Электронные учебные материалы
Общая характеристика
ЭУМ занимают уже достаточно прочные позиции в образовательном процессе. Что же они из себя представляют? Вначале, зачастую, электронные учебные материалы создавались как аналог печатных изданий, за исключением того, что они были выполнены на невещественном носителе. То есть, опубликованы в сети Интернет, или локальных сетях. Подготовленные же на вещественном носителе ЭМ требуют наличия дополнительного оборудования (к примеру, ПК), в отличие от печатных изданий. Но необходимо понимать, что компьютер имеет гораздо больше возможностей, чем просто вывод на экран текстовой информации, которая в принципе не будет ничем отличать от обычного учебника, а только сложнее восприниматься с экрана монитора, чем в печатном варианте. Развитие компьютерных технологий приводит к возможным принципиальным отличиям печатных изданий от электронных, так например, наличие интерактивности в ЭУМ, при которой пользователь может не только ознакомиться с текстовым материалом, перемещаясь по гиперссылкам, но и имеет возможность активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы и т.п.
Электронные учебные материалы так же должны иметь возможность быстрой, качественной и объективной оценки полученных знаний, что дает им огромное преимущество перед печатными изданиями.
Преимущества ЭУМ
Важным на сегодняшнем этапе информатизации является понимание соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании. Прежде всего, полиграфические и электронные издания сосуществуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются вековыми традициями ее применения. Книга привычна и удобна всегда и везде. Однако учебный процесс включает отнюдь не только прием/передачу теоретической информации, но еще и практические занятия в самых различных формах – от решения отдельных задач до лабораторных работ, и от сочинений до многоплановой исследовательской работы. Необходимым компонентом учебного процесса является также аттестация, традиционно реализуемая педагогом в непосредственном контакте с учеником. В этих компонентах образования книга дает достаточно мало. Ее главный недостаток – плохая передача действия, процесса. Следующий за книгой уровень динамики – видео также не дает достаточного образовательного результата. По существу, как и в книге, мы получаем улучшенное, но описание процесса, и не можем исследовать, влиять на сам процесс. То есть книга и видео не интерактивны, не позволяют развивать активно-деятельностные формы обучения. А «максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе интерактивные дидактические игры»[19] Именно на этом примере очевидны преимущества компьютера, точнее – преимущества электронных изданий и ресурсов.
Однако эффективное применение ЭУМ распространяется и на получение информации. «Действительно, книга описывает окружающий мир в символьно-абстрактной форме. Новые технологии, допустим, могут позволить представить мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Получается, что грань при использовании ЭУМ между информацией и практикумом стирается». [3]
Распространение ЭУМ, появление новых возможностей их развития и совершенствования, находит своих и сторонников и противников. Множество преимуществ ЭУМ которые видны невооруженным взглядом, не могут остаться незамеченными.
Электронные учебные материалы имеют ряд преимуществ перед традиционными учебниками и пособиями:[23]
обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности);
помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен (повышение производительности поиска);
существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т.д. – именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий (принцип наглядности и доступности);
позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного учащегося, проверить знания по определенному разделу (настройка на конкретного обучаемого);
может обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Internet (принцип актуализации информации).
контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование)
Но имеется и ряд причин, по которым использование ЭУМ может быть затруднено. Например, возрастные ограничения учащихся. Ведь обычно информатика начинается в средней школе, а использование учебников в принципе может начинаться и с самых младших классов. Следовательно, необходимо ограничение по времени, которое учащиеся могут провести, работая за компьютером с электронным пособием. Также, если электронные учебные материалы получат большое распространение, то естественно нагрузка на учеников значительно возрастет. И необходимостью станет учет количества времени проведенного за компьютером на каждом уроке, или при подготовке к уроку. В целом, электронные материалы занимают прочные позиции наряду с традиционными учебниками, как средство быстрого получения различного рода информации, проверки и корректировки знаний и умений. В настоящее время также с огромной скоростью развиваются различные образовательные Интернет-проекты, это делает информацию еще более доступной и структурированной. Недостатком можно считать и тот факт, что восприятие текстовой информации с монитора компьютера гораздо менее удобно воспринимать текстовую информацию.