Эластичность предложения по другим факторам
Неценовые факторы также влияют на предложение с разной степенью эффективности.
1. Цены на ресурсы. Как уже выяснялось, связь между ними и предложением товара обратная. Поэтому коэффициент эластичности предложения по ценам на ресурсы будет всегда иметь отрицательное значение: если в знаменателе будет прирост (+), то в числителе — снижение (-), и наоборот:
где Ег — коэффициент эластичности по ценам на ресурсы;
Рг — цены на ресурсы.
Коэффициенты эластичности целесообразно рассчитывать по каждому виду ресурсов. Связь между ценой на ресурс и предложением товара будет тем теснее, а следовательно, коэффициент эластичности по модулю тем больше, чем больше удельный вес данного ресурса в общих издержках фирмы.
2. Налоги и государственные дотации. Знание силы реакции предложения на изменение этого фактора имеет решающее значение в проведении государственной политики регулирования рынка. Ведь иногда даже незначительное изменение налогов может сильно сместить кривую предложения. О такой возможности можно судить по показателю эластичности предложения по налогам, который рассчитывается по формуле
где t — налоговая ставка.
Этот показатель будет иметь знак (-), поскольку налоги уменьшают предложение, смещая кривую на графике влево.
Можно рассчитать аналогичный показатель и для государственных дотаций. Он будет иметь положительное значение, так как его связь с предложением прямая.
3. Цены на другие товары. Они имеют обратное влияние на предложение. Поэтому коэффициент эластичности, рассчитанный по данному фактору, будет иметь отрицательное значение. Его величина
Глава 7. Предложение 115
по модулю очень сильно колеблется в зависимости от пар рассматриваемых товаров. Сильно эластичным будет предложение в зависимости от цен на те товары, переход к производству которых может произойти быстро и без значительных затрат. Если такой переход затруднен какими-то обстоятельствами, теснота связи будет незначительной.
Легко убедиться в огромном значении знания самых различных коэффициентов эластичности для оптимального поведения производителя на рынке. Но их расчет требует большого количества информации и обычно рассчитывается специальными аналитическими компаниями по заказу продавцов или других заинтересованных лиц.
Таким образом, каждый из участников обмена — продавец и покупатель, выходя на рынок, преследует свои собственные интересы. Каким же образом происходит согласование этих интересов, при каких условиях такое может произойти? Об этом речь пойдет в следующей главе.
Краткие выводы
1. Предложение — это количества продукта, которые готов продать продавец по определенным ценам за некоторый период времени. Количества товара, предлагаемые к продаже, находятся в прямой зависимости от цены за его единицу. В этом суть закона предложения.
2. В коротком периоде времени увеличение объемов производства сопровождается увеличением затрат ресурсов на единицу продукции. Это связано, с одной стороны, с ограниченностью ресурсов и необходимостью привлечения все более дорогих и менее пригодных ресурсов, а с другой — с уменьшением с определенного момента производительности каждой новой порции привлекаемых трудовых и сырьевых ресурсов.
3. Изменение цены товара влияет на величину предложения, перемещая соответствующую точку на кривой предложения. Неценовые факторы изменяют само предложение, смещая кривую на графике вправо или влево. К ним относятся цены на применяемые ресурсы, техника и технология производства, государственная экономическая политика по налогам и дотациям, цены на другие товары, ценовые ожидания продавцов, их число на рынке.
4. Теснота связи между предложением и факторами, оказывающими на него воздействие, измеряется коэффициентом эластичности предложения. Он рассчитывается путем сопоставления
116 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
удельного прироста результата к удельному приросту фактора, его вызвавшего. Можно рассчитать коэффициенты эластичности предложения по цене, по ценам на ресурсы, по налогам и дотациям государства, по ценам на другие товары.