Гос бюджетпонятие доходы и расходы
Гос бюджет (ГБ)- совокупность финансовых отношений возникающих между гос-ом и её ЮЛ и ФЛ по поводу создания, распределения и исп-ия общегос-ого фонда денежных средств. Принципы построения ГБ: 1. принцип единства, т.е. в стране имеется один ГБ объед-ий все доходы и расходы гос-ва. 2.пр-п полноты- предпологает учёт по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. 3.пр-п реальности-правдивое отрожение в ГБ всех расходов и доходов, 4.пр-п гласности- прав-во обязано публиковать ГБ и сообщать об его исполнении.
Функции ГБ:1.распределительную, т.е.распределяет от 20 до 60% нац дохода, 2.контрольную, когда движение финансовых ресурсов сообщает о состоянии экономики позволяет её контролировать, 3.регулирующая-изменение доходов и расходов ГБ позволяет смягчить спад производства. Структура ГБ опред-ся гос устройством страны. Совокупность всех бюджетов образует систему государства. В её организации и принципы построение опр-ся бюджетным устройством. В основе лежит бюджетный или фискальный федерализм. С одной стороны он означает разграничение функций между различными бюджетными уровнями. 1.Это прявл-ся, что бюджет формируется в соотв-их организациях власти. 2.каждый бюджет имеет свои источники доходов. 3.соотв-щие организации власти устанавливают направления расходования фин-ых средст, кот-ые опр-ся соц-но экон-ими задачами. Со второй стороны финансирование предпологает оказание фин-ой помощи вышестоящими звеньями, в форме дотаций- предоставляется безвозмездно, к-ые не имеют строгого целевого назначения; и субвенций- денежная сумма предоставляется нижестоящему бюджету, и имеет строго целевое назначение.
Доходы и расходы госбюджетеГос бюджет (ГБ) состоит из доходной и расходной части, но в каждой стране имеются свои особенности. ГБ заключается, что часть денежных доходов населения изымаются безвозмездно в виде налогов обязательных платежей.
Расходы ГБ связаны с функциями гос-ва. Существуют виды бюджетной классификации по затратам: 1.ведомстаенная-расходы классифицируются по министерским ведомствам, 2.предменая-расходы расп-ся по отрослям хоз-ва, 3.экономическая-расходы класс-ся по хоз-ым признакам, 4.смешанная-класс-ся по ведомствам. В странах с переходной экономикой выделяются основные гражданские расходы: 1.затраты на соц мероприятия, 2.расходы на финансирования народного хоз-ва, 3.затраты на содержание органов гос власти и управления, 4.расходы на нац-ые обороты. В странах с рыночной экон-ой гос расходы делятся на: 1.гос закупки товаров и услуг, 3\2.гос инвестиции, 3.трансферные платежи, 4.% по гос долгу
. Доходы. По источникам: налоги, сборы, займы. По видам: подоходный, н-г на прибыль, НДС, земельный и т.д. Юр-ая классификация: распределяют доходы в зависимости от того используется ли сила гос-ой власти: штрафы, плата за услуги, добровольные взносы. А также доходы от гос торговли, от продажи гос собственности, продажа золото валютных ресурсов.
Налоги и их виды.
Налогооблажение - обяз-ый платеж взымаемый гос-ом с ФЛ и ЮЛ с целью удовлетворения общ-ых потребностей.
Фуекции налогов:1.фискальная-обеспечение средств в гос бюджет и внебюджетные фонды. 2.Регулятивная- через с-му дифференцирующих ставок гос-во может влиять на процесс общ-ого производства. 3.Социальная-введение прогрессивного налогообложения.
Принципы налогов: 1 горизонтальный-уплачиваются одинаковые налоги, 2.вертикальный-уплачиваются неравномерно налоги. Элементы налоговой системы: 1.субъект-налогоплательщик, 2.лицо из доходов к-ого выплачиваются налоги, 3.объект-доходы или имущество, 4.источник-средства из к-ого выплачиваются налоги, 5.единица обложения-рубль, 6.налоговая ставка-величина налога с единицы боложения, 7.налоговые льготы-уменьшение налоговых ставок, 8. налоговые платежи-виды и группы налогов, 9.налоговая база-сумма с к-ой взымаются налоги, 10.налоговое бремя-величина налоговой суммы.
Концепции налогообложения:1.концепция полученых благ- те кто получают большие выгоды от гос-ва должны и платить большие налоги. 2.концепция платежеспособности-утверждает, что размер налого должен зависеть от дохода.
Виды налогов. Кривая ЛаффераНалоговая с-ма любой страны вкл-ет любые виды налогов, критерием явл-ся налоговая ставка-отношение суммы налогов к величине доходов. Средняя ставка=т – отношение суммы налогов к величине доходов. Т-нал-ая
Y сумма, Y-доход. Предельная налоговая ставка-изменение величины налоговой суммы, к-ая происходит с изменением величины дохода на 1. = т В зависимости от ставки различаютналоги: 1.с твердой ставкой-опр-ся Y в относительных величинах на 1 обложения. 2.Пропорциональные-их средние и придельные ставки остаются постоянными при изменении дохода. 3.прогресс-ые-при возростании дохода увел-ся и налог. 4.регресс-ые-налоги когда средняя и придельная ставка измен-ся по мере роста облогаемой суммы, что может привести к сокрощению обсолютной суммы уплач-ых налогов. По объекту обложения: I.прямые: 1.налог на прибыль- облогается читая прибыль корпорации, 2.подоходный налог- им облогается совокупный доход плательщика, 3.поимущественные-облогается движимое и недвижемое имущество. II.Косвенные налоги-это н-ги к-ые вкл-ся в цену товара: 1.НДС-стоимость сырья при производстве и реализации продукции, 2.н-ги с продаж, 3.акцизы-выручка от реализации произведенной продукции, 4.таможенные пошлины. В зависимости от цели использования н0ги делятся: 1.общие-поступающие в казну государства, 2.специальные-имеют сторого опр-ое назначение. Различают н-ги: 1.гос-ые, 2.местные. По объекту обложения: 1.н-ги на имущество, 2.ресурсные н-ги, 3.н-ги на доход, 4.н-ги на действие. В зависимости от вида плательщика: 1.с ЮЛ, 2.с ФЛ. Лаффер доказал, что увеличение налогов не только уменьшают предложение труда, но и лиц выбирать деят-ть к-ая облогается меньшими ставками налогов. И налогообложение уменьшает размер сбережений, а это сдерживает развития производства. Согласно кривой Лаффера при ставке r=0 налоговые поступления также=0. По мере возростания ставки н0га, они они увел-ся при ставке R , гос-во получает макс-ую сумму поступлений.Дальнейшее увел-ие налоговой ствки будет сдержиать рост производства, что сужает базу налогов