Особенности использования, видимость содержимого

Основным принципом модульного программирования является принцип «разделяй и властвуй». Модульное программирование – это организация программы как совокупности небольших независимых блоков, называемых модулями, структура и поведение которых подчиняются определенным правилам.

Использование модульного программирования позволяет упростить тестирование программы и обнаружение ошибок. Аппаратно-зависимые подзадачи могут быть строго отделены от других подзадач, что улучшает мобильность создаваемых программ.

3. Компилляция модуля(3 режима)

В среде Турбо Паскаль имеются средства, управляющие способом компиляции модулей и облегчающие разработку больших программ. Определены три режима компиляции: COMPILE,MAKE,BUILD. Режимы отличаются способом связи компилируемого модуля или основной программы с другими модулями, объявленными в предложении USES .

При компиляции модуля или основной программы в режиме COMPILE все, упоминаемые в предложении USES модули, должны быть предварительно откомпилированы, и результаты компиляции должны быть помещены в одноименные файлы с расширением TPU (от англ. Turbo Pascal Unit). Файл с расширением TPU создается автоматически при компиляции модуля Паскаля.

В режиме MAKE компилятор проверяет наличие TPU -файлов для каждого объявленного модуля. Если какой-либо файл не найден, система ищет одноименный файл с расширением PAS , т.е. файл с исходным текстом модуля Паскаля. Если таковой файл найден, система приступает к его компиляции. Кроме того, в этом режиме система следит за возможными изменениями исходного текста любого используемого модуля. Если в PAS -файл внесены изменения, то независимо от того, есть ли в каталоге соответствующий TPU -файл или нет, система откомпилирует его перед компиляцией основной программы. Более того, если изменения внесены в интерфейсную часть, то будут откомпилированы все другие модули, обращающиеся к нему. Режим MAKE существенно облегчает процесс разработки крупных программ с множеством модулей Паскаля: программист избавляется от необходимости следить за соответствием TPU -файлов их исходному тексту, т.к. система делает это автоматически.

В режиме BUILD существующие TPU -файлы игнорируются, система пытается отыскать и откомпилировать соответствующие PAS - файлы для каждого модуля Паскаля. После компиляции можно быть уверенным, что учтены все сделанные в текстах модулей Паскаля исправления и изменения.

Подключение модулей Паскаля к основной программе и их компиляция происходит в порядке их объявления в предложении USES . При переходе к очередному модулю Паскаля система предварительно ищет все модули, на которые он ссылается. Ссылки модулей Паскаля друг на друга могут образовывать древовидную структуру любой сложности, однако запрещается явное или косвенное обращение модуля к самому себе. Например, недопустимы следующие объявления:

Стандартные модули Паскаль

В Турбо Паскале имеется 8 стандартных модулей, в которых содержится множество различных типов, констант, процедур и функций. Этими модулями являются SYSTEM, DOS, CRT, GRAPH, OVERLAY, TURBO3, GRAPH3. Модули Паскаля GRAPH , TURBO 3, GRAPH 3 выделены в отдельные TPU -файлы, а остальные входят в состав библиотечного файла TURBO . TPL . Лишь один модуль Паскаля SYSTEM подключается к любой программе автоматически, все остальные становятся доступны только после указания их имен в списке подключаемых модулей.

Модуль Паскаля SYSTEM. В него входят все процедуры и функции стандартного Паскаля, а также встроенные процедуры и функции, которые не вошли в другие стандартные модули (например, INC , DEC , GETDIR и т.п.). Модуль Паскаля SYSTEM подключается к любой программе независимо от того, объявлен ли он в предложении USES или нет, поэтому его глобальные константы, переменные, процедуры и функции считаются встроенными в Турбо Паскаль.

Модуль Паскаля PRINTER делает доступным вывод текстов на матричный принтер. В нем определяется файловая переменная LST типа TEXT , которая связывается с логическим устройством PRN. После подключения данного модуля Паскаля можно выполнить, например, такое действие:

Пример стандартного модуля Паскаля

Uses printer;
Begin
Writeln(lst, ' Турбо Паскаль ');
End.

Модуль Паскаля CRT. В нем сосредоточены процедуры и функции, обеспечивающие управление текстовым режимом работы экрана. С его помощью можно перемещать курсор в любую точку экрана, менять цвет выводимых символов и фона, создавать окна. Кроме того, в данный модуль включены также процедуры «слепого» чтения клавиатуры и управления звуком.

Модуль Паскаля GRAPH . Содержит набор типов, констант, процедур и функций для управления графическим режимом работы экрана. Этот модуль позволяет создавать различные графические изображения и выводить на экран надписи стандартными или созданными программистом шрифтами.

Модуль Паскаля DOS . В модуле собраны процедуры и функции, открывающие доступ к средствам дисковой операционной системы MS - DOS .

Модуль Паскаля OVERLAY . Данный модуль необходим при разработке громоздких программ с перекрытиями. Турбо Паскаль обеспечивает создание программ, длина которых ограничивается лишь основной оперативной памятью. Операционная система MS - DOS оставляет программе около 580 Кбайт основной памяти. Память такого размера достаточна для большинства исполняемых программ, тем не менее, использование программ с перекрытиями снимает это ограничение.

IV. Указатели

Основные понятия, типы указателей, объявление

Рано или поздно каждый программист, работающий на Паскале, попадает в ситуацию, требующую использования указателей. Указатели требуется применять в следующих случаях:

* Если ваша программа работает с большими объемами данных (общий объем которых превышает 64К).

* Если ваша программа во время компиляция использует данные неизвестного размера.

* Если программа использует временные буферы данных.

* Если ваша программа работает с несколькими типами данных.

* Если ваша программа использует связанные списки данных или объектов.

Давайте подробнее рассмотрим каждую причину использования указателей.

Указатель представляет собой динамическую переменную, значение которого является адрес другой переменной, т.е. прямой адрес ячейки памяти.

Могут быть типизированными или нетипизированными. Типизированные указатели - указатели, которые ссылаются на область данных фиксированного типа.

Для описания используется символ ^.

Схема объявления указателя:

<имя переменной-указатемя>: ^<базовый тип данных>.

Нетипизированные указатели — указатели, базовый тип которых не фиксируется. Такие указатели задают только место (адрес оперативной памяти), без конкретизации типа значения, содержащегося по этому адресу.

Такие указатели определяются с помощью предопределенного идентификатора Pointer.

<переменная~указатель>: Pointer;

2. Способы задания значений переменных

Чтобы хранить указатели, вам требуется переменная-указатель, а для создания переменной-указателя вам необходим ссылочный тип (или тип "указатель"). Простейшим ссылочным типом является стандартный тип с именем Pointer. Переменная типа Pointer - это общий (нетипизированный) указатель, то есть, просто адрес. Он не содержит информации о том, на что он указывает.

Таким образом, чтобы использовать тот же пример SomeNumber, вы можете присвоить его адрес переменной-указателю:

var

SomeNumber: Integer;

SomeAddress: Pointer;

begin

SomeNumber := 17; {присвоить SomeNumber значение}

SomeAddress := @SomeNumber; {присвоить SomeAddress адрес}

SomeAddress := Addr(SomeNumber); {другой способ получения

адреса}

end.

Нетипизированные указатели в Паскале не используются, поскольку они очень ограничены. Они наиболее полезны, когда указываемый элемент будет изменяться, так как нетипизированный указатель совместим с любым другим указателем. Типизированные указатели значительно более полезны, и как вы узнаете в следующем разделе, они более надежны.

Наши рекомендации