Сбережения, инвестиции и норма процента
Для понимания сути этого механизма следует обратиться к мотивам, которыми руководствуется получатель дохода, направляя часть его на сбережения. В главе 16 одним из таких мотивов было названо получение дополнительного дохода. Но даже если конечная цель сбережения другая (например, приобретение товаров длительного пользования), то хозяйствующий субъект отдаст предпочтение вложению денег под определенный процент по сравнению с хранением их в наличной форме. При неизменных других равных условиях, с увеличением нормы процента будет появляться дополнительный стимул для сбережения: размеры сбережений возрастут или за счет увеличения их доли в доходах отдельных лиц, или за счет появления сбережений у тех, кто раньше предпочитал всю сумму дохода направлять на потребление. Поэтому можно утверждать, что сбережения — это возрастающая функция от банковского процента (г):
S = f (г).
Инвесторы же в своей деятельности руководствуются интересом получения прибыли. При этом они готовы поделиться частью будущей прибыли с поставщиками денежных ресурсов. Если цена денежного капитала (ставка процента) не слишком высокая, то инвестиции будут
330 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
значительны, так как становится выгодным осуществлять даже не очень прибыльные инвестиционные проекты. Если же плата за кредит возрастет, то инвестиционная активность несомненно пойдет на спад. Поэтому представители классической школы утверждают, что ' инвестиции тоже можно рассматривать как функцию (но убывающую) от банковского процента:
I =f (г)
Значит, можно рассматривать специфический денежный рынок, где в качестве предложения денег выступают сбережения, а спроса на них — инвестиции. Ценой же денег будет норма процента. Эти рассуждения можно представить графически (рис. 21.1).
На графике существует единственная точка, в которой объемы инвестиций и сбережений уравниваются: это точка пересечения двух кривых. Почему экономика стремится именно к такому состоянию? Построим свои рассуждения на приеме, известном в математике как доказательство от обратного. Пусть в экономике установилась норма процента, равная г,. Ей соответствуют сбережения S1 и инвестиции I1. Как видим, в такой ситуации наличие спроса на деньги окажется значительно выше величины их предложения. Конкурирующие заемщики будут готовы платить большой процент за пользование кредитом. Это расширит предложение денег и, одновременно, оттолкнет часть заемщиков. Спрос на деньги станет уменьшаться, а предложение — возрастать. Процессы будут продолжаться до тех пор, пока норма процента не достигнет уровня rе, а сбережения и инвестиции не уравняются. Аналогичные выводы мы получим, рассмотрев ситуацию, когда норма процента установится на уровне выше равновесного (r2).
Таким образом, гибкое изменение нормы процента под воздействием конкуренции продавцов денежного капитала или его покупателей неизбежно приводит к достижению равновесия сбережений и инвестиций, а следовательно, и уравниванию совокупного спроса и совокупного предложения на товарном рынке.
Глава 21. Теории общего равновесия 331
Теория занятости
Второй проблемой общеэкономического равновесия является равновесие на рынке труда. Поэтому несколько расширим содержащееся в главе 18 изложение классической теории занятости.
По мнению представителей классической школы, при формировании спроса и предложения на рынке трудовых услуг в качестве цены выступает реальная заработная плата, т. е. не просто сумма денег, предлагаемая в уплату труда, а то реальное количество товаров и услуг, которое можно приобрести на эти деньги. Основываясь на общей теории координации спроса и предложения, механизм формирования цены равновесия на рынке труда можно представить в виде графика (рис. 21.2).
При значении реальной заработной платы, равном (W/P)e, на рынке труда достигается равновесие, т. е. все наниматели в состоянии приобрести по данной цене желаемый объем трудовых услуг, и все продавцы, согласные работать за такую заработную плату, нашли место применения своих трудовых способностей. И хотя не все трудоспособное население в данном случае вовлечено в общественное производство, такое состояние можно считать полной занятостью (N F), так как все желающие получили работу. Если же реальная заработная плата установится на уровне (W/P)1 или (W/P)2, то равновесие будет нарушено. В первом случае будет иметь место безработица, избыток желающих работать по сравнению со спросом на трудовые услуги, во втором — окажутся незанятыми некоторые рабочие места, т. е. будет наблюдаться дефицит рабочей силы.
Главное же положение теории занятости в классической школе формулируется так: в условиях совершенной конкуренции рыночные силы действуют в направлении восстановления равновесия и полной занятости. Несовпадение спроса и предложения на рынке труда не может быть устойчивым, поскольку конкуренция между рабочими ведет к снижению заработной платы, если имеет место безработица; конкуренция же между нанимателями ведет к повышению заработной платы в случае дефицита трудовых услуг на рынке. Поэтому рыночная ситуация снова приводится к положению равновесия.
Если в реальной действительности возникает устойчивая незанятость, то, по мнению сторонников классической школы, причину
332 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
необходимо искать в нарушении гибкости заработной платы. В этом случае не действует закон конкуренции и может наступить период длительной неполной занятости. Недостаточная гибкость заработной платы может вызываться целенаправленной деятельностью профсоюзов, союзов предпринимателей, государства. Следовательно, в чьих-то интересах оказывается некоторое превышение предложения труда по сравнению со спросом на него. Поэтому в строгом смысле слова такую незанятость нельзя назвать вынужденной, так как она вызвана не внутренними закономерностями функционирования рынка, а привнесенными извне нерыночными структурами.
Теория денег
Классическая экономическая теория исходит из того, что экономическая система функционирует на основе традиционного товарного обмена, деньги существуют лишь для того, чтобы обеспечивать развитие реальных процессов, но никоим образом не воздействуют на их результат. Это утверждение базируется на известной количественной теории денег и основанном на ней объяснении механизма установления общего уровня цен.
Существует два варианта количественной теории денег. В главе 19 мы анализировали один из них, выраженный в уравнении обмена Фишера (MV = PQ). Напомним только, что по мнению его сторонников, если в каждый определенный момент объем производства дан, а скорость движения денег не зависит от их количества, то общий уровень цен (Р) должен изменяться в том же направлении и в том же соотношении, что и количество денег.
Другой вариант количественной теории денег был разработан А. Маршаллом. По его мнению, хозяйствующие субъекты стремятся иметь определенное количество денег в их наиболее ликвидной форме (наличными). При этом приходится каждый раз сопоставлять выигрыш от упрощения заключения сделок с оплатой наличными, и проигрыш от того, что наличные деньги могли бы при другом использовании приносить доход (например, при вложении в банк, приобретении облигаций и т. п.). По мнению Маршалла, можно рассчитать, какую долю дохода хозяйствующие субъекты предпочитают иметь в виде наличности. Эта доля не зависит от количества денег в обращении и является более-менее постоянной. Тогда равновесие предложения денег и спроса на них можно выразить формулой
М = KPQ,
где М — предложение денег;
KPQ — спрос на деньги;
Глава 21. Теории общего равновесия 333
К — доля дохода, которую общество считает целесообразным хранить в денежной форме;
Р — общий уровень цен;
Q — объем национального производства товаров и услуг.
Поскольку ни К, ни Q не зависят от количества денег в обращении и от уровня цен, то можно сделать тот же вывод, который был сделан из анализа уравнения обмена Фишера: общий уровень цен изменяется так же, как и количество денег в обращении.
Таким образом, экономисты классического направления убеждены, что конкурентная рыночная система обладает автоматическими механизмами, способными обеспечить общее равновесие и полную занятость. Поэтому они и утверждают, что задачи государства должны сводиться к обеспечению функционирования конкурентного рынка путем устранения различных преград, снятию причин негибкости цен, гарантированию устойчивости покупательной способности денег и выполнению некоторых услуг, жизненно важных для общества в целом (например, оборона, образование, здравоохранение и т. д.).
21.2