Тематический модуль № 2 «Технические и программные средства реализации информационных процессов»

2.6.1. Цели и задачи изучения тематического модуля:

Основная цель тематического модуля − приобретение обучаемыми теоретических знаний, практических умений и навыков применения современных информационных технологий и аппаратного обеспечения компьютера в своей профессиональной деятельности.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

1) овладение обучаемыми основами организации и функционирования ЭВМ;

2) овладение обучаемыми навыками работы в среде операционных систем и программных оболочек;

3) подготовка обучаемых к работе с файловой структурой операционной системы;

4) подготовка обучаемых к обработке, анализу и систематизации научно-технической информации в сфере профессиональной деятельности с использованием компьютерной техники;

5) содействовать приобретению новых и совершенствованию имеющихся профессиональных умений и навыков в области поиска и защиты данных.

Требования к знаниям и умениямпо тематическому модулю.

В результате изучения тематического модуля обучаемые должны:

иметь представление:

- об информационных продуктах, услугах и правовом регулировании на информационном рынке;

- о современных средствах вычислительной техники;

знать:

- основные принципы, методы и средства хранения, обработки и систематизации компьютерной информации;

- виды, функции и конкретные возможностях программного обеспечения ЭВМ в процессе решения задач профессионально-служебной деятельности;

- типы и структуры данных; организацию данных на устройствах с прямым и последовательным доступом;

- принципы организации файловой структуры и файловой системы в ЭВМ;

уметь:

- эффективно работать с компьютером как средством управления информацией;

- создавать, удалять, переименовывать, копировать, перемещать файлы и папки средствами операционной системы Windows XP (Linux) и программ-оболочек;

- работать с основными командами операционной системы;

- самообучаться работе в современных компьютерных средах:

- создавать, редактировать и форматировать текстовые документы в текстовом процессоре MS Word;

- обрабатывать и анализировать числовую информацию средствами табличного процессора MS Excel;

- создавать и обрабатывать графические документы средствами графических редакторов, разрабатывать компьютерные презентации средствами MS PowerPoint;

- организовывать эффективные хранение и поиск информации в базе данных средствами MS Access;

- применять информационные технологии для решения научно-исследовательских задач радиотехники, приобретения новых естественнонаучных знаний;

владеть:

- основными методами работы на компьютере с прикладными программными средствами.

2.6.2. Перечень контрольных вопросов по тематическому модулю № 2.

1. Классификация и поколения ЭВМ. История развития средств компьютерной техники.

2. Стандартный набор аппаратных средств, необходимых для работы персонального компьютера, и их назначение.

3. Клавиатура. Основные группы клавиш и их назначение. Манипулятор «Мышь».

4. Центральный процессор ПК. Его назначение и основные характеристики. Материнская плата ПК. Модем.

5. Оперативная память и винчестер ПК. Назначение и основные характеристики.

6. Монитор. Назначение, виды и основные характеристики монитора.

7. Принтер. Назначение, виды принтеров. Принципы печати документов различных видов принтеров.

8. Сканер. Назначение, виды сканеров. Трекбол. Плоттер.

9. Логические элементы ЭВМ.

10. Основные узлы ЭВМ.

11. Что такое программное обеспечение? Структура программного обеспечения персонального компьютера.

12. Дайте определение операционной системы. Какие функции она выполняет? Приведите примеры операционных систем.

13. Что такое драйвер? Приведите примеры устройств, для работы которых требуется свой драйвер. Что такое утилиты? Перечислите известные вам утилиты.

14. Понятие файла и файловой системы. Что такое каталог. Правила написания имен файлов (каталогов) в MS DOS, Windows, Linux.

15. Назначение программных оболочек. Основы работы и интерфейс Total Commander.

16. Средства для работы с растровой и векторной графикой.

17. Стандартные программы в WINDOWS XP (Linux) и их назначение.

18. Типы окон в WINDOWS.

19. Что такое Буфер Обмена? Объясните, как в WINDOWS происходит обмен данными между программами с помощью Буфера Обмена.

20. Значки «Мой компьютер», «Сетевое окружение», «Мои документы», «Корзина». Их назначение и использование в WINDOWS XP.

21. Основные понятия и возможности операционной системы Linux.

22. Работа с файлами и папками в Linux при помощи командной строки

23. Работа с файлами и папками в Linux при помощи графического интерфейса Gnom.

24. Опишите элементы окна в WINDOWS.

25. Что называется текстовым редактором? Какие текстовые редакторы вы знаете? Перечислите функции текстового редактора.

26. Окно текстового процессора Word. Меню WORD. Ввод, редактирование и форматирование текста.

27. Назовите виды фрагментов текста в MS WORD и операции над ними: выделение, изменение шрифта в MS WORD.

28. Назначение и реализация контекстного поиска и замены в MS WORD. Правописание. Как расставить переносы в словах в MS WORD?

29. Что называется колонтитулом? Приведите примеры использования колонтитула в документах.

30. Назовите режимы просмотра документа в редакторе Word. В каких случаях удобно использовать каждый режим?

31. Назначение и функции табличного процессора. Назовите наиболее распространенные табличные процессоры.

32. Какие типы диаграмм предоставляет пользователю табличный процессор Excel? Что такое легенда?

33. Опишите рабочее поле электронной таблицы. Что такое ячейка, адрес ячейки? Приведите примеры.

34. Классификация стандартных функций в MS Excel.

35. Опишите этапы построения диаграммы в Excel

36. Работа в графическом редакторе Paint.

37. Создание презентаций в MS PowerPoint.

38. Для чего служат «Шаблоны оформления», «Цветовая схема» и «Эффекты анимации» в MS PowerPoint?

39. Понятие и структура автоматизированного рабочего места.

40. Централизованные криминалистические и разыскные учеты ОВД.

41. Основные понятия баз данных: база данных, банк данных, администратор базы данных. Задачи, решаемые с помощью баз данных.

42. Системы управления базами данных (СУБД): понятие, назначение и функции.

43. Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная.

44. Опишите процесс нормализации отношений. Приведите примеры.

45. Поясните основные этапы проектирования баз данных.

46. Поясните назначение программы Microsoft Access

47. Охарактеризуйте основные объекты базы данных Microsoft Access?

48. С какими типами данных работает Microsoft Access?

49. Как создать новую базу данных в Microsoft Access?

50. Как создать таблицу в Microsoft Access?

51. Охарактеризуйте следующие элементы таблицы: Имя поля, Тип данных, Примечание, Ключевое поле.

52. Охарактеризуйте основные свойства полей таблицы Microsoft Access.

53. Как создать ключевое поле в таблице Microsoft Access?

54. Как связать между собой несколько таблиц?

55. Из чего состоит форма и как ее создать?

56. Какие виды форм Вам известны?

57. Опишите этапы создания форм с помощью Мастера форм.

58. Какие бывают запросы и как их создать?

59. Для чего применяются отчеты и как их создать?

60. Учетно-регистрационная работа в ОВД.

2.6.3. Рекомендуемая литература

а) основная

1. Згадзай О.Э. Информатика и математика: Учебник: Доп. МВД РФ. / О.Э. Згадзай, С.Я. Казанцев, А.В. Филиппов. - М.: ГУК МВД РФ, 2002.

2. Информатика. Ч. I. Технические и программные средства реализации информационных процессов: курс лекций / Авт.-сост. С.А. Мишин, О.И. Каляпина. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008.

3. Информатика. Ч. II. Современные офисные технологии: курс лекций / Авт.-сост. О.И. Каляпина, С.А. Мишин. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008.

б) дополнительная

4. Бройдо В. Л. Архитектура ЭВМ и систем: [учебник]: доп. М-вом образования РФ / В. Л. Бройдо, О. П. Ильина. - 2-е изд. - СПб : Питер, 2009.

5. Информатика и информационные технологии / Ю.Д. Романова [и др.]; под общ. ред. Ю. Д. Романовой. - М. : Эксмо, 2008.

6. Сумин В.И. Информатика и математика. Часть 2. Информационные системы и защита информации в деятельности органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / В.И. Сумин, М.В. Питолин, С.А. Мишин, С.В. Белокуров. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2007.

7. Сумин В.И. Информатика и математика. Часть 1. Использование системного и прикладного программного обеспечения в деятельности органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / В.И. Сумин, М.В. Питолин, С.А. Мишин, С.В. Белокуров. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2006.

2.6.4. Материально-техническое обеспечение тематического модуля

- учебная доска, мел;

- видеопроектор (например, NEC NP40G), экран;

- компьютер IBM PC (например, SHIC 105 Intel Celeron 430 (1800 MHz) 1024 Mb DDR2 160 Gb, монитор 17 " ViewSonic VA 703 m, клавиатура Logitech Vaiue PS/2; манипулятор оптический Logitech M-SBF96).

2.6.5. Программное обеспечение тематического модуля

- операционные системы Windows XP и выше, Linux;

- среда виртуализации Virtual PC 2007;

- пакет программ Microsoft Office: Word, Excel, Access, PowerPoint;

- файловый менеджер Total Commander,

2.6.6. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- правовая система «КонсультантПлюс»;

- поисковые системы Интернет.

Наши рекомендации