Методические рекомендации. 1. Прежде всего, обратите внимание на то, что в эпоху Возрождения трансформируются

1. Прежде всего, обратите внимание на то, что в эпоху Возрождения трансформируются фундаментальные представления о Боге, о человеке и его возможностях, о мире, характерные для средневековой философской мысли.

Что, главным образом, понимают под Возрождением? Рассмотрите причины появления этого феномена в Италии в конце XIV в. (социально-экономические, политические, культурные и мировоззренческие).

Поясните, чем был вызван возросший в этот период интерес к историческому прошлому, к древности, которую воплощала собой эпоха античности. В чем состояла особенность восприятия наследия Античности? Подумайте, являются ли перечисленные идеи и настроения результатом своеобразного синтеза двух традиций – христианства и античности: идея практического индивидуализма и понимание собственной жизни как некоторого предназначения; поиск «живой веры» или «религии души»; универсализм; эстетическое отношение к человеку и миру; появление светской культуры и возникновение многочисленных Академий?

Почему многие представители эпохи Возрождения говорили о ней как об абсолютно новой, с чем связана эта новизна? Важно, что в новом мире человек помнит и о Боге, не исключает его, не выносит «за» границу мира. Это нашло свое выражение в пантеизме Ренессанса, преодолевающим средневековый дуализм небесного и земного: «любое» существует в «любом» и все существует во всем – тождество абсолютного максимума и абсолютного минимума (Н. Кузанский).

2. Можно ли говорить о том, что возрожденческий гуманизм - это «свободомыслящее сознание и светский индивидуализм» (А.Ф. Лосев), связанный с «практикой» человека? Почему? Поясните, в чем состоит отличие понимания человека (его сущности, способностей и смысла жизни) гуманистами Возрождения от христианских мыслителей. Как стали понимать индивидуальность? Почему она обретает ценность? (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 180-182).

Как объяснить, что индивидуальное «Я» оказалось сопоставимо с неповторимой Вселенной, и индивид оказался «огромен как мир и бессмертен как мир» (Л.М. Баткин)?

Можно говорить о том, что человек Возрождения ищет не спасения от мира, а стремится к активному самоутверждению и полному самовыражению в нем, поэтому деятельность приобретает свою ценность и значимость. Поясните, почему высоко оценивалась именно художественное творчество, которое было тесно связано с философией, и почему оно оценивалось порой как «особая наука» (для Леонардо живопись – это наука, причем первая среди прочих).

Формируется и новое отношение к миру, прежде всего, к окружающему человека миру природы. Последняя буквально «открывается» в своей красоте, гармонии и совершенстве, а одним из способов такого открытия становится искусство. Эстетическое восприятие природы выразилось и в том, что разрешение астрономических задач должно было удовлетворять эстетическим требованиям. Для Коперника занятие астрономией есть изучение красоты и совершенства неба, этого «видимого бога».

Познание природы понимаетсч как единство чувственного (что побуждает к собственной деятельности ум человека), рационального и эстетического. Природная вещь, явление должны быть преобразованы человеческим искусством (связанным с математикой и геометрией). Тогда в них проступят универсальные формы, законы, производящее ее начало, которые способен измерить человек с помощью ума. Познание обнаруживает себя как своеобразная творческая деятельность разума (подобие творящей божественной силы) способного создать/конструировать природу. Как позже скажет Г. Галилей: «То, что дает нам одно только чувство зрения, представляет собой как бы ничто по сравнению с чудесами, открытыми на небе разумом понимающих людей».

Природа для мыслителей Возрождения не есть нечто застывшее, завершенное в своем творении. Н. Кузанский говорил о том, что процессуальность, творческая мощь присуща тварному миру; его вечное становление делает его подобным миру божественному. Понимая Бога как Единое, а мир как многое, Бог есть потенциальный мир, а мир - актуально представленный Бог. Подумайте, какие возможности открываются перед человеком благодаря такому пониманию природы и процесса ее познания?

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Почему в период Ренессанса стало возможным открытие «эстетики природы»?

2. Раскройте смысл понятия «титанизм ренессансной личности». Можно ли говорить об «обратной стороне титанизма» и почему?

3. Как Вы считаете, значимо ли сегодня наследие духовно-интеллектуального опыта Ренессанса?

4. Поясните, чем было вызвано особое отношение к диалогу (диалогичность как выражение гуманности человека) в среде мыслителей-гуманистов. Так М. Фичино говорил о том, что: «... некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать,... прирождена людям изначально... . И любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование... . Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки».

5. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание Пико делла Мирандолы : «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». О каком Адаме идет речь? Как раскрывается в этом высказывании идея о том, что человек есть творец самого себя?

6. Можно ли согласиться с Леонардо в том, что живопись является не только искусством, но и наукой?

7. Что гуманисты понимали под «человеческим»?

8. Как можно охарактеризовать отношение к христианскому учению в эпоху Возрождения? Каково место христианства в культуре Ренессанса?

9. Чем отличается познание природы в эпоху Возрождения от ее познания в эпоху античности?

10. Какие идеи эпохи Ренессанса нашли свое воплощение в медицинском знании Т. Парацельса? Чем интересна для вас позиция Т. Парацельса?

11. Как вы можете объяснить возросший интерес к внешности человека, к его телесной красоте, к их описанию и изображению в искусстве Возрождения?

12. Считается, что изобретение на Западе в период Возрождения таких предметов как магнитный компас, порох, механические часы и печатный станок, способствовало фундаментальному изменению не только жизненного уклада, но и мировоззрения европейца. Как вы считает, в чем проявилась названная взаимосвязь?

Тест для самопроверки

1.Впервые термин «Возрождение» употребил в своем произведении

  1. Джорджо Вазари
  2. Н. Макиавелли
  3. Марсилио Фичино
  4. Н. Кузанский
  5. Э. Роттердамский

2. Одной из особенностей восприятия человека в эпоху Возрождения стало

  1. восприятие его как греховного существа
  2. восприятие его как детерминированного природой существа
  3. восприятие человека как одинокого и бездомного существа
  4. эстетическое восприятие человека и его телесности
  5. восприятие человека как социального существа

3. Источником творчества, по мысли гуманистов является

1. сам человек

2. Бог

3. мир, природа

4. человеческий разум

5. вера

4. Автор «Трактата о бессмертии души»

  1. Н. Макиавелли
  2. Пико дела Мирандола
  3. П. Помпонацци
  4. Н. Кузанский
  5. М. Лютер

5. Свои кружки гуманисты, в соответствии с античной традицией, называли

1. академиями

2. университетами

3. школами

4. собраниями

5. пирами

6. Изящество и достоинство человека гуманисты во многом связывали

  1. с речью, культурой слова
  2. с верой
  3. с возможностью познания мира природы
  4. с социальным статусом человека
  5. с талантами, данными человеку от рождения

7. Один из ярких представителей возрожденческой диалектики, создавший посредством математики новую картину мира, где Бог равен миру, а мир - Богу

  1. Дж. Бруно
  2. Л. Валла
  3. Н. Кузанский
  4. П. Помпонацци
  5. Ж. Кальвин

8. Представителями северного возрождения являются

  1. Ж. Кальвин
  2. М. Фичино
  3. Н. Коперник
  4. Э. Роттердамский
  5. И. Лойола

9. «Подходите ко всем инфекциям через звезды, ведь от звезд они переходят к людям, и что совершается на небе, то происходит и с человеком», - утверждал известный натурфилософ, врач эпохи Возрождения

  1. Т. Парацельс
  2. П. Помпонацци
  3. Аверроэс
  4. Дж. Кардано
  5. Ф. Джироламо

Основная учебная литература

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический проект, 2003. С. 226 – 280.

Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел - Новосибирск, 2001. С. 587-602.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: 1994.Т.2. С.2-15; 24-57.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2004. С. 611-618.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 174 - 198.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 88-93.

Дополнительная литература

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с анлийского Т.А. Азаркович. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 176-219.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии/ Я. Бурхардт. - М.: Юристъ, 1996. С. 185-210.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1982. С. 47-79; 362-378..

Юнг К.Г. Парацельс и его мир. Медицинские воззрения Парацельса/ К.Г. Юнг. Дух в человеке, искусстве и литературе. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. С. 5-35.

Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков/В.В. Соколов. - М.: Высшая школа,1996. С. 11-19, 123-135.

Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке. Возрождение и возвращение/ Х. Ортега-и-Гассет Избранные труды. - М.:ПРЕСС, 2000. С. 370-404.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 11-19.

Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы?// Вопросы философии. – 2007. - №4.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1978.

Мережковский Дм. Микеланджело/ Д. С. Мережковский. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: Правда, Т.4., 1990. С. 451-502. 561-563.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 177-182.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 118-123.

Ко 2 реферату

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с анлийского Т.А. Азаркович. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 208 – 216.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2001. С. 265-270.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 123-131.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2004. С. 578-581.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: 1994.Т.2. С. 146-158; 262-266.

К 3 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.:

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 191-192.

К 4 реферату

Юнг К.Г. Парацельс как духовное явление/ К.Г. Юнг. Дух Меркурий. – М.: Канон, 1996. С. 164-195.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 133-135.

Наши рекомендации