Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимых ими товаров, работ, услуг. Товарный знак и знак обслуживания
Фирменное наименование – наименование ЮЛ, которое используется на товарах, их упаковке, в рекламе: на вывесках, в проспектах, счетах, печатных изданиях, на официальных бланках и в иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках.
Не может быть зарегистрировано фирменное наименование, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.
Действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией ЮЛ или с изменением его фирменного наименования.
Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров и (или) услуг одного лица от однородных товаров и (или) услуг других лиц.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.
Правовая охрана товарного знака осуществляется на основании его регистрации в патентном органе или в силу международных договоров.
Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам.
Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты поступления заявки в патентный орган.
59. Лицензионные договоры. Договор франчайзинга: понятие, стороны, форма, содержание, сфера применения.
Статья 985. Лицензионный договор
По лицензионному договору сторона, обладающая исключительным правом на использование результата интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности. Лицензионный договор предполагается возмездным. 2. Лицензионный договор может предусматривать предоставление лицензиату: 1) права использования объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром права его использования и права выдачи лицензии другим лицам (простая, неисключительная лицензия); 2) права использования объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром права его использования в части, не передаваемой лицензиату, но без права выдачи лицензии другим лицам (исключительная лицензия); 3) других видов лицензий, допускаемых законодательными актами.
Франчайзинг представляет собой одну из новых форм предпринимательской деятельности, согласно которому крупная и известная фирма (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи), как правило, малому предприятию, развивающему свой бизнес, лицензионный комплекс и берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья, передаче новой технологии, оказанию услуг и т.д.
Договор комплексной предпринимательской лицензии (договор франчайзинга) – это соглашение, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.).
Из определения договора вытекает его цель, заключающаяся в содействии продвижению на рынке определенных товаров, в частности, высокотехнологического оборудования, которое, как правило, является средством производства других товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Сторонами по договору комплексной предпринимательской лицензии являются правообладатель и пользователь. Ими могут быть коммерческие организации, граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Правообладатель – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю за вознаграждение. Это означает, что он использует свои исключительные права в процессе коммерческой деятельности. В роли пользователя выступает лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Поскольку исключительные права ему нужны для продвижения товаров на рынке, пользователь также должен быть предпринимателем в момент заключения договора франчайзинга.
Предмет договора – исключительные права, принадлежащие правообладателю. К ним относятся право на фирменное наименование, право на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.
Цена (вознаграждение) является существенным условием договора франчайзинга. Определяется она исходя из включения в договор тех исключительных прав, которые предоставляются. Форма договора франчайзинга письменная. Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован (