Роль и сущность малого и среднего предпринимательства в России

Роль малого и среднего бизнеса в экономике значительна. Он связывает экономику в единое целое, образует своего рода фундамент.

Прежде всего, предприятия малого и среднего бизнеса могут заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес. А между тем без них невозможно функционирование современного общества и хозяйства: предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес – услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.).

Во-первых, присутствие многочисленных малых и средних предприятий в этих сферах разгружает домашние хозяйства от несвойственных им функций, увеличивая свободное время каждого и создавая тем самым дополнительные возможности для отдыха, повышения образовательного и культурного уровня, семейного общения.

Во-вторых, без бизнес-услуг рыночная экономика лишается «капилляров», которые питают крупные предприятия необходимой информацией, кадрами и другими ресурсами. Так как потребность в пополнении или обновлении ресурсной базы возникает не периодически, заниматься этими направлениями деятельности самим предприятиям зачастую накладно. Именно этой частью работы и занимаются малые сервисные фирмы.

В-третьих, малый бизнес – огромное поле для тех инноваций, которые кажутся поначалу слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.

В-четвертых, малое предпринимательство является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.

В-пятых, развитие малого предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства или олигархов возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента, то есть тем легче любому начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении труда – была бы только хорошая предпринимательская идея.

В России малое предпринимательство рассматривается как надежная налогооблагаемая база для бюджетов всех уровней и как источник создания рабочих мест. Кроме того, малые предприятия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране.

Значимость предприятий малого и среднего бизнеса для экономики страны очень велика. Они осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям малого и среднего предпринимательства добавляются:

– расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений;

– сглаживание диспропорций в развитии регионов;

– вовлечение средств населения в деловой оборот;

– трудоустройство высвободившейся в результате прошедших на предприятиях реформ рабочей силы.

Основным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ИП (ПБОЮЛ), является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. №209-ФЗ (далее Закон 209-ФЗ)[124].

В соответствии с подпунктом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ субъектами малого предпринимательства являются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 209-ФЗ и подразделяются:

Таблица 33[125]

По цели деятельности По составу учредителей
Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%.
По средней численности работников за отчетный период По выручка от реализации товаров (работ, услуг)
Малыми предприятиями могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: - Микропредприятия – от 1 до 15; - Малые предприятия – от 15 до 100 человек включительно; - Средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно. Малыми предприятиями являются организации, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает предельные значения. Для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства Правительством РФ установлены предельные значения, где годовая фактическая выручка должна не превышать: – Для микропредприятий – 60 млн. руб.; – Для малых предприятий - 400 млн. руб.; – Для средних предприятий - 1 млрд. руб.

Малый бизнес – дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. Все «плюсы» и «минусы» этой формы экономической деятельности проиллюстрированы в таблице 34.

Таблица 34[126]

Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности[127]

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы существованию МСБ
Небольшой стартовый капитал; Высокая эффективность; Гибкость; Самостоятельность Ограниченный (локально) рынок; Ограниченные перспективы роста; Сильная зависимость от конъюнктуры; Отсутствие влиятельной поддержки Рост до уровня «большого» бизнеса; Сбалансированное развитие; Прочная ниша на «своем» рынке; Творческая самореализация Быстрое полное разорение Быстрое достижение «потолка» роста; Легкость проникновения конкурента в эту нишу; Уязвимость перед попытками силового давления

К сильным сторонам малого бизнеса относится небольшой стартовый капитал, возможность оперативно вносить коррективы в свою работу, подстраиваясь под постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, что весьма важно в современных условиях.

По данным Росстата и ФНС России в настоящее время* в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

Таблица 35[128]

микропредприятий количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей
малых компаний количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей

Окончание табл. 35

средних компаний количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1000 млн. рублей
3 985 350 индивидуальных предпринимателей  
* май 2010 г.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) выглядит так*:

Таблица 36[129]

Показатель Оптовая и розничная торговля Предоставление услуг Строительство Обрабатывающие производства
Количество предприятий (% от всех юридических лиц) 662 462 (41 %) 290 150 (18 %) 195 961 (12%) 171 465 (10,5%)
Число рабочих мест, тыс. человек (% в секторе малых компаний) 3 505 (28,6 %) 2 000 (16%) 1 800 (14,6%) 2 000 (17%)
Cопоставление отраслевого распределения средних и малых компаний
Микропредприятия 42,7% 18,8% 11,7% 9,4%
Малые предприятия 30,7% 17,0% 14,3% 16,0%
Средние предприятия 23,1% 8,5% 12,8% 22,4%
*Данные за 2009 г.

Такая отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении десяти лет.

Отрицательна динамика доли компаний, занятых в сфере научных исследований. Если в 2004 году такие компании составляли 2,5% от числа субъектов малого и среднего бизнеса (22,5 тыс.), то к 2009 году общее их число снизилось до 12,3 тыс., а доля упала до 0,75%. В таких компаниях трудится 78 400 человек, что составляет лишь 0,65% занятых в секторе. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств. Число средних компаний, занятых в промышленности сопоставимо с числом компаний, занятых в сфере торговли.

Сложившаяся структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России. Поэтому, определяя цели государственного проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», Правительство РФ ставит задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни страны.

Наши рекомендации