Методические рекомендации. 1. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по смыслу ст
1. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по смыслу ст. 3
Закона о банкротстве 2002 г. неплатежеспособность должника является единственным и достаточным признаком банкротства. Однако нередки случаи, когда должник не может расплатиться с кредиторами при
наличии значительной дебиторской задолженности, которая упоминается законодателем лишь в качестве меры по восстановлению платеже
способности должника при осуществлении внешнего управления (ст.
109 Закона о банкротстве 2002 г.) и при регулировании уступки прав требования должника (ст. 140 Закона о банкротстве 2002 г.) при проведении конкурсного производства. В связи с этим необходимо на законодательном уровне предусмотреть создание такого правового механизма,
который позволил бы эффективнее использовать дебиторскую задолженность в целях восстановления платежеспособности должника.
2. Следует заметить, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа РФ по денежным обязательствам (Федеральная налоговая служба) по истечении
30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а
право на обращение в суд у уполномоченного органа РФ по обязательным платежам (Федеральная налоговая служба) — по истечении 30 дней
с даты принятия решения налогового, таможенного органов о взыскании задолженности за счет имущества должника (п. 2 ст. 7 Закона о
банкротстве 2002 г.). Безусловно, наличие данного положения осложняет процедуру инициирования дела о банкротстве. Ведь теперь заявитель должен будет подтвердить свое требование судебным решением и
дождаться истечения тридцатидневного срока, установленного для получения денежных средств в рамках исполнительного производства. Все
это предоставляет должнику дополнительную возможность спасти свой
бизнес и репутацию.
Глава 1
Несостоятельность (банкротство). Общие положения
Методические рекомендации
3. Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным
судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если
сумма неисполненных требований составляет не менее 100 тыс. руб. к
должнику — юридическому лицу и не менее 10 тыс. руб. — к должнику-гражданину (п. 3 ст. 7 Закона о банкротстве 2002 г.).
4. Следует заметить, что порядок объединения и представления
требований РФ, а также учета мнения органов исполнительной власти субъектов РФ и органон местного самоуправления при подаче заявления о признании должника банкротом и в ходе процедур банкротства устанавливается соответствующим Положением, утвержденным
постановлением Правительства от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства». Так, в случае неисполнения должником требований Российской Федерации уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты
направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или
соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с
даты получения уведомления о наличии задолженности от федеральных
органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 2 положения).
В этом случае к уведомлению должны быть приложены следующие документы:
— справка налогового или таможенного органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному более чем в 3-месячный срок;
— заверенная копия решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов должника;
— заверенная копия постановления таможенного органа о взыскании на
лога (сбора) за счет имущества должника или соответствующее судебное решение, вступившее в законную силу, а также исполнительный лист;
— сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника.
Уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов направляют в
адрес уполномоченного органа также не ранее 30 дней, но не позднее 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности. Помимо уведомления в адрес уполномоченного органа направляются:
— документы, подтверждающие наличие обязательств должника перед указанными органами, а также наличие и размер задолженности;
— решения арбитражного суда о взыскании задолженности в пользу указанных органов;
— постановления апелляционной инстанции, вынесенные по жалобам на решения арбитражного суда (при их наличии);
— постановления кассационной и надзорной инстанций в случае, если
этими постановлениями изменяются решения (постановления) ниже
стоящих судов (при их наличии);
— исполнительный лист о взыскании задолженности;
— документы, свидетельствующие о направлении исполнительного листа судебному приставу-исполнителю.
5. При анализе критериев несостоятельности (банкротства) следует учесть, что в большинстве правовых систем используется критерий несостоятельности, ориентированный на ликвидность или на движение денежной наличности.
В частности, французская правовая система основана исключительно на прекращении платежей.
В немецком законодательстве для всех дебиторов — как корпораций, так и отдельных лиц — также используется понятие неликвидности. Однако для субъектов с ограниченной ответственностью дополнительно используется проверка по балансовому отчету чрезмерной ответственности, которая имеет практическое значение почти исключительно в случае подачи заявления со стороны должника1.
Более того, на практике суды менее требовательны к предоставлению доказательств несостоятельности в случае подачи заявления дебитором. Поэтому, например, в Германии и Болгарии подача заявления должником предполагается основанной на наличии несостоятельности. По американскому законодательству в случае подачи заявления со стороны должника вообще не требуется доказывать наличие несостоятельности, она, по сути дела, презюмируется.
См.: Материалы международной конференции по вопросам о несостоятельности (банкротстве). М., 1994. С. 11.
Глава 1
Несостоятельность (банкротство). Общие положения
Контрольные вопросы
Библиография
Бардзкий А.Э. О пределах власти окружного суда при назначении присяжных попечителей по делам несостоятельных должников // Журнал гражданского и уголовного права. 1886. № 10.
Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. М., 1995.
Белых B.C., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М., 2001.
Генкин Д.М. Конкурсный процесс // Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат»: В 58 т. / Под ред. Ю.С. Гамбарова, В.Я. Железнова, М.М. Ковалевского и др. М., 1910—1948. Т. 25.
Гессен ЯМ. Устав торговый с разъяснениями. СПб., 1910.
Гражданское право. Учебник: В 2 т. 2-е изд. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998.
Гражданское право России. Общая часть. Учебник/ Под общ. ред. О.Н. Садикова. М., 2001.
Гольмстен А.Х. Исторический очерк русского конкурсного процесса. СПб., 1889.
Дубинчин А. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М., 1998.
Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997.
Лордкипанидзе А.Г. Гарантии платежеспособности по законодательству Англии и Франции//Законодательство зарубежных стран. Вып. 162. М., 1979.
Мухачев И.Ю. Правовое регулирование деятельности арбитражного управляющего при несостоятельности (банкротстве): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц: (Вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003.
Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2001.
Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003.
Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1.
Российское законодательство X—XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1984.
Семеусов В.А., Пахаруков А.А. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в российском праве. Учеб. пособие. Иркутск, 2000.
Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999.
Телюкина М.В. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в дореволюционном и современном праве // Юрист. 1997.
Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004.
Торкановский Е. Антикризисное управление // Хозяйство и право. 2000. № 1.
Трайнин А. Несостоятельность и банкротство. СПб., 1913.
Федоров А.Д. Торговое право. Одесса, 1911.
Хозяйственное право. Учебник / Отв. ред. В.В. Лаптев. М., 1983.
Хозяйственное право/Отв. ред. В.К. Мамутов. Киев, 2002.
Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: Традиции и перспективы // Российская юстиция. 1998. № 10.
Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. СПб., 1898.
Шершеневич Г.Ф. Учение о несостоятельности. Исследование. Казань, 1890.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Торговый процесс. Конкурсный процесс: В 4 т. 4-е изд. М., 1912. Т. 4.
Шершеневич Г.Ф. Морское, конкурсное и вексельное право. Киев, 1914.
Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. (Серия «Классика российской цивилистики».) М., 2000,
Контрольные вопросы
1. Каковы основные этапы развития института несостоятельности (банкротства)
в России?
2. Каковы основные черты и тенденции развития современного российского
законодательства о несостоятельности(банкротстве)?
3. Обоснуйте положение, согласно которому институт несостоятельности (банкротства) является комплексным институтом права.
4. Каковы основные цели и задачи института несостоятельности (банкротства)?
5. Дайте определение несостоятельности (банкротства) по законодательству
РФ.
6. Каковы критерии и признаки несостоятельности (банкротства)?
7. Что такое денежное долговое обязательство?
8. Что такое обязательные платежи?
9. Какие обязательства не включаются в размер денежных обязательств?
10. На каком этапе определяются состав и размер денежных обязательств и
обязательных платежей?
11. Какие денежные обязательства считаются установленными?
12. Может ли быть произведена трансформация неденежного обязательства в
денежное?