Общее число часов – 35 ч. Резерв учебного времени – 0 ч.

Введение в предмет 1 ч.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

2. Человек и информация 3 ч (2+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
Þсвязь между информацией и знаниями человека; Þчто такое информационные процессы; Þкакие существуют носители информации; Þфункции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; Þкак определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); Þчто такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Þприводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; Þопределять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; Þприводить примеры информативных и неинформативных сообщений; Þизмерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); Þпересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); Þпользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 8 ч (4+4)

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
Þправила техники безопасности и при работе на компьютере; Þсостав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; Þосновные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); Þструктуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; Þтипы и свойства устройств внешней памяти; Þтипы и назначение устройств ввода/вывода; Þсущность программного управления работой компьютера; Þпринципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; Þназначение программного обеспечения и его состав. Þвключать и выключать компьютер; Þпользоваться клавиатурой; Þориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; Þинициализировать выполнение программ из программных файлов; Þпросматривать на экране директорию диска; Þвыполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; Þиспользовать антивирусные программы.  

4. Текстовая информация и компьютер 10 ч (3+7).

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
Þспособы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); Þназначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); Þосновные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Þнабирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; Þвыполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; Þсохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

5. Графическая информация и компьютер 7 ч (2+5)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
Þспособы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; Þкакие существуют области применения компьютерной графики; Þназначение графических редакторов; Þназначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Þстроить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; Þсохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

6. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (3+3)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь:
Þ что такое мультимедиа; Þ принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; Þ основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Þ Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Тематическое планирование по информатике

Тема урока Количество часов
Введение в предмет
Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК
Человек и информация
Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации
Тест по теме "Человек и информация"
Первое знакомство с компьютером
Назначение и устройство компьютера
Компьютерная память
Как устроен персональный компьютер (ПК)
Основные характеристики персонального компьютера. Пользовательский интерфейс
Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования
О системном ПО и системах программирования
О файлах и файловых структурах
Тест по теме "Первое знакомство с компьютером"
Текстовая информация и компьютер
Тексты в компьютерной памяти
Текстовые редакторы
Текстовые редакторы
Работа с текстовым редактором
Работа с текстовым редактором
Работа с текстовым редактором
Дополнительные возможности текстовых процессоров
Дополнительные возможности текстовых процессоров
Системы перевода и распознавания текстов
Итоговая практическая работа по теме «Текстовые редакторы»
Графическая информация и компьютер
Компьютерная графика
Технические средства компьютерной графики
Как кодируется изображение
Растровая и векторная графика
Форматы графических файлов
Работа с графическим редактором растрового типа
Работа с графическим редактором растрового типа
Технология мультимедиа
Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук
Дискретизация аналогового сигнала. Представление и обработка звука
Технические средства мультимедиа
Компьютерные презентации
Компьютерные презентации
Итоговое тестирование по курсу 7 класса

Заключение

В 21 веке, в веке компьютерных технологий, отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, всеобщность ее методологии. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Современная информатика представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой (ИОС). Обеспечение нового качества образования сегодня напрямую связывается с созданием ИОС, основанной на комплексном использовании средств информационных технологий. Огромные потенциальные возможности средств ИКТ для организации образовательного процесса дают все основания для успешной реализации задач обновления образования.

Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 10.02.2011г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017 – 2018 учебный год. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Учебники содержат теоретический материал курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. В учебнике для каждого класса, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.

Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Как одно из средств этого, в конце каждой главы присутствуют логические схемы основных понятий изученной темы. В оформлении учебника в целом использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествия по Океану Информатики с посещением расположенных в нем материков и островов (тематические разделы предмета).

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

3. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

4. Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень

5. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 390 c.

6.Семакин И.Г., Цветкова М.С. Информатика: методическое пособие для 7–9 классов — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 160 с.

7. Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Задачник-практикум (в 2 томах). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

8. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 7 – 9 классов общеобразовательных организаций. — ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

9. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

10.Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина: http://www.metodist.lbz.ru/

11.Примерная рабочая программа по информатике для основной школы: http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/files/semakin-7-9-prog.pdf

Приложение 1

Технологическая карта по теме «Компьютерная графика» для 7 класса

Ф.И.О. Кононов Александр Владимирович
Предмет: Информатика
Класс: 7 (Урок 18)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема Компьютерная графика
Цель 1) раскрыть термин «компьютерная графика» 2) познакомиться со следующими понятиями: Ø графический объект Ø компьютерная графика Ø растровая графика Ø векторная графика Ø фрактальная графика Ø форматы графических файлов
Задачи 1) расширение представлений о сферах применения компьютерной графики; 2) обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов; 3) расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике; 4) формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.
УУД · ЛичностныеУУД: интересоваться новыми знаниями и иметь желание применить полученные знания на практике · Регулятивные УУД: научить ставить цель для выполнения поставленной задачи, уметь соотносить полученные знания с реальной жизнью, уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. · Коммуникативные УУД: формулировать высказывание и свое мнение о предмете изучения; уметь обосновывать и доказывать свое мнение; уметь находить компромисс и принимать общее решение при работе с товарищами; грамотно использовать свои знания и речь · Познавательные УУД: изучить устройство компьютера, научиться определять назначение устройств составляющих системный блок, применить полученные знания при работе с компьютером
Планируемые результаты 1. предметные – систематизированные представления о растровой и векторной графике; 2. метапредметные – умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи; 3. личностные – знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Основные понятия Компьютерная графика, Растровая, векторная, фрактальная графика
Межпредметные связи ИЗО, Информатика, Черчение
Ресурсы: · основные · дополнительные Компьютеры, операционная система, демонстрационные материалы, проектор, интерактивная доска.  
Формы урока фронтальная, индивидуальная
Технология  
Литература Литература: 1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. 2. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 4. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Технологическая карта урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время (в мин) УУД
1. Организационный Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Приветствие учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала        
Проверка домашнего задания (слайд презентации №) Учащиеся обмениваются тетрадями и вместе с учителем проверяют домашние задания, ставят друг другу оценки. Коммуникативные:управление поведением других ребят: коррекция, оценка действия.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Учитель: «Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?» Учитель: «А где мы встречаемся с ними? На каком уроке?» Учитель: «И, наверняка, на этих уроках, учитель рассказывал вам о таком виде изобразительного искусства, который использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки?» (слайд презентации №) Учитель: «Хорошо, а с помощью чего в современном мире, мы создаем графику?» (слайд презентации №) Учитель: «Конечно! А как вам кажется, как будет звучать тема нашего урока?» Учитель: «Верно! Тема нашего урока – Компьютерная графика. Открываем тетрадь и записываем. (слайд презентации №) А как вы думаете какие у нас будут цели?» Учитель: «цели нашего урока следующие: 1. раскрыть термин «компьютерная графика»; 2. познакомиться со следующими понятиями: графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, фрактальная графика, форматы графических файлов,история компьютерной графики, научная графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная графика, художественная и рекламная графика, компьютерная анимация.   Учащиеся «Картины» Учащиеся: «На уроках ИЗО»     Учащиеся: «Да, это графика»   Учащиеся: «С помощью компьютера» Учащиеся: «Компьютерная графика»     Учащиеся предлагают цели урока. Регулятивные: целепологание (постановка учебной задачи) планирование (определение промежуточных целей с учётом конечного результата, составление последовательности действий) Познавательные: Общеучебные (формулирование познавательной цели)
4. Первичное усвоение новых знаний Учитель объясняет новый материал и демонстрирует основные способы создания графических объектов, понятия растровой, векторной и фрактальной графики, а так же основные форматы графических файлов, историю компьютерной графики, Области применения компьютерной графики. (слайды презентации №) Учащиеся записывают основные понятия в тетради (способы создания графических объектов, виды графики, основные форматы графических файлов)   Познавательные: Общеучебные (выделение информации) Личностные: Смыслообразование  
5. Физкультминутка Показывает упражнения (слайды презентации №) Выполняют упражнения Личностные: установка на здоровый образ жизни.
6. Первичное закрепление полученных знаний на практике Учитель объясняет задание практической работы, (слайд презентации №) Учащиеся самостоятельно (в группах/парах) выполняют задание Познавательные: Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем) Регулятивные: Волевая саморегуляция
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Выставление оценок, объяснение домашнего задания (слайд презентации №) Выставление оценок в дневник, запись домашнего задания Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено)
8. Рефлексия Учитель помогает ответить на поставленные вопросы (слайды презентации №) Отвечают на вопросы. Регулятивные: Оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Приложение 2

План конспект урока по теме «Компьютерная графика» для 7 класса

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь за парты. Проверим присутствующих на уроке.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? А где мы встречаемся с ними? На каком уроке? И, наверняка, на этих уроках, учитель рассказывал вам о таком виде изобразительного искусства, который использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки? (слайд презентации №) Хорошо, а с помощью чего в современном мире, мы создаем графику? (слайд презентации №) Конечно! А как вам кажется, как будет звучать тема нашего урока? Верно! Тема нашего урока – Компьютерная графика. Открываем тетрадь и записываем. (слайд презентации №) А как вы думаете какие у нас будут цели?

Цели нашего урока следующие:

1. раскрыть термин «компьютерная графика»;

2. познакомиться со следующими понятиями:

графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, фрактальная графика, форматы графических файлов.

4. Первичное усвоение новых знаний.

В наше время редко найдется школьник, который бы не играл в компьютерные игры или хотя бы не видел» как в них играют другие. На экране дисплея, как на телеэкране, бега­ют человечки, летают самолеты, мчатся гоночные машины... Чего только нет! Причем качество цветного изображения на современном персональном компьютере бывает лучше, чем у телевизора.

Наши рекомендации