Анализ внутренней и внешней среды
Проанализируем внешнюю среду, в которой оперирует компания, с помощью PEST анализа, позволяющего выявить значимые для организации факторы с целью выявления вероятных угроз, а также возможностей для выработки стратегии для реализации данных возможностей либо предотвращения угроз. Данные факторы были выявлены из Статистического сборника Росстата, а так же различных электронных ресурсов. Полученные данные представлены в таблице 10.
Таблица 10
PEST-анализ «EveryDay»
P (Политические факторы) | E (Экономические факторы) |
1. Политика Правительства Архангельской области, направленная на развитие торговли. Ожидается увеличение оборота розничной торговли в Архангельской области, в особенности - в малых городах. 2. Вступление России в ВТО 22.08.2012. Вступление во Всемирную торговую организацию открывает возможности для зарубежных розничных сетей. Для отрасли означает приход на рынок женской одежды в России крупных международных сетей. 3. Повышению государственной поддержки малому и среднему бизнесу: Увеличение количества контрактов заключенных на поставки государству на 2013 года увеличилась на 15.2 % по сравнению с 2013 годом. Объем субсидий на поддержку малого и среднего бизнеса по состоянию на 2013 год в Архангельской области составили 173126,9 тыс. руб и увеличились на 7% по сравнению с 2013 г. 4. Внешняя политика страны (Политическая ситуация на Украине) и отношения с ЕС и Америкой сказываются на ситуации в отрасли. | 1. ВРП Архангельской области в 2013 году составил 512393,6 млн. руб., прирост к 2010 году - 8,4%. 2. Отраслевая структура добавленной стоимости: Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования , по состоянию на 2013 г. Составил – 8 %. 3. Оборот розничной торговли и общественного питания крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства составил 3132,5 млн. рублей (94,4 % к 2014 году). 4. Увеличение числа безработных. По состоянию на 2015 год число безработных составило 495 чел. Что на 2.5 раза больше по сравнению 2014 год., где составило – 195 чел. 5. Общая экономическая ситуация в стране и международная экономическая ситуация (Международный кризис) Платежеспособный спрос (Снижение вследствие поднятия цен и ухудшения уровня жизни населения) 6. Нестабильный курс валют 7. Увеличение числа грузовых перевозок малыми прдприятиями |
S (Социальные факторы) | T (Технологические факторы) |
1. Рост численности населения - 74458 человек (по состоянию на 01 января 2016 г.) 2. Демография. За 2015 год в МО «Котлас» появились на свет 1048 малышей, и ушли из жизни 996 человека. Естественный прирост составил 52 человека. 3. Миграция. За 2015 год число прибывших граждан составило 2743 человека, число выбывших – 2274. Миграционный прирост составил 469 человек. 4. Изменение образа жизни населения . Население стало чаше экономить, и больше уделять внимания товарам первой необходимости) 5. Снижение уровня жизни населения | 1. Постоянное появление нового производственного оборудования , что позволяет производителям одежды сократить издержки и повысить производительность . 2. Развитие компьютерных технологий, ориентированных управление розничными предприятиями для улучшения их эффективности 3. Разработка новых тканей для производства одежды 4. Строительство новых высоко технологичных ТЦ |
Из табл. 10 видно, что у предприятия больше угроз, чем возможностей. Данные факторы внешней среды, в дальнейшем будут использованы при составлении SWOT-анализа предприятия, и выработки стратегии использования своих конкурентных преимуществ для использования предоставленных возможностей внешней среды или предотвращения угроз внешней среды.
К основным угрозам предприятия относятся:
1. Вступление России в ВТО. Это дает возможность зарубежным торговым маркам выходить на российские рынки одежды, вследствие чего конкуренция ужесточится.
2. Внешняя политика страны. Это оказывает на отрасль сильное влияние, следствие является девальвация рубля, повышению уровня цен, снижение покупательской способности населения.
3. Увеличение числа безработных. Вследствие этой угрозы является снижение экономически активного населения.
4. Общая экономическая ситуация в стране и международная экономическая ситуация (Международный кризис).
5. Платежеспособный спрос (Снижение вследствие поднятия цен и ухудшения уровня жизни населения).
6. Нестабильный курс валют.
7. Изменение образа жизни населения.
8. Снижение уровня жизни населения.
К возможностям внешней среды относятся:
1. Повышению государственной поддержки малому и среднему бизнесу.
2. Рост численности населения - 74458 человек
3. Изменение образа жизни населения. Это означает переключение покупателей на более дешевые вещи.
4. Развитие компьютерных технологий, ориентированных управление розничными предприятиями для улучшения их эффективности
5. Увеличение числа грузовых перевозок малыми предприятиями
Любой анализ предприятия начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой действует компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного исследования может послужить SWOT-анализ. Следует учитывать, что сильные стороны предприятия это те преимущества которые она должна развивать и использовать на рынке, и ее слабые стороны которые следует ликвидировать или превратить в преимущества, а так же следует использовать шансы предоставляемые рынком, возможностей, а порой и угрозы, которые связаны с изменением текущей ситуации на рынке.
Для составления SWOT-анализа было проведено интервью с сотрудниками предприятия и директором , план интервью представлен в приложении 1. Полученные данные представлены в таблице.11
Таблица 11
Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия.
Сильные стороны | Слабые стороны |
· Большой ассортимент товаров · Низкие цены · Свое транспортное средство для грузоперевозок · Много лет работы на рынке розничной торговли | · Маленькая торговая площадь 18 кв. м · Выкладка товара · Низкое кол-во человеческих ресурсов , а именно продавцов-консультантов · Не ведется финансирование в развитие · Внешний вид точки · Нет продаж через интернет · Оплата покупок только по наличному расчету · Товарная политика отсутствует · Отсутствую программы для управления товарными запасами · Не ведется продвижение предприятия · Высокие операционные издержки · Нет системы управления предприятием · Медленное обновление ассортимента · Отсутствует ценовая политика |
Возможности | Угрозы |
· Повышению государственной поддержки малому и среднему бизнесу · Политика Правительства Архангельской области, направленная на развитие торговли. · Увеличение ВРП Архангельской области . · Рост численности населения · Изменение образа жизни населения. Это означает переключение покупателей на более дешевые веши. · Развитие компьютерных технологий, ориентированных управление розничными предприятиями для улучшения их эффективности · Увеличение числа грузовых перевозок малыми предприятиями · Строительство новых высокотехнологичных ТРЦ | · Появление на рынке зарубежных торговых сетей. Ужесточение конкуренции · Снижение уровня жизни населения · Увеличение числа безработных.. · Платежеспособный спрос ( Снижение вследствие поднятия цен и ухудшения уровня жизни населения) · Нестабильный курс валют · Изменение образа жизни населения · Изменение образа жизни населения. Население все чаше стало экономить |
Как видно из таблицы предприятие имеет несколько сильных сторон , которые она использует как свои конкурентные преимущества для борьбы с конкуренцией.
К основным сильным сторонам предприятия относятся:
· Большой ассортимент товаров
· Низкие цены
· Свое транспортное средство для грузоперевозок
· Много лет работы на рынке розничной торговли
К основным недостаткам относятся:
· Маленькая торговая площадь 18 кв. м
· Выкладка товара
· Низкое кол-во человеческих ресурсов , а именно продавцов-консультантов
· Не ведется финансирование в развитие
· Внешний вид точки
· Товарная политика отсутствует
· Не ведется продвижение предприятия
· Высокие операционные издержки
· Нет системы управления предприятием
· Медленное обновление ассортимента
Отсутствует ценовая политика
На анализе полученных после выявления сильных и слабых сторон предприятия, а так же возможностей и угроз внешней среды была составлена Матрица SWOT-анализа, которая должна обеспечить выбор стратегии использования конкурентных преимуществ для реализации предоставленных внешней средой возможности, а так же для устранения своих недостатков.
Таблица 12
Матрица СВОТ-анализа
· | Сильные стороны | Слабые стороны |
· Большой ассортимент товаров · Низкие цены · Свое транспортное средство для грузоперевозок · Много лет работы на рынке розничной торговли · | · Маленькая торговая площадь 18 кв. м · Выкладка товара · Низкое кол-во человеческих ресурсов , а именно продавцов-консультантов · Не ведется финансирование в развитие · Внешний вид точки · Нет продаж через интернет · Оплата покупок только по наличному расчету · Товарная политика отсутствует · Отсутствую программы для управления товарными запасами · Не ведется продвижение предприятия · Высокие операционные издержки · Нет системы управления предприятием · Медленное обновление ассортимента · Отсутствует ценовая политика | |
Возможности: | Сила и возможности | Слабость и возможности |
· Повышению государственной поддержки малому и среднему бизнесу · Политика Правительства Архангельской области, направленная на развитие торговли. · Увеличение ВРП Архангельской области . · Рост численности населения · Изменение образа жизни населения. Это означает переключение покупателей на более дешевые вещи. · Развитие компьютерных технологий, ориентированных управление розничными предприятиями для улучшения их эффективности · Увеличение числа грузовых перевозок малыми предприятиями | · Большой опыт работы на рынке дает возможность для получения среднесрочного кредита. · Низкие цены дает возможность для предприятия обеспечивать обслуживание покупателей которые чувствительны к цене · Использовать свое ТС для грузо перевозок малых предприятий | · НА данный момет идет строительство новых выско технологичных Торговых центров, эту возможность предприятие имеет возможность при прееезде или для расщирения своей торговой площади. · Благожаря болшому миграционному приросту , предприятие имеет возможность нанять дополинтельных сотрудников которые предприятию не хватает. · На предприятии отстуствует програмы для управления ценообразование а так же учета товарных запасов, данную проблему предлагается устранить , установив комьютерные технологии которые созданя для упрвления розничным магазином. · Благодаря поддержки государтва малого и среднего бизнеса, предприяти имеет возможность получить среднесрочный кредит по выгодным условиям. |
Угрозы: | Сила и угрозы | Слабость и угрозы |
· Появление на рынке зарубежных торговых сетей. Ужесточение конкуренции · Снижение уровня жизни населения · Увеличение числа безработных.. · Платежеспособный спрос ( Снижение вследствие поднятия цен и ухудшения уровня жизни населения) · Нестабильный курс валют · Изменение образа жизни населения. Население все чаше стало экономить | · За долгие годы работы у предприятия сформировалась своя клиентская база, это позволит снизить угрозу со стороны появления новых зарубежных игроков · Предприятие имеет низкие цены это обеспечивает преимущество , в связи с изменнием уровня жизни населения, население стало чаше экономить. · У предприятия имеются свои постоянные поставщики, которые сотрудничают напрямую с российскими производителями, это обеспечивает низкие закупочные цены, при неблагоприятом курсе валют | · Предприятие имеет слобаое финансирование на развитие, это вялется серьезной угрозой после выхода на рынок зарубежных игроков · Предприятие не имеет рекламы , это создает проблему в связи со снижение уровня жизни население более чуствительны к цене, а покупатели не имеют возможности узнавать о распродажах на предприятии и о самом наличи товара. · Увеличение числа безработных позволяет предприятию нанять дополнительных сотрудников |
Как видно из таблицы, у предприятия имеются конкурентные преимущества которые она может использовать для использования возможностей внешней среды, и предотвращении угроз , а так же используя возможности устранить свои недостатки, своевременно принять меры для устранения своих недостатков и внешних угроз.
Далее рассмотрим данные стратегии более подробно.
Как видно из таблицы основными стратегиями из поля Сила и возможности являются:
1. Благодаря большому стажу работы на рынке розничной торговли, предприятие хорошо зарекомендовало себя среди банков, как добросовестного плательщика и всегда возвращало полученные кредит в срок, это преимущество можно использовать для получения кредита, т. к на данный момент государство активно поддерживает малый и средний бизнес, это в свою очередь оказывает влияние на кредитные банки подталкивая их снижать условия для получения кредита.
2. Низкие цены можно использовать при изменений образа жизни населения, что обеспечивает переключение населения на более дешевые товары.
3. Использовать свое транспортное средство для грузовых перевозок среди малых предприятий
Из поля сильные стороны и угрозы , можно выбрать следующие стратегии:
1. За долгие годы работы у предприятия сформировалась своя клиентская база. Появление на рынке зарубежных торговых марок, снизит поток постоянных клиентов, но в основном тех покупателей которые сильно испытывают симпатию к зарубежным брендам, но в основном это малая часть из целевого сегмента предприятия который находятся в возрасте от 35 до 65 , которые не сильно привержены влиянию зарубежных брендов.
2. Предприятие имеет низкие цены на свой ассортимент, а так же делает индивидуальные скидки для заинтересованности покупателей , этот факт дает преимущество при изменении уровня жизни населения , которое стало чаше экономить, и переключаться на более дешевые товары.
3. За много лет работы у предприятия появились постоянные оптовые поставщики, данные поставщики закупают товар у Российских производителей. В связи с изменением курса валют данные поставщики не испытывают угроз со стороны повышения цен иностранных производителей.
Из поля Слабость и возможности, можно выделить следующие стратегии:
1. Благодаря строительству новых торговых центров, предприятие может использовать данную возможность для открытия или переезда торговой точки с большей торговой площадью, что позволит увеличить свою торговую площадь
2. Благодаря положительному миграционному приросту, предприятие имеет возможность нанять дополнительных сотрудников, которых предприятию не хватает
3. Отсутствие на предприятии программы для управления товарными, а запасами, а так же отсутствие системы ценообразования, позволит устранить данные проблемы, используя развитые компьютерные технологии, ориентированных на эффективном управлении розничных торговых предприятии.
4. На данный момент государство активно поддерживает малый и средний бизнес, данная возможность дает предприятию выгодные условия для получения кредита, для инвестирования в развитие бизнеса и повышению его конкурентоспособности
5. Увеличение числа грузовых перевозок малыми предприятиями дает возможность для использования своего ТС для грузовых перевозок, в следствие чего снизит операционные издержки предприятия по эксплуатации ТС, и получит новый источник доходов.
Из поля слабость и угрозы выделим следующие стратегии:
1. В результате слабого финансирования на развитие предприятия, снизится ее конкурентоспособность, в результате предприятие не сможет противодействовать угрозам со стороны новых игроков рынка.
2. Предприятие не использует рекламу для информирования потребителей о своих товарах, акциях и скидках, это является проблемой в связи с тем, что на данный момент снизилась покупательская способность населения, которая сейчас особо чувствительны к цене.
3. Увеличение числа безработных дает возможность для предприятия нанять дополнительных сотрудников, которых не хватает.