Показатели рентабельности
Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.
ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %
Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %
Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).
ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %
Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.
ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %
Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.
BEP = EBIT/Активы * 100 %
Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.
ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %
Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.
ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %
Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.
ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)
Рентабельность примененного капитала (ROCE)
Рентабельность суммарных активов (ROTA)
Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
Рентабельность Продаж(англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.
Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объему продаж)
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Рентабельность активов(англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период
где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.
Рентабельность активов (экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации
Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции
Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
3. Рента
Рента (экономика) — регулярно получаемый доход с капитала, облигаций, имущества, земли.
Земельная рента — цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов.
Финансовая рента — ряд последовательных фиксированных платежей, производимых через равные промежутки времени.
Рента (от латинского «reddita» - «возвращенная») – регулярный доход, полученный лицом в ходе пользования имущества, земли, капитала в аренду без дополнительных затрат.
Получатель ренты не обязан быть предпринимателем, то есть иметь статус юридического лица. Подобный доход может быть получен на примере сдачи земли, квартиры в аренду.
Ренту так же получают по предоставлению кредита в виде процентов, по ежегодной выплате застрахованному лицу компенсаций страховым обществом.
Ренту можно рассматривать так же как прибыль, полученную с учетом годового дохода по ценным бумагам, акциям, облигациям.
В общем смысле под рентой понимают постоянный регулярный доход через строго заданные промежутки времени.
Самым распространенным способом получения ренты на примере физического лица является сдача квартиры в аренду.
В этом случае без дополнительных затрат лицо, не имеющее юридического образования, получает ежемесячный доход
Вопросы к семинару:
1. Земельная рента
2. Научные подходы к категории процент
3. Основные теории происхождения процента
4. Экономический выбор
5. Метод научной абстракции
6. Стоимость
7. Потребительная и меновая стоимость
8. Альтернативная стоимость
9. Альтернативные затраты
Практические задания:
Задача №1
В первом квартале предприятие реализовало продукции 6 тысяч штук по цене 90 рублей за единицу. Общие постоянные расходы – 80 тысяч рублей; переменные затраты на единицу - 70 рублей. Во 2 квартале изготовлено на 200 единиц больше, а постоянные расходы удалось сократить на 20%. Определить ему величину прибыли (убытка) от реализации продукции в 1 и во 2 квартале, а так же ее прирост в абсолютном и относительном выражениях.
Задача №2
Сравнить рентабельность производителей за 3 квартала и указать рентабельный квартал деятельности на основе следующих данных:
Показатель | Кварталы года | ||
Количество выпущенной продукции | |||
Цена 1 изделия | |||
с/с 1 изделия |
Задача №3
В первом квартале предприятие реализовало продукции 7 тысяч штук по цене 100 рублей за единицу. Общие постоянные расходы – 90 тысяч рублей; переменные затраты на единицу - 80 рублей. Во 2 квартале изготовлено на 300 единиц больше, а постоянные расходы удалось сократить на 30%. Определить ему величину прибыли (убытка) от реализации продукции в 1 и во 2 квартале, а так же ее прирост в абсолютном и относительном выражениях.
Задача №4
В первом квартале предприятие реализовало продукции 8 тысяч штук по цене 110 рублей за единицу. Общие постоянные расходы – 100 тысяч рублей; переменные затраты на единицу - 75 рублей. Во 2 квартале изготовлено на 150 единиц больше, а постоянные расходы удалось сократить на 10%. Определить ему величину прибыли (убытка) от реализации продукции в 1 и во 2 квартале, а так же ее прирост в абсолютном и относительном выражениях.
Задача №5
Сравнить рентабельность производителей за 3 квартала и указать рентабельный квартал деятельности на основе следующих данных:
Показатель | Кварталы года | ||
Количество выпущенной продукции | |||
Цена 1 изделия | |||
с/с 1 изделия |