Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею.

Текстурные координаты

В простейшем случае, текстурирование сводится к наложению текстуры в вашей программе трёхмерного моделирования.

Текстурная карта или текстура — это двухмерное изображение, наподобие JPEG или BMP файла, которое используется для окрашивания трёхмерной модели. Есть множество раз-личных эффектов, которые можно получить используя разные варианты текстурирования.

Текстура у нас двухмерная, а модель — трёхмерная, поэтому каждая вершина модели должна иметь помимо трёх координат x,y,z, ещё две — u,v, которые указываюткак расположена эта точка на текстуре, соответственно этому части текстуры переносятся на поверхность модели. Фактически любой пакет трёхмерного моделирования умеет работать с текстурными (u,v) координатами. Координаты u и v расположены в диапозоне от 0 до 1. U — слева направо, v — снизу вверх. Таким образом, левый нижний угол текстуры имеет координату 0;0, а правый верхний — 1;1. На рисунке это наглядно видно. Диапазон координат всегда 0;1 независимо от размера сторон текстуры.

Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею. - student2.ru

Выделите объект ⇒ Вкладка Modify ⇒ Список модификаторов ⇒ UVW Map
Выделите объект ⇒ Меню Modifiers ⇒ UV Coordinates UVW Map

Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею. - student2.ru Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею. - student2.ru Мэппинг, примененный к сфере и кубу

Мэппинг представляет собой простой раскрой модели. Все наши модели состоят из сетки полигонов. По сути делая мэппинг, мы условно разделяем нашу модель на отдельные части, которые помогут нам максимально точно и без потянутостей "натянуть" текстуру.

Модификатор UVW Map позволяет присвоить текстурные координаты объекту и управляет способом нанесения текстурных координат на поверхность этого объекта. Текстурные координаты отвечают за метод проецирования растрового изображения на объект. Система координат UVW аналогична системе XYZ. U и V оси растрового изображения соответствуют X и Y осям объекта. Ось W соответствует оси Z и, как правило, используется только для процедурных карт. Систему координат растровых изображений можно переключить с помощью редактора материалов на VW или WU. В этом случае растровое изображение будет проецироваться перпендикулярно поверхности объекта.

По умолчанию заранее заданные текстурные координаты имеются у сфер, кубов и других примитивных объектов, а также, у Loft и NURBS поверхностей. Импортированные, сканированные или созданные вручную полигональные или патч объекты не имеют собственных координатных текстур, до тех пор, пока не будет применен модификатор UVW Map.

Если применить модификатор UVW Map к объекту, у которого уже есть текстурные координаты, то будут назначены новые координаты. Приоритет сохраняется только в том случае, если в качестве канала модификатора UVW Map используется 1 канал. Этот же канал используется по умолчанию при создании новых примитивов опцией Generate Mapping Coordinates.

Модификатор UVW Map можно использовать в следующих случаях:

Применение одного из семи режимов наложения текстурных координат к объекту с указанием нужного канала. Для карты Diffuse можно использовать канал 1, а для Bump - канал 2. Воздействуя двумя модификаторами UVW Map на разные каналы, вы сможете наложить разные текстурные координаты на карты Diffuse и Bump.

Применение одного из семи режимов наложения текстурных координат.

Преобразование и трансформирование контейнера Gizmo для настройки положения текстурной карты. Текстурные координаты, автоматически генерируемые для объектов, также можно изменить с помощью контейнера Gizmo.

Присваивание текстурных координат объектам, у которых их нет. Например, импортированные поверхности.

Применение мэппинга на уровне подобъектов.

Каналы используются для настройки текстурных координат разных растровых изображений, используемых в одном материале. Текстурные координаты отдельного растрового изображения материала можно настроить отдельно с помощью каналов и контейнера преобразования Gizmo. В редакторе материалов каждой текстуре назначается свой уникальный канал. После этого применяются модификаторы, каждый из которых воздействует на соответствующий канал. Для изменения режима наложения и трансформирования текстуры измените параметры модификатора UVW Map, соответствующего каналу изображения. Чтобы не запутаться, вы можете изменить имя модификатора в стеке модификатора. Старайтесь давать понятные имена, связывающие модификатор с определенной текстурой материала.

Трансформирование контейнера преобразования Gizmo модификатора UVW Map

Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею. - student2.ru
Изменение положения текстуры с помощью перемещения Gizmo

Контейнер преобразования Gizmo модификатора UVW Map проецирует текстурные координаты на объект. Для настройки текстурных координат объекта контейнер преобразования Gizmo можно вращать, перемещать, масштабировать, а также анимировать. Настройки контейнера Gizmo сохраняются после применения нового режима наложения. Например, если вы масштабировали сферический контейнер Gizmo, а затем переключились в планарный режим наложения, то масштабирование сохранится.

Виды контейнеров преобразования для разных режимов наложения

В сферических, цилиндрических, планарных и оберточных режимах наложения желтое ребро указывает на верхний край примененной карты. Зеленое ребро указывает на правый край карты. В сферическом и цилиндрическом контейнере Gizmo зеленое ребро вершинами определяет местоположение левого и правого края карты. Для отображения контейнера Gizmo его необходимо выбрать в иерархии подобъектов модификатора.

Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею. - student2.ru Gizmo в разных режимах наложения
Слева направо: Plannar, Cylindrical, Box и Spherical

Эффекты трансформирования Gizmo

Перемещение контейнера Gizmo влияет на центр проецирования и все режимы наложения. Вращение контейнера Gizmo изменяет ориентацию примененной карты и также влияет на все режимы наложения. Равномерное масштабирование контейнера не влияет на отображение карт в режиме Spherical или Shrink-Wrap. Неравномерное масштабирование воздействует на все режимы наложения. Если контейнер Gizmo меньше геометрии, к которому он применен, то получается эффект тайлинга изображения, если, конечно, масштабирование может воздействовать на текущий режим наложения. Эффект тайлинга основывается на значениях тайлинга материала в Material Editor и параметрах модификатора UVW Map.

Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею. - student2.ru

Размер Gizmo влияет на мэппинг, применяемый к объекту.

Манипуляторы для UVW Map

Модификатор UVW Map снабжен графическими манипуляторами, которые помогут вам настроить размер мэппинга и тайлинг карты (повторяемые карты) при условии, что отключена опция Real-World Map Size. Если опция Real-World Map Size включена, то позиционирование Gizmo доступно только в режимах Planar и Box.

Система координат для нанесения материала, модификаторы для управления ею. - student2.ru Манипуляторы отображаются при включенной кнопке Select And Manipulate. Эта кнопка отображается на главной панели по умолчанию. Если разместить курсор над манипулятором, то манипулятор подсветится красным, показывая, что для воздействия на него нужно щелкнуть ЛКМ или переместить курсор. Также отобразятся подсказка с названием объекта, регулируемый параметр и его значение.

Наши рекомендации