Среднегрупповые значения переднего и заднего индексов (в баллах)
При анализе индивидуальных данных после подсчета индексов можно сравнить их с представленными в таблице. Эти величины получены на достаточно большой выборке детей, что позволяет использовать их в качестве условной отправной точки при решении вопроса о преобладании «передних» или «задних» трудностей у конкретного ребенка. Хотя для удобства сопоставления мы старались уравнять величину индексов (в обоих случаях максимально это 240 баллов), все-таки передний индекс в среднем всегда оказывается ниже заднего. Чем младше ребенок и чем грубее речевое нарушение, тем эта разница больше. Чтобы сделать показатели сопоставимыми, следует произвести статистическую операцию их нормализации. Для этого необходим большой объем данных и сложная многоступенчатая процедура подсчетов, что в повседневной логопедической практике трудновыполнимо, да и излишне. Поэтому мы предлагаем воспользоваться уже готовыми значениями, полученными в процессе работы с нашими данными. Полученное значение индекса нужно подставить в одну из формул с учетом года обучения ребенка:
1 класс: (Передний Индекс (ПИ) - 117):46,5;
(Задний Индекс (ЗИ) - 155,5):37,8
2 класс: (ПИ - 146,6):44,4 (ЗИ - 174,6):29,8
3 класс: (ПИ - 167,3):39,4 (ЗИ - 188,9):27,8
В результате этих расчетов получится два значения, которые уже легко сопоставить. Эти значения будут располагаться приблизительно в диапазоне от —3,5 до +3,5. Ближе к нулю находятся средние показатели. Чем ниже отрицательное значение нормализованного индекса, тем сильнее выражена недостаточность соответствующих функций, и наоборот, чем выше показатель, тем эти функции благополучнее.
В целом при анализе полученных результатов можно исходить из следующей условной шкалы: если значение находится в диапазоне от 0 до -1, то мы имеем дело с умеренной или средней недостаточностью функций, если нормализованный индекс попадает в диапазон от —1 до —2, дефект носит выраженный характер, если же значение ниже, чем —2, то это свидетельствует о грубой несформированности функциональных возможностей соответствующих (передних или задних) отделов коры мозга. Значения в диапазоне от 0 до +1 также указывают на невысокий уровень развития измеряемых функций, попадание показателя в интервал от +1 до +2 говорит о хороших, а значение выше +2 о высоких функциональных возможностях.
Рассмотрим несколько конкретных примеров. Поскольку в каждом индизидуальном случае наиболее интересны особенности выполнения какой-то части заданий, именно они и будут обсуждаться подробно с описанием процедуры оценивания.
Анализ результатов обследования Игоря С.
Ученик 1-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Игорь С. за выполнение методики получил 497,5 балла, что соответствует 55,3% успешности, т.е. II уровню. (Курсивом даны примеры ответов ребенка.)
УСТНАЯ РЕЧЬ
Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Серия 1. Уровень моторной реализации — 68,5 баллов (57,1%)
а) Звукопроизношение — 20 баллов.
б) Слоговая структура слова — 6 баллов.
скакалка — какалка (0,5 — упрощение структуры слога «ска» — пропуск согласного при стечении)
танкист — кан-тист (1 — послоговое воспроизведение, но слоговая структура слова не нарушена, пострадало звуковое оформление)
космонавт — коснонавт (1,5)
милиционер — милиционер (1,5)
сковорода — скорода (0 — пропуск слога «во»)
кинотеатр — киниятор (0 — пропуск слога «те» и вставка слога «тор»)
баскетбол — баспебол (0,5 — замена закрытого слога «кет» открытым слогом «пе»)
перепорхнуть — пе-ре-порх-нуть (1 — послоговое воспроизведение слова)
аквалангист — аквандист (0 — пропуск слога «лан» и изменение структуры слога «ва»)
термометр — теморитни (0 — вставка слога «рит», замена слога «метр» на «ни», замена закрытого слога «тер» на открытый «те»)
Звуковая структура слова — 6,5 баллов.
какалка — (1 — пропущен 1 звук кантист — (0,5 — взаимозамена 2 звуков) коснонавт — (1 — замена 1 звука)
милиционер — (1,5)
скорода — (0,5 — пропуск 2 звуков)
киниятор — (0 — пропущены и заменены 5 звуков)
баспебол — (0,5 — 1 звук пропущен и 1 заменен)
перепорхнуть — (1,5)
аквандист — (0 — 2 звука пропущены и 1 заменен)
теморитни — (0 — 3 звука пропущены и 3 вставлены)
в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов.
г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов.
Серия 2. Словообразовательные навыки — 40 баллов (44,4%) Серия 3. Грамматический строй — 87 баллов (58,0%)
а) Составление предложений по картинкам (I): 10 баллов — за грамматическое структурирование; 0 — за смысловые ошибки; 4 — за вербальные.
Так как каждая проба оценивается по трем критериям, то в скобках приводятся все три оценки в следующем порядке: первая — балл за грамматическое структурирование; вторая — штраф за смысловые ошибки; третья — штраф за лексические ошибки. Рядом с названием задания даются суммарные за все пробы оценки в том же порядке.
Мальчик моет руки. (3; 0; 0)
Девочка режет сосиску. (3; 0; 2 — за семантически близкую словесную замену)
Мальчик стучит гвозди. (1 — аграмматизм; 0; 2)
Девочка и мальчик строят снеговика. (3; 0; 0)
Кошка из молока пьет. (0 — постпозиция глагола, параграмматизм; 0; 0)
б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 0; 8.
Мальчики играют в футбол. (3; 0; 0) Мальчик побежал под дерево. (3; 0; 0)
Мальчик лезет по забор. (1 — неправильный выбор предлога, грамматическая ошибка; 0; 0)
Солнце грело, а потом туча ее закрыла. Солнце убегает под тучи. (1 — параграмматизм; 0; 4 — за две семантически близкие вербальные замены)
Тетя ковры затаскивает под кровать. (2 — неправильный порядок слов; 0; 4)
в) Составление предложений по картинкам (III): 12; 7; 6.
Дядя и тетя срубили елку и ее увозят. (?) Дрова... Сену вытаскивают (1 — грамматическая ошибка; 3 — смысловая неадекватность; 4 — за 2 вербальные замены)
Девочка дарит больной цветы. (3; 1 — смысловая неполнота; 0)
Мальчик уступает. (?) Бабушке место. (2 — пропуск членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0)
Доктор лечит бабушку. (3; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2)
Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей. (3; 0; 0)
г) Повторение предложений: 11; 6; 8.
В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0)
Ранней весной затопило весь наш луг. — Ранней весной затопило наш луг. (2 — пропуск слова «весь»; 0; 0)
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети камкали коньки и делали снежную бабу. (2 — пропуск слов; 3 — смысловая неадекватность; 4 — в двух словах искажена звуковая структура с заменой звуков по звуковому или кинестетическому сходству).
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. (3; 0; 0).
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — На зеленом лугу было озеро, где лошади спаслись. (1 — изменение синтаксической схемы предложения, пропуск и вставка слов; 3 — смысл предложения искажен; 4 — за одну вербальную парафазию и искажение звуковой структуры слова)
л) Составление предложений из слов в начальной форме: 11; 2; 5.
Доктор, лечить, дети — Доктор лечит детей. (3; 0; 0)
Сидеть, синичка, на, ветка — Сидит птичка на ветке. (2 — неправильный порядок слов; 0; 2)
Груша, бабушка, внучка, давать — Бабушка давала внучке яблоко. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 2)
Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Миша бросил собачке маленькую косточку. (3; 0; 1 — замена на синоним)
Петя, купить, шар, мама, красный — Петя купил маме шар красный (2 — неправильный порядок слов; 2 — смысловая неточность; 0)
е) Верификация предложений: 6; 6; 2.
Собака вышла в будку. — Собака из вышла будки. (1 — ошибка выявлена, но исправлена с нарушением грамматических норм; 0; 2 — использование неологизма)
По морю плывут корабль. — По морю плывет карабль. (3; 0; 0)
Дом нарисован мальчик. — Дома нарисован мальчик. (1 — аграмма-тизм; 3 — смысловая неадекватность; 0)
Хорошо спится медведь под снегом. — (ошибку выявил, но исправить не смог — 1; 0; 0)
Над большим деревом была глубокая яма. — (ошибку не заметил — 0; 3 — ошибка, подлежащая исправлению, носит смысловой характер; 0).
ж) Вставка предлогов в предложение — 7 баллов.
з) Завершение предложений — 5; 2; 0.
и) Образование множественного числа существительных — 14 баллов.
Итоговые штрафные оценки за серию
Лексические ошибки — 30 штрафных очков (этот результат в пересчете на баллы по специальной шкале будет учтен при оценке номинативной функции речи).
Смысловые ошибки — 25 штрафных очков, что соответствует —10 баллам по шкале, приведенной в описании речевых проб и их оценки.
Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия: -15 баллов — за три ошибки: комкали, коньки,, спаслись.
Серия 4. Связная речь — 70 баллов (58,3%)
_а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов.
Картинки раскладывал по наводящим вопросам.
Дядя ходил выбрасывать мусор. И вдруг пошел ветер. Пришел обратно грязный.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (смысл понят и передан адекватно, но при раскладывании картинок использовалась помощь).
Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев, отсутствие связующих элементов).
Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но примитивно, в последнем предложении пропущено подлежащее).
Критерий лексического оформления — 10 баллов (одна вербальная замена).
б) Пересказ — 30 баллов.
Галка хотела из гезда вылететь и прилететь к ним. Перекрасилась в белый цвет, прилетела к другим, и потом ее... . Она закричала и ее выгнали. Прилетела она к своим, а ее не узнали и тоже выгнали.
Почему галку свои не узнали? — Она была белая.
Понравилась ли тебе галка? — Нет. Надо не краситься, а просто лететь к своим.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (неточное описание ситуации с буквальным пониманием скрытого смысла).
Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев).
Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но имеются пропуски членов предложения).
Критерий лексического оформления — 5 баллов (неоднократные семантически близкие вербальные замены).