Объекты предпринимательской деятельности
В любой деятельности человека, в том числе предпринимательской деятельности выделяют объекты и субъекты. Субъекты – это граждане и организации, т.е. лица (физические или юридические), которые заняты деятельностью, а объекты – это то, на что направлена и с чем связана деятельность. В предпринимательской деятельности субъектом выступает предприниматель (или его предприятие). Объектом же его деятельности является производимый им товар, т.е. продукт или услуга.
Товар — это продукт труда, произведенный для продажи, с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. В процессе обмена у товара проявляются два свойства: 1) свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для потребителя, т.е. обладать общественной полезностью (потребительной стоимостью); 2) свойство обмениваться на другой товар (деньги) в определенных пропорциях, т.е. обладать меновой стоимостью. В современном маркетинговом понимании товар – это все, что способно удовлетворить разнообразные людские потребности.
Объектом предпринимательской деятельности может быть любая деятельность, не запрещенная законом. Законом запрещено или обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
· Производство оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
· Изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;
· Переработка руды с радиоактивными и редкоземельными элементами;
· Осуществлять другие виды деятельности, запрещенные законодательством РФ.
Деятельность предпринимателя в отношении товара определяется многими факторами. По учебнику «Организация предпринимательской деятельности» /Под ред. С.И.Грядова, 2003 г. главными из них являются два.
Первый фактор - это параметры модификации товара (серия, марка, сорт, порода и т.д.) и жизненный цикл товара. В жизненном цикле товара как известно, различают пять стадий: 1 стадия - разработка или зарождение, 2 стадия – выход на рынок, 3 стадия - рост, 4 стадия – зрелость, 5 стадия – старение. Первая стадия для предпринимателя связана главным образом с затратами на разработку товара. На второй стадии произведенные затраты у предпринимателя с выходом товара на рынок, лишь начинают окупаться. И лишь на 3 и 4 стадиях, т.е. на стадиях роста и зрелости предприниматель получает реальные доходы. Эти две стадии для предпринимателя являются наиболее предпочтительными, и он должен стараться удержаться на них как можно дольше. Для этого существует различные меры совершенствования производства и товара, а также воздействия на покупателя.
Второй фактор - это особенности товара. Их подразделяют на две большие группы: материально-вещественные и невещественные (неосязаемые). Материально-вещественные товары классифицируются на потребительские товары (т.е. потребляемые человеком) и товары, используемые для продолжения производства других товаров, или товары производственного назначения (средства производства). В свою очередь, потребительские товары классифицируются еще по двум признакам. Первый признак — это степень долговечности или материальной осязаемости, т.е. характер потребления. В соответствии с этим признаком выделяют три категории потребительских товаров:
1) товары краткосрочного пользования, применяются один или несколько раз (газета, мыло);
2) товары длительного пользования, применяются многократно (автомобили, холодильники, телевизоры);
3) услуги — это действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение неосязаемы и не могут быть транспортированы и упакованы.
Вторым признаком классификации потребительских товаров является поведение покупателя. В соответствие с этим признаком выделяются:
1) товары повседневного спроса (продукты питания и др.);
2) товары предварительного выбора (мебель, одежда и др.);
3) товары особого спроса (галстук от фирмы «Диор»),
Товары производственного назначения в зависимости от степени их участия в процессе производства делятся на две группы: средства труда; предметы труда.
С точки зрения маркетингового подхода все товары могут быть подразделены на две группы: стандартизованные и дифференцированные товары.
Под стандартизованным товаром понимается товар, предлагаемый различными предприятиями, но воспринимаемый покупателями как однородный во всех случаях. Например: сельскохозяйственные продукты. Покупателей в данном случае не интересует, какое сельскохозяйственное предприятие вырастило эту продукцию.
Под дифференцированным товаром понимается товар, предлагаемый различными предприятиями и воспринимаемый покупателями как различный у каждого продавца.
Большинство из дифференцированных товаров продаются как фирменные товары. Под фирменным товаром понимается дифференцированный товар стандартного качества, в стандартных количествах и упаковке продается под определенным наименованием в значительном сегменте рынка. Например, кроссовки «Адидас», кофе «Нестле», конфеты «Кэдберри» и т.п.
Невещественные (неосязаемые) товары также достаточно разнообразны и специфичны. Первую группу этих товаров составляют наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги (акции, облигации, векселя, государственные казначейские обязательства), являющиеся объектом сделок в финансовом предпринимательстве. Ко второй группе относится информация. Ценность ее зависит от ее содержания, новизны, достоверности и своевременности. Она как известно бывает первичной и вторичной. Первичная информация добывается в результате каких-то исследований, а вторичную – от каких-то лиц, организаций на платной основе. К третьей группе следует отнести различного рода услуги, которые одна сторона предлагает другой. Услуги классифицируются на личные и деловые. Из последних можно выделить производственные, маркетинговые, банковские и т.д. Также они подразделяются на коммерческие и некоммерческие, прямые и косвенные (через посредников) и т.д.
Объектом предпринимательской деятельности в АПК, в частности в сельском хозяйстве являются зерновые культуры, овощи, картофель, скот и птица поставляемые на мясо, молоко, шерсть, яйцо.