Диагностирование системы топливоподачи

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПОДАЧИ

ВПРЫСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

С ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ

Цель работы: изучение методики определения технического состояния системы

иностранного производства и получение навыков работы.



топливоподачи

впрысковых

автомобилей

отечестве

Задание: провести диагностирование системы топливоподачи впрыскового

автомобиля, определить причины возможных неисправностей по характерным

их признакам, дать техническое заключение.

Работа системы топливоподачи

При включенном стартере или работающем двигателе бензонасос работает

непрерывно до тех пор, пока БУ получает сигнал от датчика положения

коленчатого вала (ДПКВ) ЭСУД. При включении только зажигания сигнал от

ДПКВ на БУ не поступает, и включение бензонасоса происходит на 2 с, после

чего он отключается. После трех таких кратковременных включений очередное

включение бензонасоса происходит только с началом вращения коленчатого

вала. Электробензонасос 5 (см. рис. 4.1) через топливный фильтр 6 подает

топливо по подающему топливопроводу 8 в рампу 2 форсунок, где регулятором

4 поддерживается постоянный перепад давления топлива на форсунках 9.

Избыток топлива через шланг сливного топливопровода 7 возвращается в

топливный бак.

Регулятор давления 4 посредством вакуумного шланга (на рис. 4.1 не

показан) соединен с впускной трубой двигателя. В результате этого регулятор

компенсирует увеличение нагрузки двигателя увеличением давления топлива в

рампе при увеличении давления во впускной трубе. При уменьшении давления

во впускной трубе (уменьшении открытия дроссельной заслонки) регулятор

уменьшает давление топлива, сбрасывая его излишек в топливный бак. При

неработающем двигателе и включенном бензонасосе давление топлива в системе

составляет 2,9−3,3 кгс/см2 (284−325 кПа)2. При работе двигателя на холостом

ходу это давление уменьшается на 0,2−0,7 кгс/см2 (21−69 кПа) за счет

разрежения, создаваемого во впускном трубопроводе.

Для проведения диагностики топливной системы электробензонасос

может быть включен без пуска двигателя и включения зажигания. Это

обеспечивается подачей напряжения от аккумуляторной батареи (АБ) на контакт

«G» колодки диагностики (см. рис. 4.3).

Рис. 4.3. Схема расположения контактов колодки диагностики в системах

BOSCH MP 7.0H

Признаки неисправности система подачи топлива

При неисправностях

следующие признаки:

элементов системы топливоподачи проявляются



Для двигателей ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, УМЗ 421 и ЗМЗ 406

диагностирование системы топливоподачи - student2.ru  

−двигатель не пускается или пускается с трудом;

− двигатель на холостом ходу работает неустойчиво или может глохнуть сразу после пуска;

− двигатель не развивает необходимой мощности и приемистости;

− при работе под нагрузкой нет необходимой мощности и приемистости;

− при работе под нагрузкой происходят рывки, провалы, задержки,

подергивания.

Последовательность и описание проверок при диагностике

Системы топливоподачи

1. Предварительно следует проверить электрические цепи бензонасоса и

форсунок и систему зажигания (в данной работе не рассматривается).

2. Проверяется давление топлива и работоспособность системы. Для

этого необходимо:

Сбросить давление топлива в системе. Выключить зажигание. Вывернуть

золотник из штуцера 1 (см. рис. 4.1) на торце рампы форсунок. Во избежание

возможного пролива топлива штуцер следует обернуть ветошью. Надеть на

штуцер и закрепить хомутом шланг с манометром. Для этого можно

использовать манометр от воздушного насоса и шланг с внутренним диаметром

10 мм (см. рис. 4.4).

Рис. 4.4. Подключение манометра к топливной рампе системы топливоподачи:

1 – манометр для проверки давления топлива; 2 – воздушный вентиль; 3 – нагнетательный

клапан; 4 – штуцер для проверки давления топлива

Включить бензонасос на 10 с, подав от АБ напряжение +12 В на контакт

«G» колодки диагностики (см. рис. 4.3). В течение этих 10 с давление топлива

должно быть в пределах 2,9−3,3 кгс/см2 (284−325 кПа). Если давление менее

2,9 кгс/см2 (284 кПа) необходимо выполнить проверку № 6 (см. ниже). Если

давление более 3,3 кгс/см2 (325 к Па) необходимо выполнить проверку № 7 (см.

диагностирование системы топливоподачи - student2.ru  




ниже).

3. Проверяется герметичность системы. Для этого необходимо

контролировать падение давления после выключения бензонасоса по показаниям

манометра. Давление топлива может незначительно уменьшиться и затем

должно стабилизироваться. Если давление не стабильное − выполнить проверку

№ 5.

4. Проверяется работоспособность регулятора давления топлива. Для

этого необходимо пустить двигатель. Он должен работать на холостом ходу.

Отсоединить вакуумный шланг от регулятора давления. Давление топлива

должно находиться в пределах 2,9−3,3 кгс/см2 (284−325 Па). Присоединить

вакуумный шланг к регулятору давления. Давление топлива должно

не так, то необходимо проверить герметичность вакуумного шланга или самого

регулятора давления. Если давление уменьшилось – регулятор давления

исправлен и проверка окончена.

5. Проверка № 5. Определяется причина негерметичность топливной

системы. Проводится, если давление продолжает падать (см. проверка № 3).

Вновь включить бензонасос на 10 с, подав напряжение +12 В от АБ на контакт

«G» колодки диагностики (см. рис. 4.3). Сразу после выключения бензонасоса

полностью

пережать

резиновый

шланг

сливного

топливопровода

7.

Контролировать, стабилизируется ли давление топлива после пережатия шланга.

Если стабилизируется − проверить герметичность и соединения в

топливопроводе между регулятором давления и топливным баком.

Если не стабилизируется − определить и заменить негерметичную

топливную форсунку. Это делается проверкой свечей на нагар или на намокание.

Если таким способом определить негерметичную форсунку не удастся, то

следуетдиагностическом стенде.

проверить

герметичность

форсунок

на

специализированном

6. Проверка № 6. Определяется причина пониженного давления топлива.

Проводится, если давление ниже 2,9 кгс/см2 (284 кПа) (см. проверку № 2). Вновь

включить бензонасос, подав напряжение +12 В от АБ на контакт «G» колодки

диагностики. При работающем бензонасосе постепенно, но не до конца

пережимать шланг сливного топливопровода 7, одновременно наблюдая за

показаниями манометра.

Если давление растет более 325 кПа − заменить регулятор давления.

Если давление остается ниже 2,9 кгс/см2 (284 кПа) – проверить

герметичность подающего топливопровода, наличие ослабших соединений,

топливный фильтр и сетку топливоприемника бензонасоса на загрязнение. Если

все исправно, то заменить бензонасос.

7. Проверка № 7. Определяется причина повышенного давления топлива.

Проводится если давление более 3,3 кгс/см2 (325 кПа) (см. проверку № 2).

Сбросить давление в системе топливоподачи. Отсоединить резиновый шланг 7

от стальной трубки, ведущей к топливному баку. Опустить шланг 7 в емкость

для сбора бензина. Включить бензонасос, подав напряжение +12 В от АБ на

контакт «G» колодки диагностики.

уменьшиться относительно предыдущего значения на 0,2−0,7 кгс/см2 . Если это

Если давление более 3,3 кгс/см2 (325 кПа) − определить место ограничения

прохода бензина по сливному топливопроводу к топливному баку и устранить

препятствие.

Если давление продолжает оставаться выше 3,3 кгс/см2 (325 кПа) −

заменить регулятор давления.

?
Контрольные воросы

1. Как следует проверить электрические цепи бензонасоса и

форсунок и систему зажигания?

2. Как проверяется давление топлива и работоспособность системы ?

3. Как проверяется герметичность системы?

4. Как проверяется работоспособность регулятора давления топлива?

5. Как определяется причина негерметичность топливной

системы?

Порядок и описание проверок

1. Проверяется исправность обмоток шагового двигателя. Отсоединить

колодку жгута от РХХ. Мультиметром измерить сопротивление обмоток

шагового двигателя между контактами «А» и «В», «С» и «D» колодки РХХ.

Сопротивление должно быть в пределах 40-80 Ом. Если это не так,

необходимо заменить РХХ.

2. Проверяется наличие напряжения питания РХХ. Включить зажигание.

Мультиметром, соединенным с «массой», измерить напряжение на каждом

контакте колодки жгута РХХ. Напряжение должно быть в пределах 4-6 В. Если

это не так выяснить причину отсутствия питания, для этого провести

последовательно проверки № 3 и № 4.

3. Проверяются цепи питания на отсутствие обрыва. Отсоединить

«минусовую» клемму от АБ. Отсоединить колодку жгута от БУ. Соединить

перемычками контакты «А» и «В», «С» и «D»

колодки жгута РХХ.

Мультиметром измерить сопротивление между контактами 54 и 39 (29 и 21), 22

и 4 (26 и 4) (см. рис. 5.4 и 5.5) колодки жгута БУ. Сопротивление должно быть

менее 1 Ом. Если это не так – устранить обрыв.

4. Проверяются цепи питания на отсутствие замыкания с «массой».

Удалить перемычки из колодки и измерить мультиметром сопротивление

каждого контакта относительно «массы», а также сопротивление между всеми

контактами колодки жгута РХХ. Сопротивление должно быть более 100 кОм.

Если это не так – устранить замыкание.

5. Если признак неисправности по-прежнему сохраняется − проверить

надежность контактов в колодках или неисправность БУ.

диагностирование системы топливоподачи - student2.ru  
диагностирование системы топливоподачи - student2.ru  

Порядок и описание проверок

1. Проверяется

герметичность форсунок. Включить зажигание.

Включить на 10 с бензонасос, подав напряжение +12 В от АБ на контакт «G»

(см. Лабораторную работу № 1, рис. 4.3) колодки диагностики. Форсунки во

время работы бензонасоса не должны пропускать топливо. Если это не так –

заменить форсунку, пропускающую топливо.

2. Проверяется баланс форсунок. Удерживая форсунки над мерными

стаканами, прокручивать двигатель стартером. Точность измерения зависит от

количества собранного топлива, поэтому прокручивать двигатель следует

достаточно долго. Конус распыла топлива каждой форсунки не должен

отличаться по форме от остальных. Количество топлива в мерных стаканах не

должно отличаться между наибольшим и наименьшим значениями более чем

на 20 %.



инструкцию

по

технике

безоп

Общие сведения

Система распределенного впрыскивания топлива (MFI) состоит из датчиков, которые оценивают состояние двигателя, электронного блока управления двигателем (РСМ), который, в свою очередь, управляет всей системой на основании полученной информации от датчиков и исполнительных устройств, срабатывание которых происходит по командам от РСМ. РСМ управляет подачей топлива в цилиндры двигателя, расходом воздуха на всех режиме холостого хода двигателя и углом опережения зажигания. Более того, РСМ имеет несколько режимов самодиагностирования, которые облегчают поиск неисправностей при их возникновении.

Управление подачей топлива

Продолжительность импульса управления форсункой и угол опережения зажигания подбираются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное воздушно-топливное отношение состава смеси при постоянно меняющихся условиях работы двигателя. Впускной канал каждого цилиндра имеет по одной форсунке. Топливо подается топливным насосом под давлением в топливный коллектор. Для поддержания необходимого давления в системе предусмотрен регулятор давления. Топливо под давлением подается к форсункам. Такая система подачи топлива называется распределенной. Обычно топливо впрыскивается форсункой один раз за два оборота коленчатого вала. Электронный блок управления двигателем обогащает состав смеси в режиме работы «без обратной связи» в том случае, когда двигатель холодный или работает с высокой нагрузкой. Если же двигатель прогрет или работает с нормальной нагрузкой, РСМ, при включении режима «обратной связи» через кислородный датчик с подогревателем, создает стехиометрический состав смеси, который обеспечивает наилучшую работу двигателя с точки зрения «чистоты» отработавших газов применением трехкомпонентного каталитического нейтрализатора.

Режим диагностирования

При появлении неисправности в каком-либо датчике или исполнительном устройстве, связанной с системой снижения токсичности, загорается контрольная лампа индикации неисправности двигателя («CHECK ENGINE»), что информирует водителя о возникшей неисправности.

При появлении неисправности в каком-либо датчике или исполнительном устройстве, появляется соответствующий этой неисправности диагностический код.

Данные оперативного запоминающего устройства («RAM») электронного блока управления двигателем, с датчиков и исполнительных устройств, могут быть прочитаны диагностирующим прибором. Наконец, исполнительные устройства могут быть приведены в действие и проверены независимо от самой системы.

Поверка

Включите зажигание (положение ключа замка зажигания «ON») и убедитесь что, контрольная лампа индикации неисправности двигателя загорелась примерно на 5 с, а затем погасла.

Если контрольная лампа не горит, то проверьте проводку на отсутствие обрыва, предохранитель и саму лампу на отсутствие перегорания.

Самодиагностика

Электронный блок управления двигателем отслеживает входные/ выходные сигналы (одни постоянно, другие – только при определенных условиях). В случае, если электронный блок управления двигателем обнаружил неисправность (постоянное или временное нарушение в работе системы), то он запишет соответствующий код неисправности в память и пошлет сигнал на стандартный диагностический разъем. Результаты диагностики (коды неисправностей) могут быть считаны с помощью контрольной лампы индикации неисправности двигателя или тестера HI-SCAN (Pro). Коды неисправностей будут сохраняться в памяти электронного блока управления двигателем только при наличии питания от аккумуляторной батареи. Коды неисправностей могут быть стерты либо пи отсоединении клеммы аккумуляторной батареи или разъема блока управления двигателем, либо с помощью тестера HI-SCAN (Pro).

Процедура проверки (самодиагностика)

ПРИМЕЧАНИЕ Если аккумуляторная батарея разряжена, то прочитать диагностические коды прочесть невозможно. Следите за состоянием аккумуляторной батареи (напряжением бортсети), перед проведением проверки подзарядите аккумуляторную батарею. Коды неисправности стираются при отсоединении аккумуляторной батареи или разъема РСМ. Не отсоединяйте аккумуляторную батарею до тех пор, пока не прочитаны и не проанализированы все коды неисправностей.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПОДАЧИ

ВПРЫСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Наши рекомендации