Проблемы и риски внедрения информационных технологий в общественной практике.

В рамках данной работы авторы считают наиболее приемлемым (и кратким) следующее опре­деление: Риск - это потенциальная возможность получить в условиях осознаваемой и будущей неопределенности заранее неизвестный результат негативного характера.

Необходимо подчеркнуть, что информационная неопределенность (отсутствие информации о возможных состояниях системы, о внешней среде и т.п.) является средой появления риска. Про­блемы разработки и функционирования программно-математического обеспечения в принципе отличаются от большинства технических проблем. Основной фактор риска связан с тем. что существуют фундаментальные причины, в силу которых программное обеспечение нельзя сделать настолько надежным, чтобы можно было не сомневаться в том. что не возникнут нештатные ситуации и несанкционированная работа систем. При этом риски растут с ростом масштабов и сложности системотехнических комплексов. Применение современных информационных технологий потенциально создаёт предпосылки риска утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, копирования и блокирования информации и. как следствие, экономического, экологического, социального и других видов ущерба. В разных странах регулярно регистрируются попытки проникновения в информационные системы органов государственной власти и управления, факты кражи и уничтожения экономической и финансовой информации, программного обеспечения систем электронных платежей и т.д. Не санкционированно вторгаясь в компьютерные сети, нарушители способны не только копировать хранящуюся в них информацию, но и вводить в них вирусы, разрушающие прикладные (или системные) программы, которые срабатывают спустя определенное время (или при возникновении определенных условии), что значительно усложняет иx обнаружение. Такие действия могут приводить к функциональному нарушению как самих информационных систем и систем защиты, так и объектов управления.

При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее устаревания со временем, так как информационные продукты имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения этому фактору не уделить должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии




Основные категории облачных сервисов: инфраструктура как сервис; платформа как сервис; программное обеспечение как сервис. Примеры использования

С понятием облачных вычислений часто связывают такие сервис-предоставляющие (Everything as a service) технологии, как:

· "Инфраструктура как сервис" ("Infrastructure as a Service" или "IaaS")

· "Платформа как сервис" ("Platform as a Service", "PaaS")

· "Программное обеспечение как сервис" ("Software as a Service" или "SaaS").

1. Инфраструктура как сервис (IaaS)

IaaS - это предоставление компьютерной инфраструктуры как услуги на основе концепции облачных вычислений. IaaS состоит из трех основных компонентов:

· Аппаратные средства (серверы, системы хранения данных, клиентские системы, сетевое оборудование).

· Операционные системы и системное ПО (средства виртуализации, автоматизации, основные средства управления ресурсами).

· Связующее ПО (например, для управления системами).

То есть предоставление клиенту в пользование готовой облачной инфраструктуры. Это значит, что пользователь вправе самостоятельно распоряжаться и управлять всеми ресурсами: обрабатывать и хранить данные, устанавливать и запускать в действие различное программное обеспечение, операционные системы. Потребитель способен сам контролировать все выполняемые действия. Провайдер осуществляет наблюдение и управление всем облаком, как его физической составляющей, так виртуальной инфраструктурой.

2. Платформа как сервис (PaaS)

PaaS - это предоставление интегрированной платформы для разработки, тестирования, развертывания и поддержки веб-приложений как услуги.

В данном случае провайдер предоставляет клиенту доступ к пользованию информационно-технологическими платформами. Потребитель получает доступ к различным операционным системам; технологическому программному обеспечению, способствующему нормальному взаимодействию различных приложений, компонентов и систем между собой; системам баз данных и их управлением; различным средствам тестирования; всевозможным средствам разработки. Все это размещается на серверах облачного провайдера. Провайдер осуществляет управление всей информационно-технологической структурой, а также решает, к каким платформам открыть доступ конкретному клиенту. Потребитель получает право пользоваться платформой, устанавливать прикладные программы, тестировать и эксплуатировать их, при необходимости изменять потребление вычислительных ресурсов, их количество.

Для разворачивания веб-приложений разработчику не нужно приобретать оборудование и программное обеспечение, нет необходимости организовывать их поддержку. Доступ для клиента может быть организован на условиях аренды.

Самым известным примером такой платформы является AppEngine от Google. В системах веб-поиска и контекстной рекламы компании Yahoo используется платформа Hadoop.

3. Программное обеспечение как услуга (SaaS)

Основным отличием и преимуществом сервисов такого вида является возможность одновременного предоставления большому количеству пользователей доступа к одному и тому же приложению. SaaS – это своего рода бизнес-модель. Провайдер (поставщик услуг) сам разрабатывает web-приложение, выполняет отладку и управление им. Клиент получает право доступа к программному обеспечению при помощи Интернета. Клиенту нет необходимости следить за рабочим состоянием оборудования и обновлением программного обеспечения и покупать лицензию на программное обеспечение, он платить только за его использование, то есть аренду. Сервисы SaaS имеют наибольшую потребительскую базу.

Развитием логики SaaS является концепция WaaS (Workplace as a Service - рабочее место как услуга). То есть клиент получает в свое распоряжение полностью оснащенное всем необходимым для работы ПО виртуальное рабочее место.


Наши рекомендации