Формы торговли материальными ресурсами
Существуют различные формы торговли сырьем и капиталом, основными среди которых являются:
1. Прямые продажи продукции непосредственным потребителям.Их организация может предполагать получение заказа на производство продукции, заключение соответствующего договора между контрагентами на производство и реализацию. Например, это может быть постройка судна, производство уникального оборудования, сооружение завода и т. п. В такого рода сделках предметом купли-продажи выступают товары немассового спроса. Вместе с тем, прямые продажи возможны и без специальных договоров с непосредственными потребителями. Цементный завод, например, может осуществлять текущую продажу своего товара.
2. Продажи посредникам или с помощью посредников.Посредническая деятельность в торговле сырьем и капиталом осуществляется брокерскими структурами в следующих основных формах:
а) комиссионная или простая посредническая деятельность— проводится от имени клиента за определенный процент от суммы сделки. В этом случае продажа или приобретение товара происходит при помощи посредника;
б) дилерская или коммерческая деятельность — посредник действует от своего имени, за собственный счет. Его доход формируется как разница между ценой продажи и ценой покупки товара. Это более ответственная деятельность, так как не существует никаких гарантий, что купленный, например, у металлургического предприятия стальной лист удастся продать, скажем, машиностроительному предприятию по более высокой цене. Разница в цене должна служить платой посреднику за предприимчивость в нахождении потребителя продукции, за эффективные усилия по реализации товара.
Рынки посредников
В экономике нередко возникает ситуация, когда оба контрагента выступают как посредники. Сложились определенные формы и структуры на посреднических рынках. Среди них можно выделить следующие:
1. Телефонно-телексная торговля. Это господствующая форма посреднического рынка в современных условиях. Центрами ее выступают ассоциации торговцев. Поскольку торговля ведется большими
Глава 14. Инфраструктура рынка 215
партиями однотипного товара, возникает возможность разрабатывать типовые контракты, унифицирующие качество товара, упаковку, возможные условия поставки и т. п. Продавец и покупатель, заключающие подобного рода контракт, договариваются лишь о способе установления цены, условиях платежа, количестве поставляемого товара, времени и месте поставки. Такая система значительно упрощает и ускоряет заключение контрактов.
2. Биржевая торговля.В классическом понимании биржа — это:
■ место, где регулярно в одно и то же время происходят торги определенным товаром;
■ объединение торговцев, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение;
■ особый ценообразующий механизм, характеризующийся большим количеством продавцов и покупателей, свободной конкуренцией между ними.
Биржевой способ характерен не для всех товаров. На товарных биржах реализуется пользующаяся массовым спросом качественно однородная продукция, отдельные партии которой являются взаимозаменяемыми с точки зрения потребителей. К такой продукции можно отнести зерно, масло, семена, кофе, нефть и продукты нефтепереработки, цветные и драгоценные металлы, хлопок, сахар-сырец и некоторые другие.
Товарная биржа — одна из древнейших форм инфраструктуры рынка. Зародились товарные биржи в Европе в XVI—XVII веках. Первая товарная биржа в Украине появилась в Одессе в 1796 г. Затем возникли товарные биржи в Киеве (1869 г.), Харькове (1876 г.), Николаеве (1886 г.). В конце 20-х годов нынешнего столетия развитие бирж в нашей стране прервалось, и только в начале 90-х годов наступил период их возрождения.
В начале своей истории биржи создавались для торговли реальным товаром с немедленной его поставкой — так называемые спот-сделки. Однако необходимость планирования предпринимательской деятельности привела к появлению сделок с реальным товаром на определенный срок. Они называются форвардными сделками и предполагают поставку товаров требуемого качества в нужный срок по заранее определенным ценам.
При заключении срочных соглашений создается угроза денежных потерь в случае неблагоприятного изменения цен. Например,если текущие цены на момент исполнения соглашения на срок оказались выше оговоренных, то продавец товара имеет денежные потери, недополучает часть возможной выручки. Возникает потребность каким-то образом снизить риски возможных потерь. Поэтому логическим
216 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
этапом развития биржевой торговли стало появление фьючерсных сделок. Они, как правило, носят фиктивный характер, т. е. у продавца нет и не будет продаваемого товара, а покупателю он вряд ли понадобится. Обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы между ценами договора и реального рынка на момент его исполнения. Если цена одного контракта зерна в момент заключения составляла 250 ДЕ, а к моменту погашения снизилась до 240 ДЕ, то покупатель продает этот контракт обратно, уплатив 10 ДЕ продавцу. Для фьючерсных сделок характерно:
■ унификация количественных и качественных характеристик товара, условий поставки. Все это объединено в понятие "биржевой контракт";
■ обезличенность, поскольку сделки заключаются не непосредственно между продавцами и покупателями, а каждым из них с расчетной палатой — специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта при продаже или покупке биржевых контрактов.
Согласовав во время торгов условия купли-продажи определенного количества контрактов и их цены, продавец и покупатель заключают соответствующие договоры с расчетной палатой, внося гарантийный задаток по каждому контракту. Он состоит из первоначального взноса (депозита) и переменного (маржи). Маржа вносится при неблагоприятном изменении цены. Если цена растет по сравнению с ценой контракта, маржу вносит продавец, если снижается — покупатель.
В современных условиях на биржах заключаются все виды сделок, однако преобладают фьючерсные. Будучи на первый взгляд весьма далекими от движения реального товара (ведь только 1,5—2 % фьючерсных сделок заканчиваются поставкой реального товара), они оказывают существенное влияние на торговлю реальными товарами по небиржевым каналам.