Проблемы государственного бюджета
Государственный бюджет включает доходную и расходную части. Между ними должно быть определенное соответствие. Трудно ожидать, что расходная часть будет абсолютно точно соответствовать доходной. Как правило, расходы превышают доходы — возникает дефицит государственного бюджета как превышение расходов государства над полученными доходами.
Экономисты склонны считать, что опасность для экономики составляет не дефицит сам по себе, а определенный его уровень. Уровень бюджетного дефицита определяется как отношение объема дефицита к валовому внутреннему продукту, выраженное в процентах. Допустимым или относительно не опасным уровнем бюджетного дефицита признается его значение в пределах 2 — 3 %.
Основная опасность для экономики, исходящая от дефицита государственного бюджета, связана с проблемой инфляции. Дело в том, что покрытие бюджетного дефицита может осуществляться как за счет неинфляционных источников, так и путем привлечения инфляционных источников финансирования. Одним из вариантов неинфляционного финансирования дефицита может быть выпуск государственных облигаций. Покупатели этих облигаций выступают в роли кредиторов государства. Относительно ограниченные возможности неинфляционных займов выглядят довольно очевидными — большой дефицит бюджета государства невозможно покрыть за счет займов, не связанных с увеличением платежных средств, обращающихся в экономике. Другим способом покрытия недостатка денежных ресурсов у правительства является использование кредитной эмиссии, в результате которой происходит увеличение платежных средств, денежной массы, что приводит в данных условиях к ускорению инфляции.
Для периода экономического кризиса в Украине (90-х годов) проблема дефицита государственного бюджета была одной из острейших. Так, например, его уровень в 1993-1994 гг. достигал 15-20 % (в 1996 г. — 4,8, в 1997 г. — 6,8, в 1998 г. — 1,9%). Покрытие дефицита осуществляется за счет эмиссии или заимствований. Эмиссионное
Глава 22. Налоговая система и ее функции 361
погашение дефицита увеличивает совокупный спрос, что в условиях сокращения объемов производства приводит к ускорению инфляции.
Наличие бюджетного дефицита обычно означает, что государство должно брать взаймы или, как иногда говорят, залезать в долги. Так образуется государственный долг — денежные средства, взятые взаймы государством. Обычно так определяется заем, сделанный государством внутри страны. Но государство может одалживать деньги и за рубежом — такие долги принято называть внешним долгом государства.
В цивилизованном обществе долги должны возвращаться, в том числе и государство обязано возвращать занятые денежные средства. Это означает, что, взяв в долг сегодня, завтра в государственном бюджете должны быть предусмотрены, в числе прочего, и расходы государства на погашение долгов. Более того, деньги в долг обычно даются под проценты, значит государство должно не только вернуть долг, но и выполнить определенные обязательства по уплате процентов. Наличие этих статей расходов в бюджете государства означает, что какие-то сферы бюджетного финансирования недополучают средств, а растущий долг все более указывает на то, что его выплата перекладывается на будущее поколение налогоплательщиков.
Бюджетные программы реализуются в Украине на общегосударственном и местном уровнях. Распределение бюджетных средств между ними составляет еще одну проблему государственного бюджета. Распределение должно исходить из того, какие функции возложены на соответствующие структуры власти и управления. В Украине, как и практически во всех странах мира, большая часть государственных доходов мобилизуется центральными властями, меньшая — поступает в распоряжение местных органов власти. Вместе с тем, в Украине пока еще трудно говорить о каких-то тенденциях, связанных с изменениями соотношения денежных средств, направляемых по различным уровням бюджетной системы, так как сама система еще не является достаточно устойчивой. В целом же, в ряде развитых стран мира отмечается рост доли государственных доходов, направляемых в распоряжение местных органов власти.
Многое о политике государства, его приоритетах может сказать распределение бюджетных средств по статьям расходов: каковы удельные затраты на образование, культуру, медицину, науку, армию, экономику, социальное обеспечение, экологию и т. д.? Делить общегосударственный бюджетный "пирог" приходится правительству и Верховной Раде, местный — исполнительному и представительному органам местной власти.
362 Раздел III. ФУКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Оценки стабилизационных возможностей
фискальной политики
Итак, изменяя свои расходы, налоговые ставки, государство может влиять на макроэкономические параметры — объемы национального производства, занятость, инфляцию. Но насколько значителен потенциал фискальной политики в плане обеспечения макроэкономической стабильности, достижения общего равновесия экономической системы? Экономисты кейнсианского и монетаристского направлений по-разному отвечают на этот вопрос.
Так, кейнсианцы считают фискальные инструменты наиболее сильным и надежным средством воздействия государства на экономику. Они уверены в достаточно высоких стабилизационных возможностях фискальной политики. Регулируя расходы, налоговые ставки, государство может через изменения в объеме совокупных расходов достигать макроэкономической стабильности. Так, представители кейнсианского направления полагают, что в некоторых условиях — при спаде деловой активности — государство может сознательно пойти на определенный дефицит бюджета для стимулирования экономики. Увеличивая свои расходы, государство будет вызывать рост совокупного спроса, который, в свою очередь, положительно скажется на совокупном предложении, произойдет уменьшение безработицы. Такая деятельность государства называется стимулирующей фискальной политикой. В то же время, при высокой конъюнктуре, в период подъема деловой активности, следует остерегаться дефицита государственного бюджета — сокращать расходы, увеличивать налоги, чтобы противодействовать инфляции. Эти меры определяются как сдерживающая фискальная политика.
Монетаристы, опирающиеся, как известно, на классические традиции в экономической науке, в целом считают фискальную политику слабым средством макроэкономической стабилизации и отводят решающую роль кредитно-денежной политике. Они полагают, что государство, создавая бюджетный дефицит, вынуждено прибегать к займу денежных средств у предприятий и домашних хозяйств. Тем самым, оно вступает в конкуренцию с финансово-кредитными институтами, предприятиями за деньги. Мало того, что государство "оттягивает" на себя какую-то часть потенциальных инвестиций, оно еще своими действиями вызывает рост процентных ставок по кредитам. В результате сокращается спрос предприятий на деньги, а в структуре совокупного спроса уменьшается объем инвестиционных расходов. А последние являются одним из факторов деловой активности. Если же дефицит государственного бюджета финансируется без привлечения неэмиссионных
Глава 22. Налоговая система и ее функции 363
займов, путем увеличения кредитных денег, то расширение произойдет не за счет дефицита, а за счет предложения денег.
Кейнсианцы подтверждают, что действительно какой-то объем инвестиций может вытесняться, но они считают его незначительным, рост процентных ставок не может быть существенным. Они также отмечают, что стимулирующее воздействие финансирования дефицита увеличением предложения денег, т. е. эмиссионной кредитной деятельностью, сильнее, чем при использовании неэмиссионных займов.
Краткие выводы
1. Налоги — это обязательные платежи домашних хозяйств и предприятий в бюджет государства. Источниками налогов могут быть различные формы дохода: заработная плата, прибыль, дивиденд, процент, пенсия, стипендия и т. д. Объектом налогообложения может быть доход, имущество, стоимость (часть ее) приобретенных определенных товаров, услуг и др.
2. Общегосударственные налоги действуют на территории всей страны, они устанавливаются и взимаются парламентом страны. Местные налоги собираются местными органами власти на определенной территории и полностью поступают в местные бюджеты.
3. Налоговая ставка — это величина налога на единицу объекта налогообложения. При пропорциональном налогообложении налоговая ставка постоянна к любой величине объекта налогообложения, при прогрессивном — увеличивается с ростом этой величины, а при регрессивном — уменьшается.
4. Прямые — это налоги, объектом которых является доход или имущество плательщика(подоходный налог, налог на прибыль, налоги на движимое и недвижимое имущество, социальные
платежи и др.). Косвенные — это налоги, объектом которых становятся обращение и потребление определенных товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и ДР-)- \
5. Налоговые сборы должны бьдь умеренными. Высокие налоговые ставки могут снижать экономическую активность домашних хозяйств и предприятий, приводить к уменьшению доходов государства, стимулировать развитие теневой экономики.
364 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
6. Основными функциями фискальной системы являются: а) формирование бюджетов для закупки государством ряда товаров и услуг; б) регулирование производства, инвестиционной деятельности предприятий; в) регулирование инфляции; г) перераспределение доходов, социальное обеспечение.
7. Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов государства над его доходами. Уровень бюджетного дефицита определяется как отношение величины дефицита к валовому внутреннему продукту, выраженное в процентах. Высокий уровень бюджетного дефицита приводит к инфляции. Государственный долг — денежные средства, взятые взаймы государством.