Анализ внутренней и внешней среды.

Для анализа Внутренней и внешней среды используем PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

К среде прямого воздействия относятся потребители, а также поставщики, конкуренты, государственные органы, правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации.

Экономический- это платежеспособность потребителей, усиление конкуренции, динамика курсов иностранных валют, налогообложение, уровень инфляции, коммунальные платежи, заработная плата и прочие расходы.

Политический - изменение законодательства, государственное регулирование конкуренции в отросли, налоговая политика государства, отсутствие барьеров вхождения на рынок, участие в Федера́льно целевых программах.

Правовой-Конституция РФ, Трудовой кодекс, Гражданский кодекс. Социальные- изменение в уровне жизни, экологический фактор, изменения в основных потребительских предпочтениях.

Технологический- технологические изменения имеющие существенное значения для услуг организации: новые производственные технологии, энергосберегающие технологии, изменение коммуникационных технологий.

Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж

Макросреда (внешняя среда) представлена силами которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера). Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудита-риями.

Экономическое состояние в обществе оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др.

Политические факторы, зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.

Культурная среда – главными ее элементами которой является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).

 
  Анализ внутренней и внешней среды. - student2.ru

Рис.2 Внешняя среда организации

Анализ внутренней и внешней среды. - student2.ru

Рис. 3. Внутренняя среда организации.

При проведении исследования фирмы были выявлены факторы внешней и внутренней среды:

Внешней

1. Политический: работа с тендерами, гос. заказы на транспортную инфраструктуру, изменение федерального закона о пожарной безопасности, изменение законодательства увеличение фискальной нагрузки на фирму.

2. Экономический: в связи с кризисом в экономике в 2013 году изменение структуры рынка заказчиков, ушли частные фирмы, инфляция учитывая то что договора иногда заключают на срок до 3 лет.

3. Социальные: социальные гарантии, рост заработной платы

4 .Технологический: проводится работа по модернизации предприятия, ездят на выставки для покупки современного оборудования и оставаться в курсе последних тенденций развития отрасли, покупаются и используются современные информационные технологии.

Внуреней

1 .Производственный: строительство объектов оценка качества со стороны заказчика.

2. Персонал: Квалифицированный персонал.

3. Маркетинговые: реклама на сайтах, информация в интернете, реклама.

4. Активность руководства компании.

5. Налаженные контакты с клиентами.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.

Таблица 1

SWOT анализ ООО «Алатекс-Инж»

  Возможности: 1 .Дополнительные группы клиентов 2.Расширение услуг 3.Рекламные возможности   Угрозы: 1 .Изменение законодательства 2.Изменение деловых связей 3.Увеличение тарифов ЖКХ 4.Конкуренция
Сильные стороны 1 .Опытный персонал 2.Партнёры 3.Курсы переподготовки 4.Обучение молодых специалистов 5.Налаженые поставщики 6.Положительный имидж 7.Информационные технологии Сив: 1 .Участие в госпрограммах 2.Повышение качества услуг 3.Увеличение количества услуг 4.Совершенствование структуры предприятия 5.Совершенствование информационных технологий 6.Создание рекламного отдела 7.Повысить качество Сиу: 1 .Мониторинг внешней среды 2.Переподготовка персонала 3.Создание сайта 4. Формирование запасов

Продолжение таблицы 1

  работ 8.Повысить исполнительную дисциплину  
Слабые стороны: 1 .Контроль избыточен 2 .Нестабильная зарплата 3.Текучесть кадров СЛВ: 1.Реструктуризация 2.Матерьяльное и не материальное стимулирование З.Наём новых работников 4.Реструктуризировать компанию СЛУ: 1 .Совершенствование политики управления персоналом 2.Работа по повышению качеству управления

Исходя из SWOT-анализа можно сделать выводы:

Сильными странами для фирмы является: квалифицированный персонал, репутация у клиентов, система карьерного и квалификационного роста работников, использование и внедрение информационных технологий.

Присутствует возможности расширения услуг, групп клиентов, возможность усиления рекламной деятельности

Наши рекомендации