ВОПРОС . Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при установленных законом, органами государственной власти и другими представительными организациями критериев констатирующих сущность данного понятия.

Экономические функции алого бизнеса:

· Придает экономике необходимую гибкость

· Формирует конкретную среду и ускоряет научно-технический прогресс

Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 человек. Это зависит от сферы деятельности предприятия.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. При этом численность работников предприятия не должна превышать:

· для промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

· в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60 человек;

· в оптовой торговле - 50 человек;

· в розничной торговле, бытовом обслуживании населения - 30 человек;

· в остальных отраслях и видах деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реального отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства.

Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельности индивидуально учитывается и контролируется.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны. На долю малых предприятий приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

формирование конкурентных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильности маневренность;

привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

30 ВОПРОС. Какими качествами необходимо обладать человеку, для того, чтобы начатое им коммерческое предприятие стало успешным и приносящим доход?

Ø Первейшее свойство настоящего начинающего предпринимателя - это некотарая здоровая доля авантюризма. Любопытство, интерес к жизни и желание постоянно выходить за привычные скучно-серые рамки - без всего этого вам, скорее всего и не захочется покидать насиженое тёплое место у своего работодателя.

Ø Наблюдательный и пытливый ум - другое качество владельца бизнеса, совершенно необходимое для того, чтобы в повседневном потоке событий выискивать интересные идеи и нестандартные подходы для увеличения дохода.

Ø Способность (а порой даже и необходимость) брать на себя ответственность за себя, а также за других людей - отличает человека, способного к созданию своего дела от всех прочих членов общества. Груз этот по плечу насти далеко не всем.

Ø Прагматизм необходим предпринимателю для успешного ведения бизнеса не меньше, чем склонность к риску и авантюрам - ведь забывая о своей личной выгоде он скорее всего разорится, причём в кратчайшие сроки.

Ø Аналитический склад ума - также важное качество для руководителя предприятия, ведь не умея анализировать ошибки, никогда не удастся извлекать из них уроки и, в корнечном итоге, - получать выгоду от приобретённого опыта.

Ø Хорошо развитая интуиция - необходимое свойство для ведения бизнеса, особенно в российских, очень переменчивых условиях. Далеко не всегда безупречные логические построения срабатывают, поэтому иной раз проницательность и способность предвидить будущую ситуацию - единственный шанс сделать правильный выбор и шаг в верном направлении.

Ø Самоорганизация - то, без чего никакого успешного бизнеса вам не развить. Ведь в случае своего дела над вами не стоит привычный начальник или директор, раздающий указание и придумывающий, как смотивировать вас для выполнения фронта работ - всё это сделать нужно вам и только вам, поэтому и мотивировать себя нужно научиться самостоятельно, и перебарывать свою природную лень, и планировать, в каком порядке делать дела для лучшего эффекта.

Ø Коммуникабельность, то есть умение свободно и непринуждённо общаться с людьми, быстро располагая их к себе и завоёвывая их симпатию и доверие - это личное качество очень сложно переоценить, особенно важно оно на начальном этапе сатновления бизнеса, когда именно вам, лично, придётся налаживать контакты с партнёрами, клиентами, поставщиками, работниками и многими другими людьми. Все они - разные, и ко всем надо подобрать свой ключик - тогда ваше дело быстро пойдёт в гору. И более того, атмосфера вашего бизнеса будет приятной и комфортной.

Ø Здоровая доля недоверия - очень полезна для любого предпринимателя, ведь окружающий мир полон конкурентов и завистников, поэтому ко всем своим решениям, действиям и даже словам нужно подходить весьма критически - любое неверное движение может повлечь за собой крах того, что вы так долго и кропотливо создавали. Если вы решились стать владельцем бизнеса, вам нужно заранее привыкнуть к тому, что доверять нельзя никому.

Ø Принимать решения, касающиеся своего дела, необходимо быстро. Мир слишком изменчив, чтобы медлить и подолгу размышлять. При этом, конечно, недопустимы решения опрометчивые или необдуманные, но то, что предпринимателю необходимо соображать быстро - бесспорный факт.

Ø Целеустремлённость в сочетании с упорством - очнь важны при достижении любых поставленных целей, в том числе и для развития вашего бизнеса. В любом деле неминуемы взлёты и падения, поэтому, чтобы не опускать руки, когда возникают какие-то непредвиденные сложности, чтобы всё равно идти к цели и искать пути выхода из сложных ситуаций - вам обязательно понадобится способность "видеть цель", несмотря на суету повседневных дел.

Ø Но не стоит слишком перегибать - ведь иногда, когда дальнейшее упорство бессмысленно и вредно, необходимо проявить гибкость и отступить. Мир меняется и то, что принесло успех вчера, не обязательно даст возможность повторить его завтра.

Ø Креативность - способность нестандартно решать имеющиеся задачи, придумывать совершенно новые и уникальные методы и схемы действий - вот, пожалуй качество, наиболее сильно отличающее предприимчивого человека от обычного, дейсвующего по шаблонам, принятым в обществе. Но этого не достаточно, вам нужно уметь "нести свои идеи" с высоко поднятой головой. Несмотря на то, что они могут вызвать смех или недоверие со стороны окружающих. Уверенность в своих идеях - непременное условие для реализации своих творческих порывов.

Наши рекомендации