Информационного пространства
Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами. Работая на компьютере, пользователь имеет дело с информационными ресурсами в виде файлов с программами, документов, У№еЬ-сайтов, фотографий, видеофрагментов и др.
Информационные ресурсы, доступные пользователю при работе на компьютере, будем называть его индивидуальным информационным пространством.
Индивидуальное информационное пространство формируется пользователем:
• при установке необходимого ему программного обеспечения на персональный компьютер;
• при создании текстовых, графических и других документов;
•
при переносе (копировании) на свой компьютер фотографий, текстов, музыки, видеофильмов и другой информации, хранящейся на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет;
• при сохранении на своём компьютере ссылок на заинтересовавшие его сетевые ресурсы и т. д.
Если компьютер автономный, то информационное пространство пользователя ограничено программами и данными, размещёнными на этом компьютере. Если компьютер подключён к локальной сети или сети Интернет, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.
Например, каждый ученик создаёт индивидуальное информационное пространство, сохраняя результаты своей работы в отдельной папке на своём рабочем компьютере или на сервере локальной сети. Имя этой папки уникально и содержит, как правило, указание на класс и фамилию ученика. Личная папка ученика может содержать отдельные файлы и вложенные папки, помогающие систематизировать накапливаемую информацию. Если количество и имена вложенных папок не оговариваются заранее, то рекомендуется самостоятельно продумать определённую иерархическую структуру, которая бы могла обеспечить в дальнейшем быстрый доступ к необходимой информации. Что касается имён файлов и папок, то они должны быть осмысленными, отражающими так или иначе содержащуюся в них информацию. Индивидуальное информационное пространство также формируется за счет настройки пользовательского интерфейса ОС и приложений.
Пользователь имеет возможность не только работать с информационными ресурсами, созданными другими людьми, но и сДелать Доступными для Других результаты своего труДа. Например, вы можете создать собственную или разместить свои работы (рисунки, фотографии, презентации, тексты, аудио- и видеозаписи и др.) на сайте школы. Следует очень ответственно подходить к информации, которую вы предполагаете сделать доступной для многих пользователей. Прежде всего, информация должна быть достоверной; она не должна порочить честь и достоинство других людей, носить угрожающий характер. Категорически запрещается и преследуется по закону пропаганда насилия, терроризма, нацио нальной розни и тому подобной информации, а также распространение материалов, содержащих компьютерные вирусы.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Взаимодействие человека и компьютера в наши дни строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:
•
все объекты представляются в виде значков;
• оперирование объектами осуществляется в окнах;
• основным элементом программного управления является меню;
• основным элементом аппаратного управления являются различ ные манипуляторы.
Многооконность — важная характеристика современного пользовательского интерфейса.
Информационное пространство пользователя — это информационные ресурсы (файлы с программами, документы, Web-caiiTbT, фотографии, видеофрагменты и др.), доступные пользователю при рабо те на компьютере.
Вопросы и задания
1. Что такое пользовательский интерфейс?
2. Почему командный пользовательский интерфейс не способствовал широкому распространению компьютерной техники? Почему специалисты до сих пор используют интерфейс командной строки?
З. Какие основные возможности реализованы в современных графических интерфейсах?
4. Почему современные пользовательские интерфейсы можно считать объектно-ориентированными ?
5. Какой пользовательский интерфейс, по вашему мнению, является дружественным?
б. Назовите основные элементы графического интерфейса.
7. Опишите основное окно операционной системы — Рабочий стол.
8.
Какие управляющие элементы могут содержаться в диалоговых окнах?
9. Перечислите основные элементы окон папок. Какие из них присутствуют в окнах известных вам приложений?
10. Какие аналогии с повседневной жизнью реализованы в современном пользовательском интерфейсе?
11. Представьте в виде графа основные понятия п. 2.5.2 «Основные элементы графического интерфейса».
12. Каких правил следует придерживаться при создании индивидуального информационного пространства?
Тестовые задания для самоконтроля
1. Выберите наиболее полное определение.
а) Компьютер — это электронный прибор с клавиатурой и экраном
б) Компьютер — это устройство для выполнения вычислений
в) Компьютер — это устройство для хранения и передачи информации
г) Компьютер это универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией
2. Укажите, в какой из групп устройств перечислены только устройства ввода информации:
а) принтер, монитор, акустические колонки, микрофон
б) клавиатура, сканер, микрофон, мышь
в) клавиатура, джойстик, монитор, мышь
г) флэш-память, сканер, микрофон, мышь
З. После отключения питания компьютера сохраняется информация, находящаяся:
а) в оперативной памяти
б) в процессоре
в) во внешней памяти
г) в видеопамяти
4. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится:
а) в оперативной памяти
б) на гибком диске
в) на жёстком диске
г) на СГ)
5. Дополните по аналогии: человек— записная книжка, компьютер:
а) процессор
б) долговременная память
в) клавиатура
г) монитор
б. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:
а) тактовой частоты процессора
б) размера экрана монитора
в) напряжения сети
г) быстроты нажатия клавиш
7. Сколько СЛ) объёмом 600 Мбайт потребуется для размещения информации, полностью занимающей жёсткий диск ёмкостью 40 Гбайт?
а) 15
б) 67
в) 68
г) 69
8. Два одинаковых сервера за 2 секунды могут обработать 2 миллиона запросов от пользовательских компьютеров. Сколько миллионов запросов могут обработать б таких серверов за б секунд?
в) 12
г) 18
9. Пропускная способность некоторого канала связи равна 128 ООО бит/с. Сколько времени займёт передача файла объёмом 500 Кбайт по этому каналу?
а) 30 с
б) 32 с
в) 4 мин.
г) 240 с
10. При Интернет-соединении с максимальной скоростью передачи данных 192 Кбит/с аудиофайл размером 3600 Кбайт будет в лучшем случае передаваться:
а) 5 мин.
б) больше 15 мин.
в) 10 мин.
г) 2,5 мин.
11. Совокупность всех программ, предназначенных для выполне ния на компьютере, называют:
а) системой программирования
б) программным обеспечением
в) операционной системой
г) приложениями
12. Комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к его ресурсам, это:
а) файловая система
б) прикладные программы
в) операционная система
г) сервисные программы
13. Программы, с помощью которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются:
а) драйверами
б) сервисными программами
в) прикладными программами
г) текстовыми редакторами
14. Компьютерный вирус А заполняет 1 Гб памяти за один месяц, вирус В заполняет 1 Гб за два месяца, вирус С заполняет 1 Гб за три месяца, вирус D заполняет 1 Гб за шесть месяцев. На компьютере одновременно обнаружены сразу все четыре вируса. Через какое время на 1 Гб памяти не останется области, не заполненной вирусами?
а) четверть месяца
б) половина месяца
в) один месяц
г) два месяца
15. Файл — это:
а) используемое в компьютере имя программы или данных;
б) поименованная область во внешней памяти
в) программа, помещённая в оперативную память и готовая к исполнению
г) данные, размещённые в памяти и используемые какой-либо программой
16. Тип файла можно определить, зная его:
а) размер
б) расширение
в) дату создания
Глава 2. Компьютер |
д) размещение
17. Для удобства работы с файлами их группируют:
а) в корневые каталоги
б) в архивы
в) в каталоги
д) на дискете
18. Полный путь к файлу имеет вид C:\BOOk\name_may_1.ppt. Расширение этого файла:
а) пате_тау_1
б) may_1.ppt
в) ppt
г) с: хвоокх
19. Полное имя файла было Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D:. Каким стало полное имя файла после перемещения?
20. В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.оа. В этом каталоге создали подкаталог с именем 8 CLASS и переместили в него файл Список_литературы.ьа. После чего полное имя файла стало
Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?
г) SCHOOL
21. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:
а) hello.c
б) hello.cpp
в) hhelolo.cpp
г) hhelolo.c
22.
Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:
а) аппаратным интерфейсом
б) процессом
в) объектом управления
г) пользовательским интерфейсом
23. Какие из перечисленных функций отображены кнопками управления состоянием окна?
а) свернуть, копировать, закрыть
б) вырезать, копировать, вставить
в) свернуть, развернуть, восстановить, закрыть
г) вырезать, копировать, вставить, закрыть.
„103
З
ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
5 3.1