Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Предпринимательское право
Учебно – методический комплекс
Ростов – на – Дону,
Северо - Кавказская академия государственной службы
Кафедра гражданского и предпринимательского права
Зинченко С.А. и др.
Предпринимательское право. Учебно – методический комплекс.
Для студентов юридических институтов и факультетов по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация) (степень «бакалавр»). Может быть использован при подготовке юристов иного уровня.
Печатается по решению кафедры.
Протокол № 8 от 5 мая 2011 г.
Оглавление
Применяемые сокращения……………………………………………….4
Введение…………………………………………………………………...5
Рабочая программа………………………………………………………..6
Теоретическая часть………………………………………………………15
Практическая часть ………………………………………………………30
Применяемые сокращения
Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации АПК РФ
Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти БНА
Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации ВВАС РФ
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации ВАС РФ
Государство и право ГиП
Гражданский кодекс Российской Федерации ГК РФ
Журнал российского права ЖРП
Земельный кодекс Российской Федерации ЗК РФ
Конституционный Суд Российской Федерации КС РФ
Налоговый кодекс Российской Федерации НК РФ
Постановление Правительства
Российской Федерации ПП РФ
Российская газета РГ
Российская юстиция РЮ
Северо-Кавказский юридический вестник СКЮВ
Собрание законодательства
Российской Федерации СЗ РФ
Федеральная антимонопольная служба
Российской Федерации ФАС
Федеральная налоговая служба
Российской Федерации ФНС
Федеральная служба по финансовым рынкам
Российской Федерации ФСФР
Федеральный закон ФЗ
Хозяйство и право ХиП
Центральный банк
Российской Федерации ЦБ РФ
Экономика и жизнь ЭиЖ
Введение
Учебно – методический комплекс разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и является частью основной программы бакалавриата Северо-Кавказской академии государственной службы. Содержание УМК ориентировано на реализацию компетентного подхода, предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Содержит цели и задачи дисциплины, обоснования места её в структуре образовательной программы, учебно - тематический план, теоретическую часть, практическую часть, самостоятельную неаудиторную работу студентов, учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины, научно – исследовательскую деятельность студентов под руководством преподавателей, содержащую темы курсовых и дипломных работ, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, материально – техническое обеспечение дисциплины.
Учебно – методический комплекс разработан профессорами кафедры гражданского и предпринимательского права С.А. Зинченко, В.В. Ванин, Г.И. Колесник, предназначена для студентов очной, заочной формы обучения Северо-Кавказской академии государственной службы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рабочая программа
Цель учебной дисциплины определяется федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предполагает формирование у студентов системы компетенций, необходимых для освоения производных учебных дисциплин и осуществление профессиональной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- формирование у студентов знаний о предпринимательском праве как науке и учебной дисциплины, методах правового регулирования хозяйственных отношений, месте законодательства о предпринимательстве в российской правовой системе; уяснения правовых механизмов взаимодействия бизнеса и государства, имущественной основы предпринимательской деятельности и правового регулирования отдельных её видов;
- формирование у студентов навыков, способностей и умений принимать полученные при освоении теоретической части знания и личные качества в процессе изучения других дисциплин и будущей профессиональной деятельности;
- сформировать у студентов способность к самообразованию, самостоятельному повышению профессионализма, собственной квалификации, в том числе посредством научной и педагогической деятельности.
В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен обладать компетенциями, изложенными в таблице №1.
Таблица №1
Компетенции, формируемые у студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Предпринимательское право»
Общекультурные компетенции | |
ОК №1.2 | Осознание значимости понятийно-терминологического аппарата и способность использовать термины наиболее полно соответствующие содержанию государственно-правовых явлений |
ОК №1.3 | Осознание ведущей роли юридической деятельности в повышении правовой культуры граждан и правопорядка. |
ОК №3.1 | Способность четко определять объект своей профессиональной деятельности. |
ОК №3.2 | Способность к постановке четких целей своей научной и практической деятельности. |
ОК №3.3 | Владение основными способами мышления, способность к свободному общению по проблемам методологии государственно-правового мышления. |
ОК №3.4 | Способность самостоятельно анализировать правовые тексты различных исторических эпох и народов. |
ОК №3.5 | Способность понимать смысл и содержание правовых принципов различных исторических эпох и народов. |
ОК №3.11 | Навыки формулирования определений государственно-правовых явлений. |
ОК №3.12 | Способность выявлять и описывать взаимосвязи между различными государственно-правовыми и иными социальными явлениями. |
ОК №3.14 | Способность анализировать эффективность государственно-правовых явлений в современных условиях. |
ОК №4.2 | Способность четко выражать свои мысли с учетом формы речи, аудитории, адекватного выбора речевого поведения, правил межкультурной коммуникации. |
ОК № 5 | Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК №6.1 | Готовность добровольно нести ответственность за правонарушения, в том числе и нарушения учебной дисциплины |
ОК № 7 | Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК №8.1 | Способность выделять на разных этапах истории России государственно правовые явления, предпосылки их возникновения и развития. |
ОК №8.4 | Способность разностороннего объективного оценивания событий прошлого и современности с позиций диалектико-материалистической концепции. |
ОК №8.10 | Способность анализировать социально-значимые проблемы и историко-правовые процессы, происходившие и происходящие в нашей стране, а также делать обоснованные выводы, оценивать перспективность и необходимость использования историко-правового опыта. |
ОК №9.6 | Осознание социальной значимости предпринимательства как особого вида теоретико-практической деятельности. |
ОК №9.7 | Способность анализировать тенденции становления рыночных форм хозяйствования, их влияние на формирование гражданского общества и правового государства. |
ОК №9.8 | Стремление к выработке своего мировоззренческого взгляда на происходящие правовые процессы в экономике страны. |
ОК №9.9 | Осознание ведущей роли интеллектуально развитой личности в модернизации экономики, инновационном её развитии, поиске оптимальных их правовых форм. |
ОК № 10 | Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны |
ОК № 11 | Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией |
ОК №12.1 | Навыки пользования современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций как средствами управления информацией и постоянно их совершенствует. |
ОК № 13 | Владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке |
ОК №14.1 | Навыки защиты населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. |
ОК №14.2 | Навыки самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции | |
ПК № 1.1.1 | Навыки обоснования необходимости юридического регулирования общественных отношений. |
ПК № 1.1.2 | Навыки создания проектов нормативно-правовых актов. |
ПК № 1.1.4 | Навыки внесения изменений в нормативно-правовые акты и их отмены. |
ПК № 1.1.5 | Навыки систематизации действующего законодательства. |
ПК № 1.3.1 | Навыки осуществления мониторинга общественных отношений в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной, гражданско-процессуальной и арбитражно-процессуальной сферах. |
ПК № 1.3.2 | Подготавливать нормативно-правовые акты в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных отношений. Участвовать в разработке коллективных договоров и соглашений. |
ПК № 1.3.4 | Проводить мониторинг действующего законодательства в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных отношений. |
ПК № 1.3.5 | Уметь и владеть навыками правовой квалификации хозяйственно-правовых явлений в процессе нормотворческой деятельности. |
ПК № 1.3.7 | Уметь разрабатывать проекты локальных нормативных актов, визировать проекты, разработанные соответствующими подразделениями. |
ПК № 2 | Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК № 3 | Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК №4.1.1 | Общие навыки принятия законных и обоснованных решений. |
ПК №4.3.1 | Навыки принятия законных и обоснованных решений в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных споров. |
ПК №5.1.1 | Общие навыки поиска юридических норм. |
ПК № 5.1.2 | Общие навыки толкования юридических норм. |
ПК № 5.1.4 | Навыки квалификации юридически значимого поведения субъектов. |
ПК № 5.3.1 | Уметь анализировать гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное, жилищное законодательство, выявлять его специфику в качестве источника права, а также в аспекте его императивно-диспозитивного регулирования. |
ПК № 5.3.2 | Уметь толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения договоров, опосредующих гражданские, предпринимательские, трудовые, жилищные, семейные отношения, оценке их исполнения, предъявления претензий и исков. |
ПК № 5.3.3 | Понимать роль государства в формировании предпринимательства в России. Понимать сущность предпринимательских отношений, в том числе с учетом истории их становления и развития. Навыки разграничения предпринимательских отношений с иными правоотношениями. |
ПК № 5.3.4 | Обобщать судебную практику по регулированию гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных правоотношений, вносить предложения правоприменителю. |
ПК № 5.3.5 | Готов и способен участвовать в правоприменительной деятельности при разрешении споров в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной областях. |
ПК № 5.3.6 | Владение навыками определения причинно-следственных связей между различными социальными явлениями и правонарушениями в области гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных правоотношений. |
ПК № 5.3.7 | Владение международными стандартами деятельности субъектов в области гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных правоотношений, в области адвокатской деятельности. |
ПК № 5.3.9 | Владение навыками поиска и использования судебной практики по гражданским, предпринимательским, трудовым, жилищным, семейным делам, в частности основных Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. |
ПК № 5.3.12 | Владеть понятийным аппаратом гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, понимать значение терминов и положений нормативных правовых актов. |
ПК № 5.3.14 | Способен понимать особенности правового регулирования отношений собственности, в том числе с учетом зарубежного и отечественного исторического опыта и опыта современности. Навыки применения знаний о типах, формах, видах и механизмах реализации права собственности. |
ПК № 5.3.24 | Уметь правильно использовать знания об охраняемых законом тайнах (медицинская тайна, адвокатская тайна, тайна нотариальных действий, банковская тайна и иные профессиональные тайны) |
ПК № 5.3.27 | Понимать место и роль Кодекса профессиональной этики, иметь представление о проблемах профессиональной этики адвоката. |
ПК № 5.3.33 | Навыки использования основных источников гражданского и арбитражного процесса. Навыки поиска и использования судебной практики по гражданским делам, в частности основных Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. |
ПК № 5.3.45 | Понимать значение форм предпринимательской деятельности для модернизации экономики, развития инновационной структуры, получения новых идей и технологий, качественных товаров. Умение обосновывать и использовать различные формы предпринимательской деятельности. |
ПК № 5.3.46 | Понимать место и роль института государственных и муниципальных нужд и правовые формы их выявления и удовлетворения. Навыки составления правовых документов в сфере государственных и муниципальных заказов. |
ПК № 5.3.47 | Понимать влияние предпринимательских правовых валютных механизмов на интенсивное развитие экономики страны. Понимать правовые отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности и их роль в инвестиционном процессе экономики страны. |
ПК № 5.3.48 | Навыки использования механизма внутрикорпоративного правового регулирования. Понимание его влияния на результаты деятельности предпринимателей. |
ПК № 5.3.49 | Способность понимать и обосновывать экономическую необходимость появления и развития ценных бумаг как одной из форм собственности. Навыки анализа и использования ценных бумаг в предпринимательской деятельности. |
ПК № 5.3.50 | Понимание взаимосвязи между собственностью как экономической властью и другими формами власти в обществе (политической, социальной, идеологической). Понимание взаимосвязи производственных, экономических отношений и отношений власти как предмета правового регулирования. |
ПК № 5.3.51 | Навыки использования процедур создания и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. |
ПК № 6.3.1 | Уметь и владеть навыками правовой квалификации правовых явлений в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной сфере в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности. |
ПК № 6.3.2 | Навыки квалификации инвестиционных правоотношений, правоотношений в сфере эмиссии и оборота ценных бумаг в правоприменительной деятельности. |
ПК № 8.1.1 | Навыки использования позитивных и негативных средств правового регулирования. |
ПК № 8.1.2 | Способность обосновывать, применяемые к участникам правоотношений, меры юридической ответственности. |
ПК № 8.1.3 | Понимание сущности, целей и форм юридической ответственности. |
ПК № 8.1.4 | Способность определять эффективность юридической ответственности. |
ПК № 8.3.1 | Навыки защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав. |
ПК № 8.3.2 | Готовить документы для представительства в судах, государственных (муниципальных) органах для защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав. |
ПК № 9.3.4 | Навыки защиты прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля |
ПК № 10.2.1 | Способность выявлять, предупреждать и давать соответствующую оценку правонарушениям в ходе защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав, в том числе фактам коррупции. |
ПК №12.2.1 | Нетерпим к правонарушениям, коррупции, рейдерству, необоснованному лишению собственности и посягательствам на нематериальные блага, злоупотреблению правом иным формам нарушения гражданского законодательства. |
ПК № 13 | Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
ПК № 14.1.1 | Общие навыки экспертирования различных правовых актов и их проектов. |
ПК №14.3.1 | Уметь проводить правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, опосредующих гражданские, предпринимательские, трудовые, семейные, жилищные отношения, в том числе подготавливаемых Законодательным собранием Ростовской области. |
ПК №15.1.1 | Общие навыки толкования правовых актов |
ПК № 16.3.1 | Уметь составлять квалифицированные экспертные заключения по самым различным вопросам понимания, толкования и применения права. |
ПК № 16.3.2 | Уметь давать глубокие профессиональные консультации по вопросам гражданского, предпринимательского, жилищного права в аспекте его общих положений; субъектов; форм приобретения и прекращения прав на отдельные виды имущества; взаимоотношений государства и правообладателей (собственников, пользователей объектами). |
ПК № 17.2 | Навыки проведения занятий в форме семинара. Способность формировать практические юридические навыки и умения студентов во время проведения семинарских занятий. |
ПК № 17.4 | Способность подготовить перечень контрольных вопросов, необходимых для проверки знаний студентов по теме занятия. |
ПК № 17.5 | Навыки подготовки тестов и тестирования студентов. |
ПК № 17.6 | Способность подготовить практическую задачу по теме занятия. |
ПК № 18 | Способен управлять самостоятельной работой обучающихся |
ПК № 19 | Способен эффективно осуществлять правовое воспитание |
Коды компетенций и их наименование соответствуют компетенциям основной образовательной программы бакалавриата, утвержденной Учёным советом Северо-Кавказской академии государственной службы.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Предпринимательское право» является элементом компетентностно – ориентированного учебного плана и входит в его базовую часть, предусмотренную федеральным государственным образовательным стандартом. Она обязательна для изучения всеми студентами Северо-Кавказской академии государственной службы, осваивающими основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, любой формы обучения.
Период изучения дисциплины студентами, структура видов деятельности студентов и их трудоёмкость содержаться в таблице №2.
Вид формы обучения | Период освоения дисциплины (семестр) | Трудоемкость дисциплины и отдельных видов работ по ее освоению в зачетных единицах | Итоговая аттестация по дисциплине | ||||
Общая | Аудиторная работа студента, в том числе | Самостоятельная работа студентов, в том числе | |||||
лекции | практика | курсовая | иные виды | ||||
Очная | 6,7 | зачет, экзамен | |||||
Заочная | |||||||
Очно -заочная | |||||||
Заочная сокраще-нная | |||||||
Учебная дисциплина «Предпринимательское право» осваивается студентами при параллельном изучении философии, теории государства и права, иностранный языка в сфере юриспруденции, экономики, профессиональной этики, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий в юридической деятельности, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, гражданского права, а также соответствующих им дисциплин по выбору студентов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Аудиторная работа (в зачетных единицах) | Самостоя-тельная работа | |||
п/п | Лек-ции | Практические занятия | Занятия в интерактивной форме (не менее 20% от объема аудиторной работы) | |||
Модуль 1 (Общие положения) | ||||||
Понятие предпринимательского права | ||||||
Источники предпринимательского права | ||||||
правовой статус субъектов предпринимательства | ||||||
Организационно – правовые формы субъектов предпринимательства | ||||||
Создание, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательства | ||||||
Правовой режим имущества субъектов предпринимательства | ||||||
Правовое регулирование приватизации гос. и муниц. имущества | ||||||
Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности | ||||||
Правовое регулирование рекламной деятельности в сфере предпринимательства | - | |||||
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства | ||||||
Обязательства в сфере предпринимательской деятельности | ||||||
Ответственность субъектов предпринимательства | - | |||||
Модуль 2 (Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности) | ||||||
Правовое регулирование планирования предпринимательской деятельности | ||||||
Правовое регулирование аудиторской деятельности субъектов предпринимательства | ||||||
Правовое регулирование предпринимательской деятельности посредством механизма цен | ||||||
Правое регулирование рынка ценных бумаг | ||||||
Правовое регулирование деятельности кредитных организаций | ||||||
Правовое регулирование отношений по удовлетворению гос. и муниц. нужд с участием субъектов предпринимательства | ||||||
Правовое регулирование инновационной деятельности в сфере предпринимательства | ||||||
Правовое регулирование инвестиционной деятельности | ||||||
Правовое регулирование управления качеством продукции | ||||||
Правовая работа в сфере предпринимательства | - | |||||
Итого: | ||||||
Курсовая работа | ||||||
Промежуточная аттестация (зачет) | ||||||
Итоговая аттестация по дисциплине (экзамен) | ||||||
Содержание учебной дисциплины
Содержание учебной программы «Предпринимательское право» состоит из теоретической части, практической части, самостоятельной неаудиторной работы студентов, промежуточной аттестации, научно-исследовательской деятельности студентов под руководством преподавателей, темы курсовых и дипломных работ, итоговую аттестацию по дисциплине и иных видов работы, подлежащих выполнению студентами для достижения целей учебной дисциплины.
Все виды работ имеют логические связи, предполагающие определенную последовательность их освоения студентами, и объединены во внутридисциплинарные модули. Внутридисциплинарный модуль – это совокупность видов работы студентов, которые могут быть обособлены в относительно самостоятельную часть учебной дисциплины с целью решения конкретной задачи и подлежат системной оценке при промежуточной аттестации студентов.
Теоретическая часть
Теоретическая часть представляет собой циклы, последовательно читаемых лекций, предназначенных для формирования у студентов системы знаний, необходимой для будущей профессиональной деятельности и изучения других производных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Чтение лекций обеспечивается следующими учебными материалам: «Российское предпринимательское право: курс лекций с презентационными (мультимедийными) материалами». С.А. Зинченко, 2011г.; «Предпринимательское (хозяйственное) право» / Под ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесник, Ин. Академцентр. 2011г.
Модуль 1. (Общие положения).
Задача модуля – формирование у студента знаний о предпринимательском праве как науке, отрасли права, учебной дисциплине, законодательстве; субъектах предпринимательства и их организационно – правовых форм; имущественной основе субъектов предпринимательства; конкуренции и монополистической деятельности; обязательствах, ответственности субъектов предпринимательства и их банкротстве. Эти исходные общие положения являются основой для понимания и усвоения правовых форм отдельных видов предпринимательской деятельности, содержащихся в модуле 2.