Контрольное задание
1. Составьте план-проспект работы по обеспечению коммерческой тайны в фирме:
а) начальника службы безопасности фирмы;
б) психолога.
БЛОК 15
КОММЕРЧЕСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Цели
В этом блоке анализируются основные психологические особенности переговорного процесса и делается акцент на специфических чертах коммерческих переговоров. После работы с ним Вы сможете:
* ознакомиться с этапами переговорного процесса и ключевыми понятиями его описания;
* объяснить специфику коммерческих переговоров;
* описать компоненты презентации товара или услуги;
* проработать основные позиции самопрезентации;
* сравнить стили ведения переговоров (позиционный торг и принципиальные переговоры) и освоить некоторые тактические приемы.
Переговоры — инструмент, изобретенный человечеством для урегулирования конфликтов, решения спорных вопросов, организации совместной деятельности.
Переговоры — процесс поиска соглашения между людьми, имеющими, на первый взгляд, различные интересы.
Коммерческие переговоры — это переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.). В узком смысле под коммерческими переговорами понимаются переговоры по поводу сбыта и поставок, купли и продажи, т.е. торговые сделки.
Коммерческие переговоры, как и любые другие (политические, дипломатические, военные, бракоразводные и т.д.), подчиняются общим закономерностям переговорного процесса, но имеют и свои специфические черты. Обратим на них внимание по мере изучения материала данного блока.
В американской и западноевропейской психологии применительно к коммерческим переговорам чаще используют термин "торг" (bargaining), чем термин "переговоры" (negotiations). Но многие исследователи допускают, что это взаимозаменяемые понятия.
В экономике и психологии описаны важные понятия и переменные, освоение которых позволяет выработать современные представления о торге, деловых переговорах и частных продажах. Существует так называемый многоконкурентный торг, когда покупатель посещает несколько фирм, уполномоченных вести операции по продаже, с целью покупки, например, нового автомобиля, или когда промышленный покупатель ведет переговоры о новой закупке с несколькими различными поставщиками. Однако в большей степени изучен торг в системе "двусторонней монополии", т.е. ограниченный только двумя сторонами (двусторонний), хотя не исключается влияние других лиц на его участников, например их контрагентов.
Двусторонние торги можно разделить на два типа: распределительные и объединительные. В распределительном торге стороны находятся в основном конфликте из-за расхождения в целях: чем больше получает одна сторона, тем меньше получает другая. Следовательно, полный выигрыш в этой ситуации должен быть "распределен" между двумя участвующими сторонами, и каждая из них хочет столько, сколько может получить. Несмотря на конфликт целей без некоторой доли сотрудничества, любая сторона может блокировать торговлю и сократить индивидуальный выгрыш до нуля. Распределительный торг моделируют и исследуют с помощью теории игр. В зависимости от ситуации может быть использована схема с изменяющейся суммой или схема с нулевой суммой.
В схеме с изменяющейся суммой прибыли (или убытки) участников торга, сложенные вместе, не обязательно равняются одной и той же фиксированной сумме; отсюда термин "изменяющаяся сумма". Хотя схема выигрыша демонстрирует обратную зависимость для участников торга — если один получает, другой должен потерять— могут быть ситуации, когда обе стороны реализуют прибыль (или убыток) не в прямой пропорции к тому, что происходит у другого участника торгов. Схема с изменяющейся суммой часто возникает в ситуациях, связанных с обслуживанием заказчиков. Например, поставщик находится по какому-либо показателю обслуживания на уровне или выше 90%. Он мог бы отойти от этого уровня, добравшись до 95%. Но повышение всего на 5% для заказчика может означать удвоение затрат для поставщика.
В ситуации торга по схеме с нулевой суммой прибыль (или убыток) всегда складывается в одну и ту же фиксированную сумму. То, что один из участников торга получает, другой теряет, и чистый выигрыш (или потери) равен нулю. Этот факт обозначается термином "нулевая сумма". Данная схема обычно возникает в ситуациях розничных продаж, когда затраты торговца являются относительно фиксированными.
Чем меньше потребитель платит за товар, тем меньше прибыль розничного торговца.
Объединительный торг возникает, когда существуют сферы взаимного интереса и дополнительные интересы. Ситуация в схеме с изменяющейся суммой здесь такова, что работая вместе, обе стороны могут повысить общие прибыли (и поделить их между собой). Это часто происходит между изготовителями и оптовыми торговцами (дистрибьюторами) благодаря конечному покупателю. Если конечного потребителя можно убедить заплатить больше за продукт, то большую сумму поделят между собой изготовитель и оптовый торговец.
Объединительные торги, по мнению У.Джонстона и В.К.Бентона, в большей степени распространены на промышленных рынках и связанных с ними взаимодействиях, а распределительные — на потребительских рынках[77].
Длительное время психологи больше уделяли внимания распределительным торгам, разрабатывая и предлагая различные рекомендации, направленные на достижение победы в переговорном процессе. Экономисты же, напротив, предпочитали исследовать объединительные торги. Отражая ограниченные возможности распределительного торга, моделируемого как раздел фиксированных средств двумя сторонами, они рассматривали его итог в качестве промежуточного решения.
С 80-х годов после нескольких изданий популярной книги "Путь к согласию, или переговоры без поражения" ведущих специалистов по переговорам Гарвардской школы права Р.Фишера и У.Юри[78] эффективными и оптимальными психологи стали считать переговоры, ориентированные на взаимные интересы, т.е. такие переговоры и торги, которые носят объединитительно-созидательный характер. В них обе стороны выигрывают за счет увеличения "переговорного пирога" благодаря поиску новых продуктивных решений конфликта. Психологические особенности такого рода переговоров будут кратко рассмотрены при анализе стратегий переговоров.
Задание____
1. Приведите примеры распределительных и объединительных торгов.
2. Что понимают под схемой переговоров с изменяющейся суммой и что под схемой с нулевой суммой?
Этапы переговоров
Несмотря на уникальность каждых конкретных переговоров, их участники должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения эффективного переговорного процесса, стремиться к тому, чтобы любые переговоры были, как сейчас принято говорить, цивилизованными и учитывали природу человека. Обратимся к некоторому теоретическому минимуму, необходимому переговорщику на каждом этапе переговорного процесса.