Что запрещено на презентации
— Не записывайте на слайдах буквально каждое слово. Вы должны вести с аудиторией диалог, а не читать лекцию.
— Не используйте сугубо текстовые слайды.
— Не применяйте броских эффектов, поскольку они лишь отвлекают внимание аудитории от вашего выступления. Слайды не должны растворяться или вылетать из-за края экрана, и на нем не место ничему пляшущему или мигающему.
Говорите «да» избирательно
Талант общаться с людьми повышает производительность и общее качество работы. Одним из самых важных и сложных навыков коммуникации является умение ответить отказом так, чтобы не испортить отношений с человеком. Реальность такова, что если вы станете соглашаться на любую просьбу, вас так завалят работой, что вы перестанете получать от нее удовольствие и просто не сможете справляться с возложенными на вас обязанностями. Да, важно быть командным игроком, однако прежде всего у вас существует своя нагрузка и вы должны справляться с ней, а не отвлекаться на бесконечные просьбы окружающих.
Если на протяжении всей своей профессиональной деятельности вы соглашались на каждую просьбу, то, несомненно, ответив отказом впервые, вы испытаете чувство вины. У вас будет ощущение, будто вы подвели человека или из-за вас завалится весь проект. Спешу вас успокоить: испытывать такие чувства — это вполне нормально. Но со временем вы убедитесь, что люди больше начнут вас уважать за возросшее качество вашей основной работы и с пониманием отнесутся к отказам. К тому же помните: время от времени вам придется выполнять просьбы, поэтому слово «нет» не будет звучать из ваших уст постоянно.
Решая, как ответить на просьбу — согласием или отказом, — перечислите на листке свои основные должностные обязанности. Список должен быть коротким, содержащим не более десяти пунктов, и в него нужно включить только те функции, за невыполнение которых вас могут уволить или вы лишитесь клиентов. В результате вы получите перечень приоритетов, требующих от вас ответа «да». На просьбы такого рода вы обязаны соглашаться во что бы то ни стало. Если кто-то просит вас сделать нечто, имеющее отношение к этим пунктам, тут же проявите себя как командный игрок, ответив «Всегда готов!»
Этот список также служит фильтром отказов. Если кто-то посягает на ваше рабочее время, обратившись с просьбой, не имеющей отношения к пунктам вашего перечня приоритетов, извинитесь, но отвечайте отказом. (Безусловно, возможны отдельные случаи, когда придется говорить «да», поскольку от этого зависит ваша судьба, однако они, как правило, единичны).
Отказать так, чтобы не обидеть человека и не заработать себе плохую репутацию, — большое искусство. Имеет смысл попрактиковаться, привлекая в качестве «спарринг-партнеров» своих друзей, желательно из разных организаций. Пусть они обращаются к вам с различными просьбами, а вы ищите способ отказаться, не испортив с ними отношений. Сначала ваши попытки будут неуклюжими, однако если вы продолжите тренироваться, то со временем ваши слова станут звучать естественнее и убедительнее. Ниже приведен список примерных фраз, которыми можно дипломатично отказать человеку в просьбе и при этом остаться с ним в прежних отношениях.
— «Думаю, вы предложили блестящую идею, но вряд ли я самый подходящий помощник в этом деле. Вы говорили с Маргарет? Полагаю, ее заинтересует работа над подобным проектом. Я вас познакомлю с ней».
— «Сейчас я должен вместе с Терри готовиться к встрече с клиентом X, которая состоится с самого утра в пятницу. Но после того как я подготовлю о ней отчет, у меня появится немного свободного времени. Если вы согласны подождать до понедельника, то я помогу вам. Если же вам нужно выполнить эту работу раньше… К сожалению, тогда я не смогу оказать вам содействие».
— «Пол, благодарю за то, что вы подумали обо мне, но мой рабочий график расписан до конца месяца. Может быть, вам выслать электронные адреса моих коллег, которые, возможно, согласятся вам помочь?»
— «Мистер Джонсон, в последнее время ко мне слишком часто обращаются с просьбами, и я уже не успеваю их выполнять. Мы могли бы встретиться после обеда на десять минут? Я была бы признательна вам за рекомендации относительно того, как лучше расставить приоритеты».
— «Моя команда в настоящее время работает над проектами X, Y и Z, причем все три мы должны представить клиенту в течение ближайших трех недель. Поэтому сейчас наше задание — вписаться в сроки, и мы пока отложили все другие дела. Я бы с удовольствием детальнее обсудил с вами вашу идею, но этот разговор и любые решения по вашему предложению пока что придется отсрочить».