Упражнение «Подуем на пушинку»
Оглавление
Введение
Младшая группа
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24
Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29
Занятие 30
Средняя группа
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24
Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29
Занятие 30
Старшая группа
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24
Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29
Занятие 30
Подготовительная группа
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятий 13
Занятие 14
Занятие15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24
Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29
Занятие 30
Введение
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Уже на третьем—четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. .
У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью — чтением и письмом.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.
Предлагаемые конспекты занятий помогут воспитателям развивать произносительную систему речи дошкольника. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.
Младшая группа
Занятие 1
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Колокольчик, большая и маленькая матрешки.
Ход занятия
Игра «Поезд»
Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» — отправление поезда; «У-у-у» — поезд гудит; «Чух-чух-чух» — поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка.
Воспитатель и дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд едет дальше.
На другой остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними.
Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Матрешки устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: "Ааа-ааа..." (дети имитируют, что укачивают матрешек). Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики».
Занятие 2
Программное содержание. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).
Ход занятия
Игра «Медвежата едят мед»
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3—4 раза.
Занятие 3
Программное содержание. Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.
Материал. По одной пушинке на ребенка.
Ход занятия
Игра «Покормим птенчиков»
Воспитатель. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).
Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи».)
Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети по шире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат.
Игра повторяется 2—3 раза.
Занятие 4
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка шарик диаметром 2 см, сделанный из папиросной бумаги, на нитке длиной 10 см.
Ход занятия
Игра «Часы»
Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом...». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак...».
Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание Зраза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз).
Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра повторяется 2 раза.
Упражнение «Подуем на шарик»
Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик).
Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
Занятие 5
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; четыре кубика.
Ход занятия
Игра «Кто в домике живет?»
Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки). Кто это? (Ответы детей.) Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза)* (Показывает картинку с изображением котенка.) А это кто? (Ответы детей.) Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). (Показывает картинку с изображением собаки.) Кто это? (Ответы детей.) Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). (Показывает картинку с изображением щенка.) А это кто? (Ответы детей.) Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав-ав» (произносится громко)! (Ответы детей.) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (Ответы детей.)
Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу-мяу» (произносится тихо)! Как котенок мяукал? (Ответы детей.)
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Занятие 6
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Кукла (желательно в белом халате и шапочке).
Ход занятия
Игра «Лягушка и лягушата»
Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: "Ква-ква" (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают).
Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек».
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие 7
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать елочные игрушки); мячи, вырезанные из цветной гуммированной бумаги (диаметр — 2 см, по одному на ребенка); мячи на нитке длиной в 10 см.
Ход занятия
Игра «Колокольчики»
Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие 8
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.
Ход занятия
Игра «Кто как кричит?»
Воспитатель. У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграф) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка). Мама учила его хрюкать. Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание). А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше). Свинья зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)
Поросенок услыхал, что мама его зовет, и захрюкал. Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)
Прибежал он к маме (переставляет картинку). Свинья захрюкала громко. Как? (Ответы детей.)
Так она хвалила сыночка-поросенка. И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)
Занятие 9
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.
Ход занятия
Игра «Барабаны»
Воспитатель делит детей на две команды — большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.
Воспитатель. Вы будете музыкантами, играющими на барабанах. Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (звукосочетания дети повторяют 2—3 раза).
Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6—8 раз.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Почистим зубы»
Воспитатель. Мы будем учиться правильно чистить зубы. Посмотрите, как я «чищу» (около открытого рта проводит пальцем из стороны в сторону).
А теперь вы почистите зубы (проверяет правильность выполнения задания). Сейчас нужно почистить зубы так (проводит пальцем около открытого рта снизу вверх и обратно). И вы сделайте то же. Молодцы, теперь у всех чистые и красивые зубы.
Занятие 10
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.
Ход занятия
Занятие 11
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
Ход занятия
Игра «Звенят колокольчики»
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Игра «Покормим птенчиков»
Правила игры изложены в занятии 3.
Занятие 12
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход занятия
Упражнение «Оближем губы»
Воспитатель. Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе — должны получаться круговые движения).
Упражнение повторяется 3 раза.
Занятие 13
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по бабочке, вырезанной из прямоугольника цветной гуммированной бумаги (4x3 см), укрепленной на нитке длиной в 10 см.
Ход занятия
Занятие 14
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Такой же, как в занятии 13.
Ход занятия
Игра «Рыбки»
Воспитатель. Вы будете рыбками. Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю». Они ныряют глубоко за кормом. Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко). Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).
Дети повторяют оба звукосочетания 2—3 раза.
Воспитатель. Поплыли рыбки, хвостиком машут. (Дети говорят: «Флю-флю-флю».)
— Ныряют большие рыбы... маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)
Без системы даются команды то маленьким, то большим рыбкам 5—6 раз. Задания выполняют все дети.
Занятие 15
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинки на фланели с изображением гуся, гусенка, курицы, цыпленка; фланелеграф; кукла.
Ход занятия
Игра «Кто как кричит»
Воспитатель. Это гусь (показ картинки). Он громко гогочет: «Га-га-га» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
Это маленький гусенок — сыночек гуся (показ картинки). Он гогочет тихо: «Га-га-га» (дети повторяют 2—3 раза).
Это курочка (показ картинки). Она громко кричит: «Ко-ко-ко» (дети повторяют). А цыпленок (показ картинки) ей отвечает: «Пи-пи-пи» (дети повторяют звукосочетание).
Все картинки воспитатель прикрепляет к фланелеграфу и говорит: «Послушайте, чья это песенка: «Га-га-га» (произносит тихо).
— Правильно, Саша, это песенка гусенка. Сними картинку и спой его песенку».
Аналогичная работа проводится со всеми персонажами,
Занятие 16
Программное содержание. Развивать речевое внимание артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинки с изображением ослика и слона.
Ход занятия
Игра «Слоны и ослики»
Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов Они встают друг против друга.
Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Иииииии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).
По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки. По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.
Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, игра проводится вновь.
Упражнение «Уколем пальчик»
Воспитатель предлагает детям поднести указательный палец поближе ко рту, быстро «уколоть» его языком и убрать язык. Упражнение повторяется 6—7 раз.
Занятие 17
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей.
Материал. По одному круглому карандашу на каждого ребенка.
Ход занятия
Игра «Утки и утята»
Воспитатель. Вот утка (показ картинки), она крякает: «Кра-кра...» (Дети повторяют звукосочетание 4—5 раз). Вот утенок (показ картинки), он крякает тихо: «Кря...» (дети повторяют звукосочетание).
Воспитатель делит детей на две команды — уток и утят.
Воспитатель. Плывут утки и громко крякают... Возвращаются к берегу. Плывут утята и крякают... Возвращаются к берегу.
Упражнение проводится 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие 18
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Игрушки: лягушка, рыба, лиса, самолет.
Ход занятия
Игра «Телефон»
Воспитатель. Сегодня мы поиграем в игру «Телефон». Сережа выйдет за дверь, а Катя спрячет игрушку и встанет рядом с Леной и Вовой. Мы все позовем Сережу: «Сережа, иди ищи!» Онвойдет и встанет в ряд за Вовой. Катя тихо на ушко скажет Лене, где игрушка. Лена скажет Вове, а Вова — Сереже.
Если телефон работал хорошо, то Сережа все услышит правильно и сможет найти игрушку.
Сережа, выйди, пожалуйста, за дверь и жди, когда мы тебя позовем.
Давайте спрячем зайца. Катя, прячь его. (Катя прячет зайца.) Зовите Сережу.
Сережа входит и встает в ряд. Дети тихо говорят друг другу, где спрятана игрушка. Когда Сережа услышит, какая игрушка спрятана и где, он ее находит и показывает всем детям.
Следующую игрушку прячут и находят другие дети.
Упражнение «Маятник»
Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ), и поэтому часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы.
Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить» между зубами (показ).
Упражнение повторяется 3 раза и после небольшого отдыха проводится вновь.
Занятие 19
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. По одному круглому карандашу на ребенка.
Ход занятия
Игра «Выполни задание» (в кругу)
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем (дети берутся за руки)
И бегаем кругом (Зраза).
Игра повторяется 3 раза.
Занятие 20
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. 3—4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют; по одному граненому карандашу на ребенка.
Ход занятия
Игра «Телефон»
Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот — первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.
Игра проводится 3—4 раза.
Упражнение «Уколем пальчик»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 16.
Занятие 21
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели — козы, овцы, петуха; их детенышей каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф. На каждого ребенка круглый комок из ваты, слегка смоченной крахмалом (диаметр комка — 4 см).
Ход занятия
Игра «Будь внимательным»
Воспитатель. Это коза (показ картинки). Она громко кричит: «Ме-ме..» (дети повторяют звукосочетание 5—6раз) А это козлик — ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание 5—6 раз). Это овца (показ картинки) Она блеет — кричит громко: «Бе-бе...» (дети повторяют 5—( раз), а ее детеныш — ягненок кричит тихо (дети повторяют 5—6 раз).
— А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.Как он кричит? Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). У петуха курицы есть детеныши. Как их зовут? (Ответы детей.) Как пищат цыплята? (Ответы детей.)
Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц). Детеныши гуляют (деть выходят из-за столов), травку щиплют, крошки ищут. Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать — ответить им — и побежать — поставить картинку рядом ( ними.
Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы. Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я — ягненок: "Бе-бе-бе"», — и ставит картинку на фланелеграф.
После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.
Занятие 22
Программное содержание. Развивать голосовой аппарат, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. По одному ватному шарику на ребенка.
Ход занятия
Упражнение с заданиями
Воспитатель. Вышли дети на прогулку (дети ходят по группе). Стали они прыгать (прыгают), бегать (бегают), но пошел дождик: «Кап-кап, кап-кап» (дети с воспитателем медленно произносят звукосочетание).
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
Кап-кап-кап (дети вместе с воспитателем
произносят звукосочетание в быстром темпе).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (дети имитируют,
что раскрывают зонт).
Произносятся звукосочетания сначала быстро, затем все медленнее и медленнее (воспитатель дирижирует). Воспитатель. Кончился дождик и дети пошли в группу.
Занятие 23
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход занятия
Занятие 24
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.
Ход занятия
Занятие 25
Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Ход занятия
Игра «Лягушка и лягушата»
Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я — мамой-лягушкой. Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.) Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).
— Наловила я много вкусных мошек. Откройте пошире ротики — я вас покормлю... Наелись лягушата, громко заквакали... легли спать на листики... проснулись и заквакали.
Дети выполняют указанные действия. Игра повторяется.
Занятие 26
Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика. У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.
Ход занятия
Игра «Позови свою маму»
Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.) Кто у цыпленка мама? (Курица.) Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».) (Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Занятие 27
Программное содержание. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Ход занятия
Игра «Идут животные»
Воспитатель делит детей на четыре группы — это слоны, медведи, поросята и ежики.
Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3—4 раза).
Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза немного потише).
Идут поросята, они топают еще тише...
Идут ежики, они топают очень тихо...
Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
Упражнение «Заморозим руку»
Дети подносят руку ко рту на расстояние примерно 10 см, произносят: «фу-у-у» —дуют на руку. Упражнение проводится 4-5раз.
Упражнение «Постучи зубами по языку»
Дети высовывают язык и 5—6 раз слегка прикусывают его зубами. После короткого отдыха упражнение повторить.
Занятие 28
Программное содержание. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; каждого ребенка по синему и красному кружку.
Ход занятия
Игра «Будь внимательным»
Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Воспитатель показывает картинки (произвольно), а де выполняют действия.
Упражнение «Заморозим руку»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 27
Упражнение «Маятник»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 18
Занятие 29
Программное содержание. Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.
Ход занятия
Игра «Отгадай слово»
Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Воспитатель произносит слово без последнего слога звука, дети называют слово целиком.
Упражнение с заданиями
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 22.
Занятие 30
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал. Игрушечный мишка; картинка, изображающая кукушку.
Ход занятия
Игра «Кукушка и дудочка»
Воспитатель. В лесу живет птица — кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы — кукушки и дудочки. Без системы 6—7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Делай, как я»
Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть— давать вам задания.
Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).
Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите...
Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед...
Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так...
Надо облизать зубы вот так... Погладить животик и сказать: «фу-у-у». Порычите погромче...
Воспитатель. Молодцы!
Средняя группа
Занятие 1
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Ход занятия
Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — это лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух, тшух» (дети повторяют звукосочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»; по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие 2
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4x4 см) на нитке длиной в 8—10 см (леска натянута на уровне рта ребенка).
Ход занятия
Занятие 3
Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Мишка, зайка (игрушки).
Ход занятия
Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка), он останавливается: «Уу-ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику... Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я»... «Порычите: «Хрп-хр-хр»... «Ешьте мед — слизывайте "с лапы... оближите губы... зубы круговым движением» (дети выполняют задания).
Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называют трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею, скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-ух, у-у-ух» (дети повторяют).
Занятие 4
Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух детей.
Материал. Мяч.
Ход занятия
Игра «Надуем мяч»
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Круг — это мяч.
Воспитатель. Мяч плохо надут, давайте его надуем: «пф-ф-ф пф-ф-ф» (дети делают большой круг и произносят звукосочетания). Мы так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Давайте снова его надуем: «Пф-ф»... Опять лопнул...
Игра повторяется и с тем, и с другим звукосочетанием еще раз.
Воспитатель. Мы надули мяч, теперь он будет хорошо подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст соседу.
В игре должны принять участие все дети. Затем играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и передают его следующему ребенку.
Занятие 5
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход занятия
Упражнение «Заморозим руки»
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руку и произносят: «Сффф-сффф».
Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются местами.
Игра «Падают листья»
Дети встают в крут.
Воспитатель произносит текст. Напервые две строчки дети идут по кругу, на третью и четвертую — переступают с ноги на ногу и произносят: «Шик», на пятую — поднимают руки вверх, медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».
Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят: «Шик, шик, шик, шик». И летят... летят... летят.
Занятие 6
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.
Материал. На каждого ребенка и воспитателя по большему и маленькому кружку; искусственный или живой цветок
Ход занятия
Игра «Оркестр»
Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.
Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружу; на доске такие же кружки.
Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, о стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)
Играем на больших барабанах (показывает на больше кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с питателем поют соответствующую песенку).
Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют друг песенку).
Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже го дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхаю (вдох через нос, на выдохе без напряжения голос сказать:«Ах-х-л»).
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают цветок, воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».
Занятие 7
Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.
Материал. На каждого ребенка и воспитателя по белой и черной полоске (1,5x4 см).
Ход занятия
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на пианино. У всех пианистов очень сильные руки. Давайте подготовимся к выступлению. Встаньте парами друг против друга, протяните руки, сжимайте пальцы в кулачок и говорите: «Ух-ах» (у