Тема 8. Государственное регулирование предпринимательства

План семинарского занятия

1. Необходимость форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Антимонопольная деятельность государства.

3. Преодоление административных барьеров как стратегическое направление развития российского предпринимательства.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

2. Роль и значение Антимонопольного комитета в регулировании предпринимательской деятельности.

3. Методы государственного стимулирования предпринимательства.

4. Влияние налогообложения на развитие предпринимательской деятельности.

Тест

1. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов определяется:

1)законом о «Конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

2)налоговым кодексом;

3)законом о государственной поддержке малого предпринимательства;

4)уголовным кодексом;

5)трудовым кодексом.

2. За нарушение налогового законодательства предприятие несет ответственность:

1)уголовную;

2)административную;

3)финансовую;

4)дисциплинарную;

5)все перечисленное выше.

3. Предприятие заносят в реестр монополистов в случае, если:

1)занимает доминирующие положение на рынке соответствующих товаров, допускает запрещенные действия и не выполняет требования антимонопольного органа;

2)занимает доминирующе положение на товарном рынке, но не злоупотребляет им;

3)доля товара на товарном рынке относительно мала;

4)создает препятствия для выхода на рынок, данного товара конкурентам.

4. Государство устанавливает:

1)регулируемые цены;

2)свободные цены;

3)отпускные цены;

4)договорные цены;

5)прейскурантные цены.

5. К методам стимулирования предпринимательства государством не относятся:

1)снижение налоговых ставок;

2)введение таможенных пошлин;

3)упрощение процесса регистрации предприятий;

4)осуществление льготного кредитования;

5)сокращение документооборота.

Тема 9. Деловая игра «Подготовка и защита бизнес-плана»

План семинарского занятия

1. Разработка бизнес-плана конкретного предприятия: создание структуры бизнес-плана.

2. Определение основных аспектов разделов бизнес-плана конкретного изделия

3. Защита основных показателей бизнес-плана конкретного товара.

Вопросы для самоконтроля

1. Роль бизнес-плана в современной экономике.

2. Структура бизнес-плана.

3. Оценка эффективности предпринимательского проекта.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Для студентов заочной формы обучения

Одной из форм самостоятельной работы студентов заочников является выполнение контрольной работы по данной дисциплине. Студент обязан выполнить контрольную работу по предлагаемому варианту, номер которого совпадает с двумя последними цифрами зачетной книжки.

В таблице указываются номера вопросов, включенных в данный вариант контрольной работы.

Контрольная работа предусматривает два теоретических вопроса. Раскрытие темы теоретического вопроса должно соответствовать месту и роли рассматриваемого понятия (категории) в общей системе академической дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». В ответе на теоретический вопрос необходимо подробно раскрыть функциональное назначение понятия (категории, объекта), его структуру, содержание, взаимосвязь с другими понятиями (категориями, объектами). Желательно указать актуальные проблемы, возникающие с данным понятием (объектом) в развитии современного предпринимательства, пути их разрешения. Объем работы должен составлять не менее двадцати страниц ученической тетради.

В конце работы следует привести список используемой литературы.

Если вопросы раскрыты недостаточно полно или неверно, работа возвращается студенту на доработку. При предоставлении работы на новое рецензирование обязательно прилагается предыдущий вариант выполнения работы. В противном случае работа повторно не рецензируется. Студенты должны выполнить контрольную работу согласно контрольному графику и сдать на проверку до начала экзаменационной сессии.

Варианты заданий на контрольную работу

Предпоследняя цифра зачетной книжки Последняя цифра зачетной книжки
Номер вопросов

Варианты теоретических вопросов к контрольной работе по курсу «Основы предпринимательской деятельности»

1. Сущность, виды и функции современного предпринимательства.

2. Методологические основы теории и практики предпринимательства.

3. Роль и значение предпринимательства в современной экономической системе.

4. Сущность и источники предпринимательской идеи.

5. История и опыт российского предпринимательства.

6. Социально-экономическая организация как объект предпринимательской деятельности.

7. Экономические границы фирмы.

8. Основные способы организации предприятия. Учредительные документы и их подготовка.

9. Уставный фонд. Ограничения и прекращение предпринимательской деятельности.

10. Психология предпринимательства и ее особенности.

11. Цели и социальная ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

12. Сущность, типы и формы собственности. Виды и типы предприятий.

13. Организационно-правовые формы предприятий и их особенности.

14. Влияние внешней и внутренней среды на развитие предприятия.

15. Сущность, виды, стратегия, программа и принципы маркетинговой деятельности.

16. Товарная политика предпринимателя. Закономерности создания нового товара.

17. Финансовая политика предпринимателя. Финансовое планирование.

18. Кредиты и платежеспособность предпринимателя.

19. Международное предпринимательство и его основные формы.

20. Причины и основные риски в предпринимательстве.

21. Политика рисков. Допустимый экономический риск.

22. Сущность, функции и формы управления предприятием.

23. Набор персонала, управление персоналом на малом предприятии.

24. Этапы и методы принятия управленческих решений предпринимателем.

25. Бизнес-план как инструмент комплексного обоснования стратегии развития всех сфер деятельности предпринимателя на основе перспективного и текущего планирования.

26. Содержание и технология разработки бизнес-плана предпринимательской деятельности.

27. Содержание и виды конкуренции.

28. Сущность и критерии малого предпринимательства.

29. Социально-экономические факторы становления и развития российского малого предпринимательства.

30. Эволюция теоретико-методологических подходов к определению места и роли малого предпринимательства.

31. Место и роль государственного регулирования предпринимательства в экономической политике.

32. Правовая база государственного регулирования предпринимательства. Налоговое регулирование.

33. Приватизация в системе государственного регулирования предпринимательства.

34. Антимонопольная политика государства.

35. Место, роль крупного, среднего и малого предпринимательства в экономике региона.

36. Отраслевая структура малого предпринимательства в Ростовской области. Приоритетные направления развития.

37. Становление и развитие системы комплексной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области.

38. Франчайзинг, его содержание и использование в предпринимательской деятельности.

39. Методы и средства стимулирования работников, используемые в предпринимательской деятельности, оценка их эффективности.

40. Реклама в предпринимательской деятельности: роль, средства и эффективность.

41. Анализ закономерностей и тенденций развития современного предпринимательства.

42. Становление и развитие форм предпринимательства по масштабу предпринимательской деятельности.

43. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности.

44. Исследование современного предпринимательства в единстве его основных компонентов: личностного, экономического, организационно-экономического.

45. Культура предпринимательства и возрастание ее роли на современном этапе.

46. Ответственность предпринимателей перед обществом и защита прав потребителей.

47. Закономерности и тенденции развития системы ведения хозяйства на инновационной рисковой основе с целью получения дохода.

48. Основные направления формирования риск-менеджмента в сфере предпринимательства.

49. Фирменный стиль в предпринимательской деятельности, его основные элементы и функции.

50. Банкротство предприятий в предпринимательской деятельности, коммерческий риск и страхование.

51. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в предпринимательстве.

52. Классификация субъектов и объектов предпринимательско-коммерческой деятельности.

53. Логистика в предпринимательской деятельности.

54. Становление и развитие предпринимательства по сферам предпринимательской деятельности.

55. Правовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности.

56. Оценка деятельности предприятия.

57. Факторы, учитываемые при организации предпринимательской деятельности.

58. Сертификация продукции и лицензирование для осуществления предпринимательской деятельности.

59. Факторы активизации предпринимательства в развитой рыночной экономике.

60. Планирование предпринимательской деятельности.

Вопросы к зачету по курсу

1. Предпринимательство: сущность, функции.

2. Необходимость возникновения предпринимательства, условия его развития.

3. Методологические основы теории и практики предпринимательства.

4. Сертификация и лицензирование предпринимательской деятельности.

5. Типы экономической свободы и ее роль в развитии предпринимательства.

6. Виды планирования предпринимательской деятельности.

7. Субъекты предпринимательства.

8. Основные российские и зарубежные теории предпринимательства.

9. Факторы активизации предпринимательства в развитой рыночной экономике.

10. Психология предпринимательства и ее особенности.

11. Принципы и условия организации предпринимательской структуры.

12. Организационно-правовые формы предприятий.

13. Основные виды и формы предпринимательства.

14. Государственное предпринимательство и его формы.

15. Самоуправление частного собственника и особенности организации различных предприятий.

16. Франчайзинг. Покупка действующего предприятия.

17. Источники и методы поиска предпринимательских идей.

18. Особенности и формы международного предпринимательства.

19. Транснациональные корпорации.

20. Мировой опыт развития предпринимательства и его значение для развития российского предпринимательства.

21. Оффшорное предпринимательство.

22. Виды маркетинговой деятельности предпринимателя.

23. Ограничения и прекращение предпринимательской деятельности.

24. Экономические границы фирмы.

25. Бизнес-план: принципы, функции, технология разработки.

26. Предпринимательские риски: причины и основные виды.

27. Допустимый экономический риск.

28. Система управления предпринимательскими рисками.

29. Этапы и методы принятия управленческих решений предпринимателем.

30. Товарная политика и закономерности создания нового товара.

31. Сущность, классификация, критерии малого предпринимательства.

32. Малое предпринимательство и его место в рыночной экономике.

33. Цели, задачи и формы государственного регулирования предпринимательства.

34. Государственное регулирование предпринимательства в экономически развитых странах.

35. Налоговая система и ее влияние на эффективность предпринимательства.

36. Антимонопольная деятельность государства в системе регулирования предпринимательской деятельности.

37. Роль госрегулирования предпринимательства в обеспечении экономической безопасности.

38. Социальная ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

39. Взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства.

40. Инфраструктура государственной поддержки предпринимательства.

41. Основные элементы региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

42. Программы государственной поддержки малого предпринимательства в России.

43. Региональные и муниципальные программы поддержки предпринимательства и их региональные особенности.

44. Малое предпринимательство и его место в экономике Ростовской области.

45. Социально-экономические факторы становления и развития российского малого предпринимательства.

Список рекомендуемой литературы

1. Предпринимательство и бизнес: Учебник. ред. М. Переверзева– М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Белокоровин Э.А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством/ Э.А.Белокоровин, Д.В.Маслов. – ДМК Пресс, 2008 г.

3. Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебное пособие/ О. А.Кудинов - Дашков и К, 2009.

4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности:Учеб. Пособие /В.М. Прудников - РИОР, 2008.

5. Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве К.В. Балдин, С.В. Воробьев - Дашков и К, 2010.

6. Федеральный Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

7. Кирилов Н. «Безопасность предпринимательской деятельности в современной России»; - М. Этика, 2008.

8. Синяев В.В.. Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник / В.В. Синяев, И.М. Синяева, С.В. Земляк - Дашков и К, 2008.

9. Всё о малом предпринимательстве: полное практическое руководство; – ГроссМедиа,2008

10. Левшина О.Н., Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. /О.Н. Левшина - Юриспруденция, 2008

11. Толмачев И.А.,Практическое руководство по ведению малого и среднего бизнеса. Юридические, налоговые, бухгалтерские аспекты/ И.А.Толмачев, В.А. Ершов - ГроссМедиа; РОСБУХ, 2010

12. Маслов Д.В. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. / Д.В.Маслов , Э.А.Белокоровин. – ДМК Пресс, 2008.

13. Толмачев И.А. Все об индивидуальном предпринимателе: (справочник) / И. А. Толмачев, Ф.Н. Филина – ГроссМедиа,2009.

14. Индивидуальный предприниматель: энциклопедия – ГроссМедиа,2008.

Наши рекомендации