Илья уважительно оглядел оружие и вернул его хозяину
– Вот, а если у всех обозников по такому будет?
Обозник хитро ухмыльнулся, расправил свои могучие усы и выдал вердикт:
– Хе‑хе, тогда бы из той бочки вообще решето сделали!
– Я же о деле говорю, – обиделся Мишка, – ты что думаешь: если мальчишка, так только глупости болтать могу?
– Не, отрок отроку рознь. Ты, Михайла, отрок умственный, книги, говорят, читаешь. Да вот незадача: сколько такая вещь стоит? Обозники народ не богатый.
– Обоз и из сотенной казны вооружить можно, для дела же, не для баловства. И себя защитите, и сотню, при случае, сзади прикроете.
– А Пимка‑десятник потом будет трепать, что Корней это придумал, чтобы сотенные деньги сыну отдать. Самострелы‑то Лавруха делать будет!
– И что? Никто Пимену пасть не заткнет?
– Он десятник, и подпевал у него много, всем пасть не заткнешь.
– Наплевать! – уверенно заявил Мишка. – После первого же похода сами заткнутся.
– Может, и заткнутся, а только…
– Что?
– Смотри. – Илья указал рукой куда‑то вдоль обоза. – Вон твой дядька Лавр вперед поскакал и Тихон с ним. Знаешь зачем?
– Дорогу проверить? – попробовал угадать Мишка.
– С заводными конями?
– Тогда не знаю.
– А ты, Афоня?
– Если с заводными конями, то далеко поехали. Как бы и не в Ратное, – ответил Афанасий и тут же удивился: – Только зачем?
– Эх, не ходили вы с обозом, ребятки! Народишко‑то из городища для себя припас взял, а для скотины много ли увезешь? До первой травы – месяц, если не больше. Чем скотину кормить? Сено в Ратном сразу в цене подскочит. Они и поехали, чтобы заранее корма прикупить, пока никто ничего не знает. Как мы доедем, так к сену и другому корму для скотины не подступиться будет. Я вот тоже подзаработаю. Летом не поленился, так что лишнее сенцо есть, а баба моя без меня не продаст. Теперь понял, Михайла?
– Не очень.
Мишка насторожился, что‑то в рассуждениях обозника ему не понравилось.
– Кто поехал? – начал объяснять Илья. – Сын сотника и племянник Луки, почитай, старшего из десятников. Вот Афоню бы отпустили? Да ни в жизнь! И все всё видят, потом разговоры пойдут: мол, пользуются своей властью, а простым людям объедки оставляют. То же и с самострелами будет, если сотенные деньги твоему дядьке перепадут. А такие разговоры копятся, копятся, а потом… всякое может быть.
– Теперь понял. – Мишка утвердительно кивнул головой. – Но если на болтунов оглядываться, ни одно дело как следует не сделаешь.
– Ты – внук сотника, тебе виднее…
«И умолк мой ямщик, а дорога… не помню, как там дальше. Замолчал Илья, нахохлился, как воробей. Вот оно – социальное расслоение когда‑то единой общины. И совершенно бесполезно объяснять, что к приходу такой толпы в селе надо подготовиться, и посылать для этого рядовых ратников совершенно бесполезно – не умеют они такие вопросы решать. Там, конечно, староста есть, но у деда и Луки самые большие доли в добыче. У деда, потому что сотник, а у Луки, потому что почти весь десяток состоит из родственников. А еще они не только воины, но и управленцы – умеют смотреть вперед и вычленять главные проблемы. Проинструктировали своих людей и послали готовить село к приему полона.
А Илья с Афоней люди, конечно, хорошие, но о таких вещах даже не задумываются. Афоне хочешь, не хочешь, а придется хотя бы азам управления учиться, иначе ничего путного у него с холопами не получится. А Илья… жаль мужика, но от него начинается социальный слой «низов» феодального общества. Сам‑то он отнюдь не дурак, на самый низ не свалится, но дело в принципе. А Афоня – предтеча того, что будет называется рыцарством, или шляхтой, или, позднее, дворянством. Нижний уровень верхнего слоя. Поучить его, что ли? Все равно делать нечего».
– Афанасий, а что ты с холопами своими делать будешь? – спросил Мишка.
– Их сначала заиметь надо, – мрачно отозвался Афоня.
– Я же обещал!
– Мало ли что ты обещал! Ты не обижайся, Михайла, но сотник решение десятника отменяет редко, почти никогда. Десятнику виднее…
– А мне виднее, что обещать! Я – Лисовин, и слово сказано!
– Хе‑хе…
– Что смешного, Илья? – Мишка резко обернулся к вознице, но тот уже успел отвести глаза.
– Да так… ничего. Не смеюсь я, кашлянул.
Мишка снова повернулся к Афоне:
– Так что, Афанасий? У вас раньше когда‑нибудь холопы были?
– Были… давно. Дед рассказывал, я не помню.
– Значит, не умеешь, – сделал вывод Мишка.
– Чего там уметь‑то?
– Людьми управлять. Это – тоже ремесло, уметь надо или учиться, если не умеешь. Так что ты с ними делать станешь?
– Ну чего? Это… работать заставлю.
– Это понятно, на то и холоп, чтобы работать. А как? Ну вот представь себе: вытянул ты жребий, указали тебе холопскую семью, которая тебе по жребию выпала. Подходишь ты к ним: глава семьи, баба, детишки. С чего начнешь? Какие слова самые первые скажешь?
– Э… На подворье поведу.
– Есть где поселить?
– На сеновале можно, еще пристройка есть, но холодная… в сенях… там тоже холодно. Летом‑то построимся, а сейчас. Да‑а‑а, в избе всем тесно будет…
– А если детишки малые совсем?
– А как же тогда? Едрит твою… – Илья полез всей пятерней скрести в затылке. – Я и не думал.
– На первом же шагу и споткнулся. Ты как, тоже думаешь, что Лавр с Тихоном сено скупать поскакали?
– Народищу‑то разместить… – обалдело протянул Афоня. – Да куда же мы их всех денем?
– Корней с Лукой уже придумали, для того людей и послали, чтобы все приготовить, а у тебя еще дня два на раздумья есть, быстрее‑то не доберемся.
Илья тут же встрепенулся:
– Э! Так я что, на сене‑то не подзаработаю?
– Заработаешь, – успокоил Мишка, – но сено – не главное.
– Это хорошо. – Илья довольно улыбнулся. – Слышь, Афоня, у тебя в пристройке пол земляной?
– Земляной, а что?
– Так они же по‑старинному жить привыкли: пол – земляной, вместо печки – очаг. Натаскаешь камней для очага, полати можно там сделать?
«Даже и не подумал извиниться за то, что на деда наклепал… Все как ТАМ – в каждой курилке Совет министров и Генеральный штаб одновременно, и обязательно все начальство – либо идиоты, либо сволочи… Правда, бывает, и обожествляют, но зато как потом матерят! Того же Сталина вспомнить…»
Афоня между тем продолжал строить планы:
– Я им еще пару лавок поставлю, стол есть, поломанный, правда, но починим! Полки там есть, дверь плохо закрывается, ну это сделаем… для скотины место есть, дрова… пока хватит… постели у них свои…
– С жильем, значит, решилось, – утвердил Мишка.
– А? – Афоня даже не сразу понял вопрос. – Ага, решилось!
– Тогда думай, с чего разговор начнешь.
– Э… Спрошу, как зовут.
– А поздороваться?
– С холопами?
– А они не люди? Вот тебе первая заповедь: если с человеком вести себя как со скотиной, то и он себя вести будет по‑скотски. Тебе это надо?
Илья опять не удержался, чтобы не съязвить:
– Хе‑хе, гляди, Афоня, заповеди! Как в Писании!
– А ты как думал, Илья? – тут же подхватил идею Мишка. – Десять заповедей указывают, как люди жить должны, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Это и есть управление. Какая, к примеру, первая заповедь?
– Это самое… – Илья задрал бороду к небу и задумался. – Кажется, «Не убивай!».
– Неверно. А ты, Афанасий, как думаешь?
– Чего ты, как поп? Не помню я.
– А подумать? – не отступался Мишка. – Тебе теперь много думать придется: и за себя, и за холопов, а в заповедях Господних все, что нужно для управления, есть!
– Ну, кажется, не молись другим богам… вспомнил! Не сотвори себе кумира, не делай изображений… и не поклоняйся им. Вот!
– Почти правильно! Начинаются заповеди со слов: «Я Господь, Бог твой». А дальше уже говорится о том, как людям с Богом жить. Не сотвори себе кумира, не поминай имя Божье всуе. И наказание за неповиновение: «Я Господь, Бог твой, Бог‑ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».
А потом сразу же про поощрение послушных: шесть дней работаешь, а седьмой день отдыхаешь. Так и ты сразу же должен дать понять, что хозяин ты и все зло и добро будет от тебя. Про добро – обязательно, человек должен какой‑то свет впереди видеть и хоть на какую‑то выгоду рассчитывать.
– Что, так и говорить? Я твой хозяин, если что – накажу, а если… – Афоня озадаченно захлопал глазами. – А про добро‑то чего сказать?
– Про одно и то же можно разными словами говорить! Сначала поздоровайся, покажи, что ты к ним не как к скотине относишься. Потом назови себя, чтобы сразу было понятно, кто ты такой. Как в заповедях: «Я Господь, Бог твой». Так и ты, например: «Я Афанасий…» Как тебя по батюшке?
– Романыч.
– Я Афанасий Романыч, ратник девятого десятка ратнинской сотни. Красиво звучит?
– Я Афанасий Романыч, ратник девятого десятка ратнинской сотни… – повторил Афоня. – Красиво. А дальше?
– А дальше: «Жить будете у меня!» Понимаешь? Жить! Вам теперь вместе жить, может быть, до конца жизни. Работа, наказание, одобрение, все остальное – это жизнь. Ваша жизнь связана воедино навсегда или очень надолго.
– Жить будете… верно! Они же сейчас бездомные, а я их в свой дом ввожу.
– Вот‑вот: кем введешь, тем они и будут. Сразу же надо объяснить: что – хорошо, что – плохо. Как в заповедях Господних: почитай родителей, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не приноси ложного свидетельства, не пожелай жены или имущества ближнего твоего. Так и ты: обижать не стану, будете хорошо трудиться – будете в тепле, сытости и под моей защитой, но если что, то я человек воинский, к порядку и строгости приучен, так что не взыщите! Сразу все и понятно: кто ты, кто они, бояться не надо, но лениться не дашь.
– Ага! И в пристройку!
– Нет! – Мишка с трудом сдержал улыбку. – Сначала расспроси. Кто они, как кого зовут, как раньше жили, что умеют… и прочее. Вот тебе заповедь вторая: интересуйся людьми, чем больше ты про них знаешь, тем легче ими управлять. Не жалей на это времени – окупится!
– Так наврать же может! – усомнился Афоня.
– Смотря как спрашивать. Был такой ученый мудрец… э‑э иудей, Карнеги звали. Так он говорил, что для человека нет более интересной темы разговора, чем о нем самом. Вот и веди разговор о нем. А чтобы не врал или не умалчивал – сомнение покажи. Не говори прямо, что врет, а так, усомнись слегка. Он горячиться начнет, доказывать, весь раскроется, а ты на ус мотай.
– Это как же? Ну усомниться, да еще слегка?
– Да очень просто. Скажет он, к примеру, что у него в хозяйстве три лошади было. А ты спроси: «Всегда три?» Он тут и начнет, что сначала одна была, потом он вторую на Княжьем погосте выменял на шкурки, потом еще что‑нибудь про третью. Как звали лошадей, расскажет, какой масти были. А ты удивись: как это он на лесных полянах столько корма на зиму заготавливал, спроси о цене, какую за лошадь запрашивали и за сколько сторговал. Удивись, если сторговал хорошо. С женой его поговори: сколько лет детишкам, чем болели. Удивись, если все выжили, посочувствуй, если не все, вспомни, что и у тебя или у соседей тоже не все дети живы. Пообещай, что если сживетесь, то детей поднять поможешь, расскажи, что лекарка у нас хорошая.
– Да, Афоня, – подтвердил Илья, – дети – разговор беспроигрышный. Михайла верно говорит.
– Угу, у меня в моровое поветрия дочка двухмесячная…
– Прости, Афанасий, – смутился Мишка, – не знал я.
– Ничего, ты рассказывай. Интересно у тебя выходит. Умным был, видать, тот иудей… как его…
– Карнеги. В общем, к концу разговора ты все должен знать. Какой работой их до пахоты занять, кого из детишек в теплую избу на ночь забирать надо, чему их учить придется, а что умеют. Сравнивай все время с собой и со своей жизнью, тогда легче понять будет. Не бойся, если и час с ними проговоришь или больше, – все на пользу. И всегда помни: если притвориться, что не очень веришь, человек начинает доказывать, объяснять – раскрывается весь.
– Понятно. Просто же все! – преисполнился энтузиазма Афоня. – Я и не думал!
– Не управлял людьми, вот и не приходилось о таких вещах думать.
– Хе‑хе. Можно подумать, ты управлял! – подкусил Илья.
– У меня дед перед глазами, есть у кого учиться. Ну и книги еще.
– Да, Корней Агеич… вот у кого научиться многому можно. Ну ладно. Поговорили, привел я их в дом…
– Погоди, рано еще, – остановил Афоню Мишка.
– Хе‑хе, – снова встрял Илья. – Афоня, ты так до лета домой не доберешься!
Мишка сделал вид, что не слышит, и продолжил:
– Третья заповедь – твой вид. Понимаешь, слова – это еще не все, только малая часть. Гораздо больше мы друг другу говорим одеждой, осанкой, выражением лица, движениями рук. Из всего, что один человек до другого доносит, слова составляют меньше десятой части. Треть – это голос, а больше половины – лицо, руки, одежда и прочее.
Вот смотри: ты им с самого начала говоришь: «Я – Афанасий Романыч, ратник девятого десятка ратнинской сотни». Но при этом придешь к ним пешком, просто одетый, без оружия. Получится: уши слышат одно, а глаза видят другое. Создается ощущение вранья.
Или ты приедешь к ним верхом, на поясе меч, из‑под кожуха кольчуга видна. Совсем другое дело: слух и зрение говорят одно и то же, никаких сомнений нет. А еще ты смотришь на него сверху вниз – он в положении подчиненного. В одной руке повод, другая на рукояти меча лежит, или еще подбочениться можно. Сразу же другой вид.
И вообще: всегда будь опрятен и подтянут, не ходи распояской, грязным, неряшливым. Понимаешь, человеческий ум так устроен, что он все подмечает, даже если особо над этим не задумываться. Как бы это объяснить? Илья, ты мне поможешь?
– Как? – изобразил всем своим видом готовность Илья. Несмотря на вставляемые время от времени ехидные замечания, слушал он очень внимательно.
– Посмотри на Афанасия, а ты внимательно смотри на Илью, на выражение его лица.
Мишка слегка перевалился на бок, чтобы смотреть на обозника не выворачивая голову, и начал:
– Илья, вспомни, как Афанасия раненого с коня снимали и к тебе в сани клали. Посмотри на то место, где у него рана, вспомни других раненых, на него похожих. Так, а теперь вспомни, как Афанасий тебя Илюхой назвал и ты обиделся. А теперь вспомни, как у тебя первый ребенок родился, как он первое слово сказал, как первый раз ножками пошел. Хорошо, а теперь подумай: а вдруг твоя жена все‑таки сено без тебя продаст? Только не говори ничего!
Мишка обернулся к Афоне:
– Понял, Афанасий?
По ходу Мишкиного монолога лицо Ильи менялось самым разительным образом – мужиком он, как понял Мишка, был достаточно эмоциональным, да к тому же хорошим рассказчиком, поэтому мимикой обладал весьма выразительной. Афоня приоткрыл рот и расширенными глазами, не отрываясь, смотрел на Илью. Потом перевел взгляд на Мишку и с запинкой выговорил:
– Ты… ты колдун?
– Глупости! Если кто и колдун, то Илья. Ни слова не произнес, а столько тебе сейчас рассказал, словами такого и не скажешь никогда.
Илья неожиданно зло процедил:
– Зверь ты, Михайла, с людьми – как с куклами…
– Илья, ты же сам согласился!
– Бешеный Лис, как голого выставил…
– Илья, прости дурака, не подумал… – Мишка действительно ощутил острый приступ стыда. – Илья! Ну хочешь, на колени встану? Прости, пожалуйста, я же Афоне помочь хотел. Ты же сам знаешь, как это важно, сколько ты по лицам раненых понимать умеешь! Ты же не одну жизнь спас, когда они сказать не могли, а ты догадался…
– Паршивец, и уговорить‑то умеешь! Ох поплачут девки от тебя!
– Не сердишься? Илья, вира с меня: выпрошу у дядьки для тебя самострел, бесплатно.
– Ладно… самострел. – Илья неожиданно хихикнул. – Афоня, ты на его рожу сейчас смотрел?
– Ага! Здорово!
– Хе‑хе, Михайла, как я тебя! А?
– Притворялся? – понял Мишка. – Знаешь, как это называется?
– Не‑а!
– Мордой об стол!
– Ха‑ха‑ха, го‑го‑го, Афоня! Вот такого лица, ха‑ха‑ха, ты еще… ты еще не видел!
– Которое, го‑го‑го, об стол?
– Ага! Ха‑ха‑ха, и об лавку тоже!
Проезжающий мимо ратник придержал коня:
– Чего ржете, мужики?
– Губан, ха‑ха‑ха, у тебя… ха‑ха‑ха, случайно стола… с собой нету?
– Чего?
– Го‑го‑го, а лавки?
– Гы‑гы‑гы, чего… ржете‑то?
– А ты, ха‑ха‑ха… чего?
– Не… гы‑гы‑гы… не знаю.
– И мы, ха‑ха‑ха, не знаем… но без, ха‑ха‑ха, но без стола – никак!
Глава 4
Конец марта 1125 года. Дорога в Ратное
Мишка проснулся, как от толчка. Рядом в санях храпел и постанывал Афоня, еще дальше, на толстом слое лапника, завернувшись в облезлую медвежью шкуру, сопел с присвистом Илья. Мишка попытался определить, что же его разбудило. Нога практически не беспокоила, к Афониному храпу он притерпелся, других шумов вроде бы не было. Огромный стан, в котором расположилось несколько сот человек, с вечера угомониться не мог очень долго. Где‑то плакали дети, кто‑то на ночь глядя вдруг решил, что припас мало дров, и стучал топором, потом чего‑то испугались лошади, потом еще что‑то случилось. Большое сборище людей и животных всегда успокаивается очень медленно, то и дело оживляясь локальными очагами шумов и беспокойства.
Сейчас над станом стояла тишина, костры слабо тлели, морозец ощутимо усилился, похоже, дело шло к утру. Что же все‑таки его разбудило? Мишка еще раз окинул взглядом все пространство, открывающееся ему из лежачего положения, и уже надумал сесть в санях, как уловил краем глаза какое‑то движение. От ствола одного из деревьев отделилась белесая тень и, пробежав несколько шагов в сторону дремлющего у костра часового, припала к снегу.
«Маскхалат, бесшумное движение, явное намерение снять часового. Привидение или чей‑то спецназ пожаловал? Вижу только одного, помогут быть и другие, если, конечно, спецназ».
– Илья! – позвал Мишка шепотом. – Илья, проснись.
– Да не сплю я, – так же шепотом отозвался обозник. – Что случилось?
– В стане чужие, к страже подбирается кто‑то.
– Не показалось?
– Нет, я его и сейчас вижу. До самострела моего, не поднимаясь, дотянуться можешь?
– Могу, может, шумнуть?
– А стрелу словить не боишься? Взводи самострел и незаметно подай мне.
– Как его лежа‑то?
– Упри в сани, сам на бок повернись, чтобы колено вверх не торчало.
– Сейчас. – Илья деятельно заворочался, впрочем, почти бесшумно.