детей ориентироваться на листе бумаги и в тетради.

- Формировать базовые графические навыки.

- Научить произвольно регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу, планировать, контролировать свои действия, оценивать качество выполнения задания).

- Воспитывать способность работать в коллективе, развивать навыки общения, конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.

Работа по подготовке руки к письму проводится по следующим направлениям:

- Развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

- Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

- Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

- Развитие пространственной ориентировки.

- Формирование базовых графических навыков.

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях, имеющих ограничения в жизнедеятельности.

Задачи упражнений и занятий на развитие мелкой моторики руки.

· развитие устойчивых навыков сохранения правильной осанки во время письма;

· организация рациональной мышечной нагрузки на кисть, предплечье и плечо;

· упражнение в формировании навыков письма, добиваясь четкости линий,

· знакомство с элементами букв,

· подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);

· развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями);

· учить правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично;

· развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями;

· развивать личностные качества: волевое усилие, выполнение задачи в полном объеме, бережливость, аккуратность, терпение, трудолюбие

· развивать психические процессы:

- мышление: научить анализировать образец, воспроизводить изображение по образцу, анализировать свою работу, применять навыки анализа и синтеза учебной задачи, способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения ощущения и восприятия.

- внимание: стимулировать развитие основных свойств внимания: объема, распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости

- память: стимулировать развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Виды графических упражнений

Графические упражнения (по видам деятельности):

1.Занятия:

- Развитие графических навыков,

- Рисование (различные виды штриховки),

- Математическое развитие (графический диктант).

2.Совместная деятельность со взрослым:

- Обведение по контуру, по трафарету, обведение по шаблону,

- Рисование по фигурным линейкам,

- Работа в тетрадях в клетку,

- Штриховка.

3.Самостоятельная деятельность:

- Ведение линий внутри заданного контура,

- Работа в занимательных прописях,

- Составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с геометрическими формами,

- Изображение сюжетной картинки, используя различные виды штриховки.

В зависимости от возраста и возможностей ребенка, проводятся следующие упражнения:

- Обведение контурного изображения,

- Обведение по трафарету,

- Ведение линий внутри заданного контура,

- Штриховка по контуру (сверху вниз, слева направо),

- Составление предметной картинки, используя трафаретную линейку с

геометрическими формами (2-4 элементы , по образцу).

- Обведение по шаблону,

- Рисование по фигурным линейкам,

- Работа в тетрадях в клетку,

- Работа в занимательных прописях,

- Изображение сюжетной картинки, используя различные виды

штриховки.

Показатели готовности к овладению навыками письма:

o соблюдение санитарно-гигиенических правил письма;

o свободное владение техникой движения руки, зрительно-моторной и слухомоторной координацией;

o умение ориентироваться в пространстве листа; умение вписывать предметы различной конфигурации в рабочую строку (клетку);

o умение моделировать и конструировать предметы из элементов различной конфигурации;

o владение графическими навыками: проведение различных линий; выполнение штриховки; копирование рисунков; рисование и раскрашивание различными материалами;

o умение правильно писать печатные буквы и элементы письменных букв;

o умение распределять внимание, контролировать свои действия во время графомоторной деятельности;

o умение ориентироваться в задании, последовательно и аккуратно выполнять необходимые действия, оценивать качество выполнения задания и т.д.

Таким образом, при систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Родители должны являться активными творческими участниками учебного процесса. А вовремя начатая и правильно организованная работа в предшкольный период позволяет достигнуть поставленной цели – подготовить ребенка к овладению навыком письма.

Литература:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженным отклонением в развитии.

2. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагога. – М.: Парадигма, 2010.

3. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии графических навыков

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Вы дома самостоятельно можете провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника-это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков -эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся детям и они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят ребенка к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых ребенок ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала нужно объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, — простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться — в дороге и в очереди.

Примеры пальчиковых игр для тренировки мелкой мускулатуры.

«Улитка»

Улитка, улитка

Левую руку сжать в кулачок и

Обхватить ее правой.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Покажи рога

Поднять «рожки» к голове.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Дам тебе, улитка,

Руки от себя ладошками вверх

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Я пирога.

Прихлопывать левой ладошкой

сверху правой. Затем поменять руки.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Поутру»

Рано, рано поутру

Ладошки с растопыренными

пальцами скрещиваются.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Пастушок: «Туру – ру - ру»,

Имитируют игру на дудке.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

А коровки в лад ему

Сделать рожки над головой.

Затянули: «Му – му – му!»

Ты, коровушка, ступай

В чисто поле погуляй,

Кивает головой

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Идут пальцами (кроме большого)

по столу вперед.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

А вернешься вечерком,

Идут пальцами (кроме большого)

по столу назад.

Нас напоишь молоком.

Ладошки сложить вместе, показать чашку.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Кукушка»

Шла кукушка через сад,

Все пальчики соединяются с

большим пальцем, пальчики округлены.

Покрутить запястьем.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Поклевала виноград

Пальчиками правой руки постучать

по ладошке левой руки.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Шла кукушка мимо рынка,

Все пальчики соединяются с

большим пальцем, пальчики округлены.

Покрутить запястьем.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Наступила на корзинку

Ладони на себя, пальчики переплетаются

и локти разводятся в стороны.

Большие пальчики соединяются и

образуют ручку.

И упала

в ямку – бух!

Руки уронить вниз.

Раздавила сорок мух!

Хлопать в ладоши.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Весела беседа»

Как у нашего соседа веселая была беседа

(Хлопать в ладоши:

то левая, то правая ладошка

сверху на каждое слово)

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Гуси»

(указательный палец опирается на большой,

остальные прижаты друг к другу).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Игра на гуслях»

Перебрать пальчиками

по воображенным струнам.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Утки»

Указательный палец опирается на большой,

остальные прижаты друг к другу

и немного согнуты.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Игра на «дудке»

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Утро раннее»

Наши уточки с утра – кря - кря – кря!

Все пальчики соединяются

с большим пальцем, пальчики округлены.

Руки согнуты в запястье.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Наши гуси у пруда – га – га – га!

Все пальчики соприкасаются

с большим пальцем, пальчики прямые.

Рука согнута в запястье.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Наши курочки в окно – ко – ко – ко!

Большой и указательный пальцы

соединены,

образуя «клювик», остальные согнуты,

образуя «гребешок»,

рука сгибается в запястье.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

А как Петя – петушок

Ранним утром по утру

Нам споет – ку – ка – ре – ку!

Большой и указательный пальцы соединены,

Образуя «клювик», остальные согнуты,

Образуя большой «гребешок».

Рука сгибается в запястье.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед («кошка» правой рукой),

К нам идет, хвостом играет

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

И навстречу из ворот («ворота»)

Две собаки выбегают («собаки» обеими руками)

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Ворота»

«Курица, петух и лебедь»

Курица спешит к пруду («курица» левой рукой),

Петух гуляет на лугу(«петух» правой рукой»).

В такт им лебедь с шеей длинной («лебедь» правой рукой»)

Вторит песней лебединой.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Зайцы»

Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой)

Под высокой сосной («дерево» правой рукой),

Под другою сосной («дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй («зайчик» левой рукой).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Заяц» «Дерево»

«Козы»

Идет коза рогатая

(«коза» правой рукой)

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит

(«коза левой рукой»)

Колокольчиком звенит

(«колокольчик»).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Коза» «Колокольчик»

«Лягушка»

Две лягушки на дорожке (лягушки обеими руками)

И у них озябли ножки.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Щука»

В пруд купаться не пойду –

Щука плавает в пруду («щука»).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Улитка»

Две улитки на дорожке («улитки» обеими руками).

Вверх торчат смешные рожки.

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Мостик»

Над бурливою рекой

(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения)

Мост построим мы такой («мост»):

Люди по нему пойдут («человечек идёт»)

И лошадок поведут («лошадь»).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

ЛОШАДЬ

Некоторые упражнения связаны с изображением растений:

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне («цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

( ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки («корни»).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними. Например:

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке («стол»).

Рядом стульчик у окошка («стул»),

Два бочонка под столом («бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом («дом»).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Дом»

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Стул» «Стол» «Бочонок»

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

«Ворота»

«Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «за-

мок»),

Кто открыть его бы смог (повторение движений)?

Потянули (пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую

сторону),

Покрутили (движение кистями рук со сцепленными

пальцами от себя к себе),

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней

постучать друг о друга)

И — открыли (пальцы расцепить, ладони в стороны)!

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru«Замок»

«Мышь»

Тихо в доме («дом»)

Спит малыш.

Под полом скребётся мышь («мышь»)

Второй этап формирования графических навыков - student2.ru Второй этап формирования графических навыков - student2.ru

Наши рекомендации