Диагностирование и регулировка системы электрооборудования (АКБ, генератор, стартер, реле-регулятор)

Аккумуляторная батарея. Основ­ные неисправности батареи: разряд и саморазряд, короткое замыкание пластин при выпадении активной массы. Кроме того, в результате понижения, а также длительного хранения аккумулятора без дозаряда возможна сульфатация пластин. Выпадение активной массы приводит также к понижению емко­сти батареи. В процессе эксплуа­тации возникают трещины стенок батареи, происходит снижение уров­ня электролита и его плотности.

Диагностирование аккумулятор­ной батареи заключается в наружном ее осмотре, проверке уровня и плот­ности электролита, а также напряже­ния под нагрузкой. Небольшие тре­щины моноблока герметизируют на­ложением заплаты на 5—6 слоев стеклоткани, пропитанной эпоксид­ной смолой. При больших поврежде­ниях моноблок подлежит замене.

При понижении уровня электро­лита доливают дистиллированную воду. При недостаточной плотности доливают электролит плот­ностью 1,40 г/см3. Плотность электро­лита проверяют денсиметрами раз­личных конструкций. Разница в плотности отдельных аккумуляторов батареи не должна быть более 0,01 г/см3. Для очень холодного климатиче­ского района СССР плотность элек­тролита, приведенная к 25 °С. зимой установлена 1,30 г/см3, а летом 1,26 г/см3. Для умеренного климати­ческого района этот параметр круг­лый год должен составлять 1,26 г/см3, для теплого влажного и жаркого сухого районов 1,23 г/см3.

Уменьшение плотности электро­лита на 0,01 г/см3 соответствует разряду батареи примерно на 6%. Батарея требует заряда в условиях аккумуля­торного участка, если разряд достигает 50 % летом и 25 % зимой.

Работоспособность (напряжение батареи под нагрузкой) необходимо проверять для каждого аккумулятора нагрузочной вилкой: при исправном состоянии напряжение в конце пятой секунды должно оставаться неиз­менным в пределах 1,7—1,8 В. основ­ное значение в эксплуатации при­обретает простой метод проверки работоспособности батареи по паде­нию напряжения при пуске двигателя стартером. Это падение для исправ­ного состояния должно быть не ниже 10,2 В. Более низкий уровень свидетельствует также о потере емкости, которая может быть частично восстановлена трени­ровочными циклами.

Ресурс батареи в эксплуатации сокращается в 2—2,5 раза при повышении регулируемого напряже­ния бортовой сети автомобиля выше оптимального на 10—12%, т. е. зависит от состояния генератора и регулятора напряжения.

Генераторы

Основными неисправностями генератора явля­ются: износ контактных колец и ще­ток, различные поломки щеткодержа­телей, обрыв в обмотках возбужде­ния ротора и статора, межвитковые замыкания в обмотках статора и замыкание их на корпус, пробой или обрыв диодов выпрямительного блока, ослабление, чрезмерное натя­жение или износ приводного ремня и др.

Диагностирование генераторной установки осуществляют при помощи вольтметра. При этом, помимо огра­ничивающего напряжения, возможна проверка и работоспособности гене­ратора. Ограничивающее напряже­ние проверяют при выключенных потребителях тока и повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Работоспособность гене­ратора оценивают по напряжению при включении потребителей тока (приборов освещения) на частоте вращения, соответствующей полной отдаче генератора. При этом напря­жение должно быть не ниже 12 В. Однако подобная методика проверки даже при наличии дополнительного режима испытания не может выявить такие характерные, хотя и редко встречающиеся, неисправности гене­раторов переменного тока, как обрыв или замыкание обмоток статора на корпус или пробой диодов выпрямителя ввиду значительных резервов работоспособности гене­ратора.

При исправной работе генератора диапазон колебания напряжения в сети не превышает обычно 1 — 1,2 В для бензиновых двигателей и имеет еще меньший уровень для дизелей. Средний уровень напряжения, показываемый вольтметром, при этом не меняется, однако «выбросы» напряжения при­водят к снижению долговечности батареи и других элементов электро­оборудования. Аналогичные явления имеют место при обрыве или замы­кании обмоток статора на корпус. Указанные неисправности легко выявляются по характерному виду осциллограмм.Неисправный генератор подлежит замене для ремонта в условиях электроцеха.

Стартер. В процессе эксплуатации в стартере возникают главным обра­зом механические повреждения при­вода, связанные с пробуксовкой муфты свободного хода, износом или заклиниванием шестерни. Эти неисправности устраняются путем замены привода. Реже встречаются неисправности электрических цепей стартера, обусловленные окислением силовых контактов и контактов реле, обрывом обмоток, замасливанием коллектора, износом щеток. При этом ухудшается работа стартера, что вызывает необходимость его снятия и переборки. У снятого стартера на специальном стенде проверяют раз­виваемый крутящий момент, потреб­ляемый ток в рабочем режиме и в режиме полного торможения, частоту вращения якоря в рабочем режиме. Непосредственно на автомобиле у стартера также можно проверить потребляемый ток в режиме полного торможения, который увеличивается при замыкании цепей стартера на корпус и уменьшается при окислении контактов, щеток и коллектора.

Наши рекомендации