Ствия. Учитель или обращает внимание ребенка на решение аналогичной

задачи, или помогает наметить план действий. Обучающая помощь не-

Обходима, когда надо показать, что и как делать для того, чтобы ре-

Шить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие

Исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдель-

ные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельно-

Сти, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко

Справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик

совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной

работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно.

Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление

ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активно-

Сти ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать

В работе с детьми с ЗПР.

Контрольные вопросы

Назовите причины школьной неуспеваемости детей.

2. Какие вы знаете термины для детей с легкими отклонениями в раз-

Витий?

Дайте характеристику инфантилизму как клинической форме

ЗПР.

Приведите классификацию инфантилизма по Г. Е. Сухаревой

И по М. С. Певзнеру.

5. Расскажите о каждом из четырех вариантов классификации ЗПР

По К. С. Лебединской.

Перечислите особенности психики детей с ЗПР.

Дайте характеристику разных групп детей с ЗПР.

Расскажите об особенностях обучения детей с ЗПР.

Материалы для семинарского занятия

Основные ПОНЯТИЯ Темп психического онтогенеза; инфантилизм;

Астенические состояния; церебрастенические

Состояния; ЗПР конституционального происхождения; ЗПР сомато-

Генного Типа, психогенного типа; ЗПР церебрально-органического

Происхождения; развитие психики по типу психической неустойчиво-

Сти (при гипоопеке и гиперопеке), по невротическому типу; обменно-

Основы специальной педагогики и психологии

Трофические нарушения; соматические, энцефалонатические, невро-

Логические осложнения; соматическая недостаточность, тонус, педа-

Гогическая запущенность, психолого-педагогическая коррекция, эн-

Цефалопатические расстройства; классы компенсирующего обучения,

Классы выравнивания.

Методические Данное семинарское занятие предлагается посвя-

Указания тить рассмотрению проблем школьной неуспе-

для подготовки ваемости и их причин. Выделенная на лекции

К семинарскому основная причина школьной неуспеваемости — занятию ЗПР, дополняется другими важными причина-

Ми, которые необходимо рассмотреть на этом

занятии. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал

при подготовке к семинарскому занятию, а затем обсуждают предла-

гаемые им вопросы.

Цель занятия: исследование особенностей психики детей с ЗПР

И причин школьной неуспеваемости у учащихся различного возраста.

Проблемы По данным МО РФ (1997), среди детей, по-

И причины ступающих в первый класс, свыше 60 % относят-

ШКОЛЬНОЙ ся к категории риска школьной, соматической

Неуспеваемости и психофизической дезадаптации. Из них око-

В теории ло 35 % составляют те, у кого еще в младших

И практике группах детского сада были обнаружены очевид-

Обучения ные расстройства нервно-психической сферы.

Число учащихся начальной школы, не справ-

ляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за по-

следние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30 % и более от общего

Числа школьников. По данным медицинской статистики, ухудшение

Состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 1994 году здоро-

выми были признаны лишь 15 % детей школьного возраста) становится

Одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. На-

Пряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению со-

Матического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.

Рассматривая неуспеваемость, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, А. Р. Лу-

Рия указывают различные причины этого явления. Авторы выделяют

Две основные группы причин неуспеваемости: объективные (непо-

Сильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъек-

Тивные (психологические особенности учащихся).

Анализируя психологические особенности учащихся (субъектив-

Ные причины), различают несколько групп неуспевающих. Среди них

Особо следует выделить следующие.

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 133

Педагогически запущенные дети.

Наши рекомендации