Глава 1. сущность малого предпринимательства, его состояние и роль в экономике россии
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
(Краснодарский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)
Кафедра экономики и управления на предприятии
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Учебное пособие по дисциплине
«Экономика и управление на малом предприятии»
для студентов всех специальности
Краснодар
ББК 65.29
М 69
Рецензенты:
И.Н. Голуб, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления НИГП и УП Академии ИМСИТ
С.А. Козловская, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на предприятии Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Михайлова Л. С.
Экономика и управление малым предприятием. Учебное пособие./ Л.С. Михайлова – Краснодар: Краснодарский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет», 2011. – 196 с.
Настоящее пособие по экономике и управлению малым предприятием разработано на кафедре экономики и управления на предприятии Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».
Учебное пособие разработано с целью содействия как студентам, так и действующим и будущим предпринимателям в изучении и закреплении материала по проблемам функционирования малого бизнеса в условиях современной российской экономики, а также формирования у них теоретических знаний о специфике малых форм предпринимательства, его правовых основах, сильных и слабых сторонах, а также об основных управленческих и экономических процессах, протекающих на малом предприятии.
Пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ» (протокол от ________ № __).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ | ||
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ | ||
1.1 | Роль малого предпринимательства в экономике страны | |
1.2 | Субъекты малого предпринимательства по законодательству РФ | |
1.3 | Зарубежный опыт развития малого бизнеса | |
1.4 | Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России | |
1.5 | Современное состояние малого бизнеса в РФ | |
1.6 | Преимущества и недостатки малых форм бизнеса | |
1.7 | Проблемы развития малого бизнеса в РФ на федеральном и региональном уровне | |
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ | ||
2.1 | Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | |
2.2 | Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | |
2.3 | Система органов поддержки и развития малого бизнеса в РФ | |
2.4 | Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса | |
2.5 | Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации | |
2.6 | Инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса в РФ | |
2.7 | Региональный аспект развития малого предпринимательства | |
2.8 | Государственный контроль над деятельностью малых предприятий | |
2.9 | Государственная регистрация субъектов малого бизнеса | |
2.10 | Лицензирование торговой деятельности в малом бизнесе | |
2.11 | Сертификация товаров и услуг в малом бизнесе | |
2.12 | Виды ответственности субъектов малого предпринимательства | |
2.13 | Государство и самоорганизация малого предпринимательства в России | |
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ | ||
3.1 | Предпосылки и этапы создания предприятий малого бизнеса | |
3.2 | Выбор вида деятельности и организационно-правовой формы малого предприятия | |
3.3 | Бизнес – план как инструмент создания и управления малым предприятием | |
3.4 | Специфика менеджмента в малом бизнесе | |
3.5 | Инновационный менеджмент в малом бизнесе и современные технологии управления малым предприятием | |
3.6 | Управление предпринимательскими рисками в малом бизнесе | |
3.7 | Управление маркетинговой деятельностью в малом бизнесе | |
3.8 | Комплексный анализ экономической деятельности малого предприятия | |
3.9 | Источники финансовых ресурсов в малом бизнесе | |
3.10 | Лизинг в малом бизнесе | |
3.11 | Франчайзинг в малом бизнесе | |
Глава 4. Системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ | ||
4.1 | Организация учета на предприятиях малого бизнеса | |
4.2 | Характеристика налоговой системы Российской Федерации | |
4.3 | Налогообложения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в соответствии с общим режимом | |
4.4 | Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства | |
4.5 | Единый налог на вмененный доход | |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ | ||
ГЛОССАРИЙ | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время утверждение о значимости малого предпринимательства для развития и становления рыночной экономики является неоспоримым. Малый бизнес является ключевым источником роста эффективности торговли и производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и что не менее важно, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
В условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, его правовая и институционально-инструментальная система, не могут иметь застывшего характера. Они постоянно развиваются и совершенствуются, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.
Вышесказанное требует как от специалистов в области экономики и малого бизнеса, так и от предпринимателей системного мониторинга современных тенденций развитий малого бизнеса, его правовых основ, изучения инновационных методов управления малыми формами предпринимательства, поиска наиболее эффективных форм хозяйствования в данной сфере экономики.
Данное учебное пособие по своей структуре и содержанию соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов и сочетает в себе теоретико-концептуальную информацию отечественных и западных экономических школ с её прикладной направленностью, что делает его практико-ориентированным на опыт российской экономики.
Учебное пособие разработано с целью содействия как студентам, так и действующим и будущим предпринимателям в изучении и закреплении материала по проблемам функционирования малого бизнеса в условиях современной российской экономики, а также формирования у них теоретических знаний о специфике малых форм предпринимательства, его правовых основах, сильных и слабых сторонах, а также об основных управленческих и экономических процессах, протекающих на малом предприятии.
Реализация заданной цели предопределила постановку следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– проанализировать современное состояние и основные тенденции развития малого предпринимательства в России;
– рассмотреть формы и направления государственного регулирования малого предпринимательства в России и за рубежом;
– рассмотреть современные методы и инструменты управления малым предприятием;
– проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
– осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
В соответствии с поставленными задачами в работе выделяется пять глав.
В первой главе рассматривается роль малого бизнеса в современной экономике России и промышленно развитых стран, приводятся основные критерии малого бизнеса в российской экономике.
Во второй главе рассматриваются основные направления государственного регулирования малого предпринимательства в России и за рубежом, включающие государственную поддержку и государственный контроль малого бизнеса.
В третьей главе выделены основные виды предпринимательской деятельности, проанализированы современные методы управления малым предприятием, рассмотрены процессы его создания.
В четвертой главе приведены направления и методы анализа деятельности малых форм бизнеса.
В пятой главе рассмотрены основы налогообложения субъектов малого предпринимательства, в том числе льготные формы налогообложения.
Согласно тематике курса, материал в работе представлен в разрезе отдельных тем, к каждой из которой в конце пособия разработаны тестовые задания, позволяющие закрепить полученную информацию, носящую теоретический характер.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ