ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНоЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛьНой деятельности

ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНоЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛьНой деятельности

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» формирует знания и умения в области информационных технологий, необходимые для будущей трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений СПО.

Основой для изучения учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является дисциплина «Информатика».

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» при освоении смежных дисциплин по специальности и в сфере профессиональной деятельности;

- о многообразии информационных технологий и их информационном и аппаратно – программном обеспечении;

- о тенденциях и перспективах развития информационных технологий;

знать:

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места (АРМ) на базе персонального компьютера (ПК);

- технологию поиска информации;

- технологию освоения пакета прикладных программ;

уметь:

- пользоваться программными средствами для обнаружения вирусов и их удаления;

- копировать информацию на носители информации;

- работать с файлами и папками;

- осуществлять поиск информации на компьютерных носителях, в локальной и глобальной компьютерных сетях;

- отображать информацию с помощью принтера, плоттера, средств мультимедиа;

- устанавливать пакеты прикладных программ;

- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

Основная форма изучения курса – самостоятельная работа над учебной литературой и материалами периодической печати.

Изучение дисциплины следует начинать с изучения литературы, указанной в каждой теме. При этом рекомендуется соблюдать последовательность в изучении программного материала. Приступая к изучению темы, необходимо внимательно прочитать её от начала до конца, найти в рекомендуемой литературе соответствующие параграфы и проработать их.

Всё это даёт возможность составить себе ясное представление о содержании темы. После этого можно приступать к более глубокому изучению темы и выполнению практических заданий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Взаимосвязь дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с другими дисциплинами специальности.

Информационные процессы и технологии: основные понятия, свойства, сферы применения, возможности, ограничения, перспективы развития.

Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

Методические указания:

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

Косновным информационным процессам относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляет основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого – либо действия.

Техническими средствами производства информации является аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса.

Термин информационнаясистема (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

В узком смысле информационной системой называют только подмножествокомпонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы.

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области.

Классификация информационных систем:

По степени распределённости отличают:

· настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;

· распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Классификация информационных систем по степени автоматизации:

· автоматизированные ИС, в которых автоматизация является частичной, то есть требуется постоянное вмешательство персонала;

· автоматические ИС, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

Классификация информационных систем по характеру обработки данных:

· информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;

· ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

Классификация информационных систем по сфере применения:

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

· Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.

· Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.

· Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).

Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности):

· Персональная информационная система предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.

· Групповая информационная система ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

· Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое информационная система?

2.Как вы понимаете информационную технологию?

3.Этапы развития информационных систем.

4.Классификация информационных систем.

5. Что такое информационный процесс?

6.Техника безопасности при работе на ПК.

РАЗДЕЛ 1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Тема 1.1. Технические средства

Студент должен:

знать:

- аппаратную конфигурацию ПК;

- аппаратное обеспечение современного ПК и АРМ специалиста на его основе;

- основные этапы построения и модификации АРМ специалиста;

уметь:

- подключать к ПК различные периферийные устройства (монитор, клавиатуру, манипулятор «мышь», принтер, плоттер, сканер, модем и т.д.).

Технические средства реализации информационных систем. Установка, конфигурирование и модернизация аппаратного обеспечения ПК и АРМ специалиста.

Методические указания:

Автоматизация рабочего места специалиста – это применение технических средств для механизации и автоматизации управленческих и инженерно – технических работ.

К таким средствам относятся:

- средства составления и изготовления документов;

- средства копирования и размножения документов;

- средства хранения и транспортирования документов;

- средства обработки документов;

- средства административно – управленческой связи.

Основная база информационной технологии – компьютер.

Устройства вывода данных

Устройства вывода - это устройства, которые переводят информацию с машинного языка в формы, доступные для человеческого восприятия.

К устройствам вывода относятся:

Монитор (дисплей) - универсальное устройство визуального отображения всех видов информации

Различают алфавитно-цифровые и графические мониторы, а также монохромные мониторы и мониторы цветного изображения - активно-матричные и пассивно-матричные жкм.

Разрешающая способность выражается количеством элементов изображения по горизонтали и вертикали. Элементами графического изображения считаются точки – пиксели (pictureelement). Элементами текстового режима также являются символы.

Существуют:

1) мониторы на базе электронно-лучевой трубки (CRT).

2) жидкокристаллические мониторы (LCD) на базе жидких кристаллов.

Принтер – устройство для вывода информации в виде печатных копий текста или графики. Принтеры различают следующих типов:

а) матричные принтеры – в которых данные выводятся на бумагу в виде оттиска, образующегося при ударе цилиндрических стержней («иголок») через красящую ленту;

б) лазерные принтеры – в которых специальный красящий состав (тонер) под воздействием лазерного луча сначала наносится на бумагу, а затем закрепляется на ней с помощью прогревания;

в) светодиодные принтеры – которые очень похожи на лазерные принтеры. Разница заключается в том, что вместо лазерного луча в них используется линейка светодиодов;

г) струйные принтеры – в которых изображение формируется из микрокапель красителя, выбрасываемых под давлением на бумагу.

Плоттер (графопостроитель) – устройство, которое чертит графики, рисунки и диаграммы под управлением компьютера. Изображение получается с помощью пера. Используется для получения сложных конструкторских чертежей, архитектурных планов, географических и метеорологических карт, деловых схем.

Акустические колонки и наушники – устройство для вывода звуковой информации

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие основные блоки входят в состав ПК?

2.Назовите основные характеристики ПК и ориентировочные значения некоторых из них.

3.Что такое микропроцессор и что он выполняет?

4.Назначение и основные характеристики микропроцессорной памяти.

5.Назначение и основные характеристики оперативной, постоянной и внешней памяти.

6.Какие технические средства относятся к офисной технике?

Тема 1.2. Базовое программное обеспечение

Студент должен:

знать:

- назначение и состав базового программного обеспечения;

название, отличительные свойства современных операционных систем (ОС) и сред;

- сетевые ОС и их отличительные особенности.

Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Влияния свойств ПК в предметной области применения АРМ специалиста на выбор ОС.

Методические указания:

В основу работы компьютеров положен программный принцип управления, состоящий в том, что компьютер выполняет действия по заранее заданной программе. Этот принцип обеспечивает универсальность использования компьютера: в определенный момент времени решается задача соответственно выбранной программе. После ее завершения в память загружается другая программа и т.д.

Программа – упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера для решения задачи. Конечной целью любой компьютерной программы является управление аппаратными средствами.

Для нормального решения задач на компьютере нужно, чтобы программа была отлажена, не требовала доработок и имела соответствующую документацию. Поэтому, относительно работы на компьютере часто используют термин программное обеспечение (software), под которым понимают совокупность программ, процедур и правил, а также документации, касающихся функционирования системы обработки данных.

Программное обеспечение – совокупность программ обработки данных и необходимых для их эксплуатации документов.

Программное и аппаратное обеспечение в компьютере работают в неразрывной связи и взаимодействии. Состав программного обеспечения вычислительной системы называется программной конфигурацией. Между программами существует взаимосвязь, то есть работа множества программ базируется на программах низшего уровня.

Междупрограммный интерфейс - это распределение программного обеспечения на несколько связанных между собою уровней. Уровни программного обеспечения представляют собой пирамиду, где каждый высший уровень базируется на программном обеспечении предшествующих уровней.

Схематично структура программного обеспечения можно представить:

Прикладной уровень
Служебный уровень
Базовый уровень

Базовое программное обеспечение – минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера.

В базовое программное обеспечение входят:

- операционная система;

- операционные оболочки;

- сетевая операционная система.

Операционная система предназначена для управления выполнением пользовательских программ, планирования и управления вычислительными ресурсами ЭВМ.

Функции операционной системы:

- осуществляет управление выполняемыми программами;

- управляет всеми техническими и программными ресурсами компьютера – (различные технические: принтеры, сканеры – дополнительные устройства, программные ресурсы - пакеты программ, заставляет работать технические ресурсы.);

- организация обмена информации между процессом и внешними устройствами;

- выполнение работ по хранению информации во внешней памяти, обслуживание дисков.

Состав операционной системы:

1. Подсистема, обеспечивающая взаимодействие процессора и внешних устройств;

2. Загрузчик программ, осуществляет тестирование устройств компьютера после его включения и загружает в оперативную память основные файлы операционной системы;

3. Подсистема, обеспечивающая диалог с человеком, (оконная система и интерпретатор команд);

4. Файловая система, которая обеспечивает всю работу по ведению файловой структуры.

Операционные оболочки – специальные программы, предназначенные для облегчения общения пользователя с командами операционной системы. Операционные оболочки имеют текстовый и графический варианты интерфейса конечного пользователя. Наиболее популярны следующие виды оболочек операционных систем: NortonCommander; NortonNavigator; Windows 3.1 и др.

Сетевые операционные системы – комплекс программ, обеспечивающий обработку, передачу и хранение данных в сети.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое программа, программное обеспечение?

2.Как можно классифицировать программное обеспечение?

3.Что входит в базовое программное обеспечение?

4.Какие системы входят в состав базового программного обеспечения?

Тема 1.3. Программное обеспечение прикладного характера

Студент должен:

знать:

- назначение программного обеспечения прикладного характера;

- многообразие задач, для решения которых создаются пакеты прикладных программ;

- название наиболее популярных пакетов прикладных программ по профилю специальности и их основные характеристики.

уметь:

- устанавливать на ПК MSOffice;

- устанавливать на ПК пакеты прикладных программ по профилю специальности.

Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач. Установка, конфигурирование и модернизация прикладного программного обеспечения.

Методические указания:

Расширением базового программного обеспечения компьютера является набор сервисных, дополнительно устанавливаемых программ, которые можно классифицировать по функциональному признаку следующим образом:

- программы диагностики работоспособности компьютера;

- антивирусные программы;

- программы обслуживания дисков;

- программы архивирования данных;

- программы обслуживания сети.

Эти программы часто называют утилитами.

Широкое применение средств компьютерной техники, создание автоматизированных информационных систем вызвало создание большого числа пакетов прикладных программ (ППП).

Пакеты прикладных программ (ППП) служат программным инструмента­рием решения функциональных задач и являются самым многочисленным классом про­граммных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей.

Установка программных продуктов на компьютер выполняется квалифицированными пользователями, а непосредственную их эксплуатацию осуществляют, как правило, конеч­ные пользователи — потребители информации, во многих случаях, деятельность которых весьма далека от компьютерной области. Данный класс программных продуктов может быть весьма специфичным для отдельных предметных областей.

Пакет прикладных программ (applicationprogrampackage) — комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области.

ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНоЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛьНой деятельности - student2.ru

ППП общего назначения

Данный класс содержит широкий перечень программных продуктов, поддерживающих пре­имущественно информационные технологии конечных пользователей. Кроме конечных пользователей этими программными продуктами за счет встроенных средств технологии программирования могут пользоваться и программисты для создания усложненных про­грамм обработки данных.

Представители данного класса программных продуктов:

1. Настольные системы управления базами данных (СУБД), обес­печивающие организацию и хранение локальных баз данных на автономно работающих компьютерах либо централизованное хранение баз данных на файл-сервере и сетевой до­ступ к ним.

В настоящее время наиболее широко представлены реляционные СУБД для персо­нальных компьютеров, осуществляющие:

• работу с базой данных через экранные формы;

• организацию запросов на поиск данных с помощью специальных языков запросов вы­сокого уровня;

• генерацию отчетов различной структуры данных с подведением промежуточных и окончательных итогов;

• вычислительную обработку путем выполнения встроенных функции, программ, напи­санных с использованием языков программирования и макрокоманд.

2. Серверы баз данных — успешно развивающийся вид программного обеспе­чения, предназначенный для создания и использования при работе в сети интегрированных баз данных в архитектуре клиент-сервер.

Многопользовательские СУБД в сетевом варианте обработки данных хранят информацию на файл-сервере — специально выделенном ком­пьютере в централизованном виде, но сама обработка данных ведется нерабочих станциях. Серверы баз данных, напротив, всю обработку (хранение, поиск, извлечение и передачу данных клиенту) данных выполняют самостоятельно, одновременно обеспечивая данными большое число пользователей сети.

Общим для различных видов серверов баз данных является использование реляцион­ного языка SQL (StructuredQueryLanguage) для реализации запросов к данным.

3. Генераторы (серверы) отчетов — самостоятельное направление разви­тия программных средств, обеспечивающих реализацию запросов и формирование отчетов в печатном или экранном виде в условиях сети с архитектурой клиент-сервер.

Сервер отчетов подключается к серверу баз данных, используя все уровни передач и драйверы сервера баз данных. Серверы отчетов включают:

• программы планирования — учет времени для формирования отчетов по требованию пользователей, составление расписания выдачи и распространения отчетов по сети;

• программы управления очередью запросов на формирование отчетов;

• программы ведения словаря пользователей для разграничения доступа к сформирован­ным отчетам;

• программы ведения архива отчетов и др.

4. Текстовые процессоры — автоматическое форматирование документов, вставка рисованных объектов и графики, составление оглавлений и указателей, проверка орфографии, шрифтовое оформление, подготовка шаблонов документов.

Развитием данного направления программных продуктов являются издательские системы.

5.Табличный процессор — удобная среда для вычислений силами конечного пользователя; средства деловой графики, специализированная обработка (встроенные функ­ции, работа с базами данных, статистическая обработка данных и др.).

6. Средства презентационной графики — специализированные про­граммы, предназначенные для создания изображений и их показа на экране, подготовки слайд - фильмов, мультфильмов, видеофильмов, их редактирования, определения порядка следования изображений.

Презентация может включать показ диаграмм и графиков, все программы презентаци­онной графики условно делятся на программы для подготовки слайд-шоу, программы для подготовки мультимедиа-презентации.

7. Интегрированные пакеты — набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга, поддерживающих единые информационные тех­нологии, реализованные на общей вычислительной и операционной платформе.

Наиболее распространены интегрированные пакеты, компонентами которых явля­ются:

• СУБД;

• текстовый редактор;

• табличный процессор;

• органайзер;

• средства поддержки электронной почты;

• программы создания презентаций;

• графический редактор.

Компоненты интегрированных пакетов могут работать изолированно друг от друга, но основные достоинства интегрированных пакетов проявляются при их разумном сочетании друг с другом. Пользователи интегрированных пакетов имеют унифицированный для раз­личных компонентов интерфейс, тем самым обеспечивается относительная легкость про­цесса их освоения.

Отличительными особенностями данного класса программных средств являются:

• полнота информационных технологий для конечных пользователей;

• однотипный интерфейс конечного пользователя для всех программ, входящих в состав интегрированного пакета — общие команды в меню, стандартные пиктограммы одних и тех же функций (сохранение на диске, печать, проверка орфографии, шрифтовые оформления и т.п.), стандартное построение и работа с диалоговыми окнами и др.;

• общий сервис для программ интегрированного пакета (например, словарь и средства орфографии для проверки правописания, построитель диаграмм, конвертер данных и др.);

• легкость обмена и ссылок на объекты, созданные программами интегрированного пакета (применяется два метода:DDE — динамический обмен данными и OLE — ди­намическая компоновка объектами), единообразный перенос объектов (метод drag-and-drop);

• наличие единой языковой платформы для разработки макрокоманд, пользовательских программ;

• возможность создания документов, интегрирующих в себе возможности различных программ, входящих в состав интегрированного пакета.

Методо-ориентированные ППП

Данный класс включает программные продукты, обеспечивающие независимо от предмет­ной области и функций информационных систем математические, статистические и другие методы решения задач.

Наиболее распространены методы математического программирования, решения диф­ференциальных уравнений, имитационного моделирования, исследования операций.

Методы статистической обработки и анализа данных (описательная статистика, рег­рессионный анализ, прогнозирование значений технико-экономических показателей и т.п.) имеют всевозрастающее применение. Так, современные табличные процессоры, значитель­но расширили набор встроенных функций, реализующих статистическую обработку, пред­лагают информационные технологии статистического анализа. Вместе с тем необходимость в использовании специализированных программных средств статистической обработки, обеспечивающих высокую точность и многообразие статистических методов, также растет.

Офисные ППП

Данный класс программных продуктов охватывает программы, обеспечивающие организа­ционное управление деятельностью офиса:

1. Органайзеры (планировщики) — программное обеспечение для планиро­вания рабочего времени, составления протоколов встреч, расписаний, ведения записной и телефонной книжки.

В состав программ органайзеров входят: калькулятор, записная книжка, часы, кален­дарь и т.п. Наиболее часто подобное программное обеспечение разрабатывается для ноутбу­ков, персональных компьютеров блокнотного типа.

2. Программы-переводчики, средства проверки орфографии и распознавания текста включают:

• программы-переводчики, предназначенные для создания подстрочника исходного текста на указанном языке;

• словари орфографии, используемые при проверке текстов;

• словари синонимов, используемые для стилевой правки текстов;

• программы для распознавания считанной сканерами информации и преобразования в текстовое представление.

3.Коммуникационные ППП — предназначены для организации взаимодейст­вия пользователя с удаленными абонентами или информационными ресурсами сети.

Файловая система

Вся информация в компьютере хранится в файлах, с которыми и работает операционная система.

Файл (file) — это поименованная последовательность байтов, место постоянного хранения различных видов информации.

Файлы организованы в каталоги, также называемые директориями (directory) или папками (folder). Каталог - это место хранения файлов на диске.

Любой каталог может содержать произвольное число подкаталогов, в каждом из которых могут храниться файлы и другие каталоги.

На каждом диске существует главный или корневой каталог, в котором располагаются все остальные каталоги, называемые подкаталогами и некоторые файлы. Таким образом, создается иерархическая структура. Каталог, с которым в настоящий момент работает пользователь, называется текущим.

Файлы и каталоги являются самыми важными объектами файловой системы. Файловая система — регламент, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях. Она определяет формат физического хранения файлов. Конкретная файловая система определяет размер имени файла, максимально возможный размер файла, набор атрибутов файла.

Способ, которым данные организованы в байты, называется форматом файла. Для того чтобы прочесть файл, например, электронной таблицы, необходимо знать, каким образом байты представляют числа (формулы, текст) в каждой ячейке; чтобы прочесть файл текстового редактора, надо знать, какие байты представляют символы, а какие шрифты или поля, а также другую информацию.

Текстовые файлы - наиболее распространенный тип данных в компьютерном мире. Для хранения каждого символа чаще всего отводится один байт, а кодирование текстовых файлов выполняют с помощью специальных кодировочных таблиц.

Каждый файл на диске имеет обозначение (полное имя), которое состоит из 2 частей: имени и расширения, разделенных точкой.

Расширение имени файла — необязательная последовательность символов, добавляемых к имени файла и предназначенных для идентификации типа (формата) файла. Это один из распространённых способов, с помощью которого пользователь или программное обеспечение компьютера может определить тип данных, хранящихся в файле.

В ранних операционных системах длина расширения была ограничена тремя символами, в современных операционных системах это ограничение отсутствует.

Операционная система или менеджер файлов могут устанавливать соответствия между расширениями файлов и приложениями.

Когда пользователь открывает файл с зарегистрированным расширением, автоматически запускается соответствующая этому расширению программа. Некоторые расширения показывают, что файл сам является программой. Зачастую расширение файла отображается для пользователя пиктограммой.

Создание каталогов (папок)

Каталоги (папки) – важные элементы иерархической структуры, необходимые для обеспечения удобного доступа к файлам, если файлов на носителе слишком много. Файлы объединяются в каталоги по любому общему признаку, заданному их создателем (по типу, по принадлежности, по назначению, по времени создания и т.п.). Каталоги низких уровней вкладываются в каталоги более высоких уровней и являются для них вложенными. Верхним уровнем вложенности иерархической структуры является корневой каталог диска.

Все современные операционные системы позволяют создавать каталоги. Правила присвоения имени каталогу ничем не отличаются от правил присвоения имени файлу, хотя негласно для каталогов не принято задавать расширения имен.

В иерархических структурах данных адрес объекта задается маршрутом (путем доступа), ведущим от вершины структуры к объекту. При записи пути доступа к файлу, проходящего через систему вложенных каталогов, все промежуточные каталоги разделяются между собой определенным символом. Во многих операционных системах в качестве такого символа используется “\” (обратная косая черта), например:

С:\Мои документы\Текущие\Рефераты\ОС.Дос

Программы поиска файлов.

Если не известно точное расположение файла в операционной системе Windows, то можно выполнить его поиск. Возможен поиск файла, папки, компьютера или пользователя.

В ОС Windows поиск файла/папки можно производить по следующим критериям:

- по имени или его части,

- по типу,

- по дате последнего изменения,

- по размеру,

- по фрагменту текста из файла.

Для запуска программы поиска файлов необходимо:

· Щелкнуть один раз на кнопке Пуск на панели задач. Появится Главное меню.

· Поместить указатель мыши на команду Поиск. Всплывет подменю.

· Выбрать командуФайлы и папки. Появится окно Проводника в левой области, которого панель обозревателя Поиск.

Результаты поиска выводятся в правой области окна Проводник и отвечают всем условиям, указанным на разных вкладках.

Для выполнения нового поиска нужно щелкнуть кнопку ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНоЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛьНой деятельности - student2.ru и повторить все вышеописанные действия.

Вопросы для самоконтроля:

1.Методы поиска файлов.

2.Как осуществляется поиск файла через Главное меню Windows?

3.Поиск информации в сети Internet?

Тема 3.3. Ввод информации с бумажных носителей

Студент должен:

знать:

- назначение и типы сканеров;

- стандарт для драйверов сканеров;

- рекомендации для выбора сканера;

- приёмы сканирования;

- технологию преобразования сканированных текстовых в Word – текст и тексты других форматов;

- наиболее популярные программы распознавания текста;

уметь:

- сканировать текстовые и графические материалы;

- пользоваться программами распознавания и просмотра сканированного текста ABBYYFineReaderOffice.

Сканеры. Сканирование текстовых и графических материалов. Распознавание сканированных текстов.

Методические указания:

Сканером называется устройство, позволяющее вводить компьютер образы изображений, представленных в виде текста, рисунков, слайдов, фотографий и другой графической информации. Несмотря на обилие различных моделей сканеров в первом приближении их классификацию можно провести всего по нескольким признакам, например, по кинематическому механизму сканера и по типу вводимого изображения.

В настоящее время все известные модели можно разбить на два типа: ручной (например, сканер штрих-кода) и настольный. Существуют и комбинированные устройства, которые сочетают в себе возможности и тех и других.

Принято выделять следующие типы сканеров:

а) планшетные – в которых сканируемый лист бумаги располагается на планшете, а его изображение считывается при помощи линейки специальных элементов, называемых приборами с зарядовой связью. Перемещение линейки относительно листа бумаги выполняется механическим протягиванием линейки при неподвижной установке листа или протягиванием листа при неподвижной установке линейки;

б) ручные – которые имеют тот же принцип действия, что и планшетные, однако протягивание линейки в данном случае выполняется вручную;

в) барабанные – в которых исходный материал закрепляется на цилиндрической поверхности барабана, вращающегося с высокой скоростью, и считывается с помощью фотоэлектронных умножителей;

г) сканеры форм – предназначены для ввода данных со стандартных форм, заполненных механически или вручную (налоговые декларации, результаты голосования и т.д.);

д) штрих-сканеры – это ручные сканеры, предназначенные для ввода штрих-кодов на товарах. Такие устройства применяют в торговле.

Принцип работы черно-белого сканера заключается в следующем. Сканируемое изображение освещается белым светом. Отражённый свет через уменьшающую линзу попадает не фоточувствительный полупроводниковый элемент, называемый Прибором с Зарядовой Связью (ПЗС). Каждая строка сканирования соответствует определённым значениям напряжения на ПЗС. Эти значения напряжения преобразуются в цифровую форму либо через аналогово-цифровой преобразователь АЦП (для полутоновых сканеров), либо через компаратор (для двухуровневых сканеров). Разрядность АЦП для полутоновых сканеров зависит от количества поддерживаемых уровней серого цвета. Например, сканер, поддерживающий 64 уровня серого, должен иметь шестиразрядный АЦП.

В настоящее время существует несколько технологий для получения серых и цветных сканируемых изображений. Один из принципов работы цветного сканера заключается в следующем. Сканируемое изображение освещается через вращающийся RGB-светофильтр или тремя лампами различного цвета.

Файл, создаваемый сканером в памяти машины, называется битовой картой. Битовая карта требует большого объёма памяти для своего хранения.

Сканер желательно использовать совместно с программами систем распознавания образов. Система распознаёт считанные сканером с документа битовые контуры символов и кодирует их, переводя в удобный для текстовых редакторов формат.

Сканер подклю

Наши рекомендации