Информационные технологии управления
Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности:
- в технике (управление машинами, техническими процессами);
- в производственно-хозяйственной деятельности
Информационные технологии управления - это методы и способы взаимодействия управляющей и управляемой подсистем строительного производства на основе использования современного инструментария.
Целью информац-ной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы.
Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
По видам процессов управления ИС делятся на:
– Информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т.д.).
– ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
– ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами – предприятиями сферы обслуживания.
– Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
– ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики. Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Автоматизированные информационные системы для информационной технологии – это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных.
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
– областью функционирования предприятия или организации;
– типом предприятия или организации;
– производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
– принятой моделью управления организацией или предприятием;
– новыми задачами в управлении;
– cуществующей информационной инфраструктурой.
На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
В средних организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена играют функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.
84. Внедрение информационных технологий в образование. Электронное обучение: самообучение; обучение, управляемое инструктором; дистанционное обучение. Управление качеством образования на основе информационных технологий
Внедрение информационных технологий в образование
В рамках глобальной информатизации всех сфер общественной жизни интенсивно разрабатываются пути повышения результативности образования, большие средства вкладываются в разработку и внедрение новых информационных образовательных технологий. Все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования. На первоначальном этапе активно использовались презентации (выполненные преимущественно в программе Microsoft PowerPoint) и программы тестирования (для локальных сетей, позднее – для удаленного тестирования по сети Интернет), разрабатывались электронные учебники.
Современный этап характеризуется осознанием необходимости разработки программных систем, обеспечивающих комплексное решение задач обучения. К этим системам относят системы доставки учебных материалов «в нужное время в нужном количестве в нужное место», системы тестирования, подсистемы управления компетенциями для отслеживания результатов обучения, системы интерактивной поддержки обучающей среды, системы управления знаниями, системы управления обучением.