Резерв времени 5 часов – отведен на обобщающие уроки по изученным темам

Требования к уровню подготовки.

Называть:

· Общие признаки животного организма

· Основные систематические категории

Характеризовать:

· Строение, функции клеток животных

· Строение и жизнедеятельность животных

· Размножение, рост и развитие животных

· Среды обитания животных

Обосновывать:

· Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов

· Родство млекопитающих животных

· Влияние деятельности человека на многообразие животных

Сравнивать:

· Строение и функции клеток растений и животных

· Семейства, классы, типы животных

Применять знания:

· О строении и жизнедеятельности животных

Делать выводы:

· О клеточном строении организмов всех царств живой природы

· О родстве и единстве органического мира

· Об усложнении животного мира в процессе эволюции

Наблюдать:

· Сезонные изменения в жизни животных, поведении

· Результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов

Соблюдать правила:

· Приготовления микропрепаратов и рассматривание их

· Наблюдения за сезонными изменениями животных

· Наблюдать за поведением животных

В программе предусмотрено:

  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Лабораторные работы Практические работы
Экскурсии      
Контрольные работы          
           

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы   дата № Урока п\п Тема урока Тип урока Основные понятия Формы контроля, Лабораторные, практические работы д\з
Введение. Общие сведения о животном мире   Введение. История развития зоологии вводный Зоология. Систематические категории Заполнение таблицы, самостоятельная работа с учебником
    Современная зоология Изучение нового материала Экология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция животных Самостоятельная работа с учебником
Многообразие животных   Простейшие: Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики ЛАБ.РАБ.№1 – 10 МИН Изучение нового материла Корненожки. Радиолярии. Солнечники. споровики Лабораторная работа, заполнение таблицы
    Простейшие: жгутиконосцы, Инфузории комбинированный жгутиконосцы, Инфузории Лабораторная работа, заполнение таблицы
Многоклеточные животные. Беспозвоночные   Тип Губки: Классы: Известковые. Стеклянные. Обыкновенные Урок обозрение Губки. Скелетные иглы Тесты, самостоятельная работа со статьями из учебника, заполнение таблицы
    Тип Кишечнополостные Урок практикум Кишечная полость, симметрия лучевая, щупальца, эктодерма, эндодерма, клетки стрекательные, полип, медуза, коралл, регенерация Самостоятельная работа, заполнение таблицы
    Тип Плоские черви: ресничные, сосальщики, ленточные Изучение нового матеиала Кожно-мышечный мешок, гермафродит, хозяин промежуточный, хозяин окончательный Индивидуальный опрос   Таблица
    Тип Круглые черви ЛАБ.РАБ№2 – 15 МИН Урок практикум Системы: пищеварительная, выделительная, половая, мускулатура, разнополость Лабораторная работа
    Тип Кольчатые черви Класс Многощетинковые комбинированный Параподии, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка Фронтальная письменная работа лабораторная работа «многообразие кольчатых червей»
    Класс малощетинковые, Пиявки ЛАБ.РАБ.№3 – 10 МИН Изучение нового материала Олигохеты, диапауза, защитная капсула, пиявки, гирудин, анабиоз Лабораторная работа Таблица
    Тип моллюски ЛАБ.РАБ. № 4 – 15 МИН Урок практикум Моллюск, раковина, мантия, жабры, сердце, терка, глаза, почки, железы: пищеварительная, слюнная Лабораторная работа
    Классы моллюсков: брюхоногие, головоногие, двустворчатые Урок практикум Моллюск, раковина, мантия, жабры, сердце, терка, глаза, почки, железы: пищеварительная, слюнная Лабораторная работа
    Тип иглокожие Классы: Морская лилия, Морские звезды, Морские ежи, офиуры Изучение нового материала Водно-сосудистая система, известковый скелет сообщения
    Тип Членистоногие. Класс Ракообразные и Паукообразные ЛАБ.РАБ.№5 – 15 МИН Изучение нового материала Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, паутина, легочные мешки и трахеи Лабораторная работа «многообразие ракообразных»
    Класс Насекомые ЛАБ.РАБ.№6 – 10 МИН комбинированный Развитие с полным и неполным превращением насекомых Заполнение таблицы, изучение представителей отрядов
    Отряды Насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки Изучение нового материала таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки Самостоятельная работа с книгой
    Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы комбинированный Стрекозы, жесткокрылые, полужесткокрылые или клопы Самостоятельная работа с книгой
    Отряды насекомых: чешуекрылые или бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи комбинированный Чешуекрылые или бабочки, гусеница, равнокрылые, двукрылые, блохи Таблица сравнительных характеристика отрядов насекомых
    Отряды перепончатокрылые комбинированный Перепончатокрылые, наездники, инстинкт, пчелы, матка, трутни, рабочие Индивидуальный опрос
    Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» Урок обобщение   Контрольные тесты Повторить
Хордовые или позвоночные   Тип Хордовые. Подтипы: бесчерепные и черепные или позвоночные Изучение нового материала Подтип бесчерепные, ланцетник, подтип черепные, круглоротые Заполнение таблиц
    Класс Рыбы: хрящевые, костистые ЛАБ.РАБ.№7 – 10 МИН Изучение нового материала Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия Индивидуальный и фронтальный опрос, лабораторная работа: Строение и передвижение рыб»
    Класс хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, скаты, химерообразные Урок конференция Хрящевые рыбы, химерообразные, покровительственная окраска Сообщения учащихся, тесты
    Костные рыбы. Отряды: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные Урок конференция Форма тела, окраска,, поведение, инстинкт, нерест, забота о потомстве Сообщения учащихся, тесты
    Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы» Урок -Игра «Что? Где? Когда?»      
    Класс земноводные или амфибии. Отряды безногие, хвостатые, бесхвостые Изучение нового материала Многообразие земноводных животных Сообщения учащихся, тесты
    Класс Пресмыкающиеся Отряд Чешуйчатые Изучение нового материала Ящерецы, змеи Заполнение таблицы
    Отряды Черепахи, Крокодилы комбинированный Черепахи, крокодилы Сообщения учащихся
    Обобщающий урок по теме «Класс Земноводные» общающий   Тестовые задания  
    Класс Птицы отряд Пингвины ЛАБ.РАБ.№8 – 15 МИН Изучение нового материала Гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация Самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа «Внешнее строение птицы»
    Отряды птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные Урок конференция Страусы, нанду, казуары, гуси Сообщения учащихся
    Отряды птиц: дневные хищники, совы, куриные Изучение нового материала   Самостоятельная работа с книгой
    Отряды птиц: воробьинообразные, голенастые комбинированный Многообразие воробьинообразных, голенасты Письменная работа по тестам
    ЭКСКУРСИЯ «Изучение многообразия птиц» экскурсия Умение наблюдать, делать записи в тетради Отчет об экскурсии 28-30
    Класс Млекопитающие или Звери Изучение нового материала Отряды: Однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые , самостоятельная работа с книгой
    Класс млекопитающие комбинированный Отряд грызуны, зайцеобразные Заполнение таблицы, сообщения
    Отряд китообразные, ластоногие, хоботные, хищные комбинированный Отряд китообразные, ластоногие, хоботные, хищные Заполнение таблицы, сообщения
    Отряд парнокопытные, непарнокопытные Комбинированный Отряды парнокопытные, непарнокопытные Заполнение таблицы, сообщения, тесты
    Отряд приматы комбинированный Отряд приматы Тесты, индивидуальный опрос
    Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» Обобщающий урок-игра      
    Обобщающий урок по теме «Хордовые» обобщающий   Тесты, письменный опрос Повторить 30-35
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных   Покровы тела ЛАБ.РАБ. №9 – 20 МИН Изучение нового материала Плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа Лабораторная работа «Особенности покровов тела» 36 заполнить таблицу
    Опорно-двигательная система Изучение нового материала Наружний скелет, внутренний скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, конечности, суставы Заполнение таблицы
    Способы передвижения животных, Полости тела ЛАБ.РАБ.№10 – 10 МИН Урок практикум Движения: амебоиднеое за счет биения жгутиков, ресничек, с помощью мышц Самостоятельная работа, лабораторная работа вопросы
    Органы дыхания, Газообмен ЛАБ.РАБ. №11 – 10 МИН комбинированный Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки Лабораторная работа «Наблюдение за дыханием», тесты
    Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии Изучение нового материала Обмен веществ, превращении еэнергии, ферменты Лабораторная работа, тесты
    Кровеносная система, кровь комбинированный Сердце, капилляры, артерии, вены, круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, клетки крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, кровь артериальная,венозная Тесты, заполнение таблицы
    Органы выделения комбинированный Канальцы, почки, моча, мочеточник, мочевой пузырь Тесты, заполнение таблицы
    Нервная система. Рефлекс. Инстинкт ЛАБ.РАБ.№12 – 10МИН Изучение нового материала Раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное окльцо, нервы, головной мозг, спинной мозг, рефлекс, инстинкт Заполнение таблицы
    Органы чувств. Регуляция деятельности организма Поисковая беседа Простой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение, нервная регуляция Лабораторный опыт, самостоятельная работа с книгой
    Продление рода. Органы размножения комбинированный Размножение, половое и бесполое, половая система, гермафродизм, раздельнополость, яичники, семенники, плацента Тесты, заполнения таблицы
    Способы размножения животных. Оплодотворение Изучение нового материала Размножение, половое и бесполове, почкование, живорождение, оплодотворение, внешнее внутреннее Самостоятельная работа с книгой 45,46
    Развитие животных с превращением и без превращения ЛАБ.РАБ.№14-10 МИН Комбинированный Метаморфоз, развитие без превращения, развитие с превращением Заполнение таблицы, тесты
    Периодизация и продолжительность жизни животных Комбинированный Половое созревание, периодизация онтогенеза Тесты, самостоятельная работа
    Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» Контроль знаний потеме   Тесты, письменный опрос Повторить 40-48
Развитие и закономерности размещения животных на Земле   Доказательства эволюции животных Изучение нового материала Доказательства, палеонтологические, эмбриологические., сравнительно-анатомические, гомологические органы, рудименты, атавизма Заполнение таблицы, самостоятельная работа с книгой
    Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира комбинированный Наследственность, изменчивость определенная и неопределенная, борьба за существования, естественный отбор тесты
    Усложнение строения животных. Многообразие видов, как результат эволюции Изучение нового материала Дивергенция, разновидность, видообразие Самостоятельная работа с книгой
    Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных Изучение нового материала Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт, миграции: возрастная, периодические, непереодические Самостоятельная работа с книгой
Биоценозы   Естественные и искусственные биоценозы Изучение ново материала Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты Заполнение таблицы
    Факторы среды и их влияние на биоценозы комбинированный Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные Тесты, самостоятельная работа с книгой 54 повторить 53
    Цепи питания. Поток энергии Изучение нового материала Цепи питания, пищевая пирамида, энергетическая пирамида Самостоятельная работа
    Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу ЭКСКУРСИЯ «весенние явления в жизни живлтных» комбинированный Энергетическая группа, пищевые или трофические связи Тесты, заполнение таблицы
    ЭКСКУРСИЯ «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» экскурсия Умение наблюдать , делать записи в тетради Отчет об экскурсии
Животный мир и хозяйственная деятельность человека   Взаимодействия человека и его деятельности на животный мир Изучение нового материала Промысел, промысловые животные тесты
    Одомашненные животные конференция Отбор, селекция, разведение Сообщение учащихся
    Законы России об охране животного мира. Система мониторинга комбинированный Мониторинг, биосферный заповедник Индивидуальный опрос
    Охрана и рациональное использование животного мира обозрение Заповедники, заказники, памятники природы, красная книга, акклиматизация Индивидуальный опрос
    Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» обобщающий   Письменная работа, тесты  
    Заключительный урок по курсу «Животные» летние задания инструктаж      

Используемая литература:

Литература для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ «Биология» 6- 9 классы, Москва, «Просвещение» 2008 год

2. Учебник «Биология 7 Животные» В.В.Латюшин, А.Шапкин, Дрофа, 2002год

3. Тематическое и поурочное планирование «Биология Животные» В.В.Лалюшин, Г.А. Уфимцева, Дрофа, 2003 год

4. Тесты по биологии 7 класс к учебнику В.В,Латюшина и др. 2006 год, идательство «Экзамен»\

5. Тесты Биология 6- 11 классы Т.с.Сухова, Дрофа, 1997 год

Литература для учащихся:

  1. Учебник:» Биология. Животные 7 класс», В.В.Латюшин, А.В.Шапкин. Издательство «Дрофа» 2002год.
  2. Рабочая тетрадь «Биология Животные 7 класс», В.В. Латюшин, Издательство «Дрофа»

Дополнительная литература:

1. Книга для чтения по зоологии С.А.Молис, Просвещение, 1981 год

  1. Биология. Справочник школьника. АНК, 1995год
  2. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Издательство «Мир», 1993 год
  3. Опорные конспекты по биологии. НГПУ, Новосибирск, 1996 год

Наши рекомендации