Рынок как экономическая категория

1. Понятие рынка.В экономической теории рынок –это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

– функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

– стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

– учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

– посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда.

2. Структура и инфраструктура рынка.Рынок – сложное экономическое явление. Он имеет определенную структуру, т. е. внутреннее строение. Чтобы его лучше понять и объяснить, используют различные классификации.

В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

– совершенной конкуренции (идеальный рынок);

– несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих:

– реализацию интересов участников рыночных отношений;

– благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка;

– юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности;

– регулирование деловой активности на рынке.

3. Границы развития рынка.Уровень, темп и границы развития рыночных отношении зависят от выгодности обмена для его участников. Этот механизм объясняют теорема обмена А. Смита и теорема границ рынка Р. Коуза.

Суть теоремы А. Смита заключается в том, что рыночный обмен выгоден и продавцам, и покупателям и поэтому вызывает углубление разделения труда и специализацию производства. В итоге растут объемы производства и снижаются издержки на изготовление продукции, т. е. увеличивается производительность труда.

Одновременно с этим растут затраты на продажу произведенных товаров, их транспортировку, сохранность, обслуживание денежных расчетов и т. д. Следовательно, рынок расширяется до тех пор, пока рост затрат на обращение не превысит экономию от увеличения масштабов производства.

Теорема Р. Коуза, разработанная через два века после теоремы А. Смита, дополняет характеристику границ рынка показателем урегулированности отношений собственности: если они урегулированы законом, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства и рынок растет по принципам А. Смита, но если правовая база хозяйственных отношений слаба, то государство вынуждено вмешиваться в дела бизнеса, быть арбитром в спорах. Для фирм это оборачивается увеличением риска сделок, ростом издержек на судебные иски, содержание адвокатов, проведение экспертиз и т. д. В результате бизнесмены уходят в тень, обзаводятся криминальными «крышами», пытаясь защититься от роста таких затрат, и как следствие рынок перестает расширяться.

4. Экономические и исторические условия возникновения рынка:

Общественное разделение труда. Опыт показал, что ни один человек, в каком бы обществе он ни находился, не может обеспечить себя всеми существующими экономическими благами.

Обособленность субъектов рынка с экономической точки зрения. Сущность рынка состоят в том, что каждый производитель сам решает, что производить, сколько, кому и по какой цене реализовывать свою продукцию.

Условием возникновения рынка является решение проблем в сфере трансакционных издержек. Речь идет об издержках при обмене, т. е. о тех, которые связаны с передачей права собственности. Сюда можно отнести затраты на получение разрешений на занятие тем или иным видом деятельности, расходы на поиск необходимых сведений, проведение переговоров и т.д. Если в сумме данные затраты оказываются выше, нежели доход, который планируется получить, то рынок данной группы товаров не сможет существовать.

Свободные обменные операции с ресурсами дают возможность свободно формировать цены

5. К преимуществам рынка относится:

- эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

- гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям;

- оптимальное использование результатов научно-технического прогресса;

- свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Негативные стороны:

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

- не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования;

- не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение;

- не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

- подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Спрос и его функция. Чтобы построить чёткую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.

Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке по данной цене.

Различают индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Если индивидуальный спрос отражает платежеспособную потребность отдельного покупателя, то совокупный спрос характеризует общий объём товаров и услуг, на который может быть предъявлен спрос, т. е. суммарную потребность государства, предприятий, граждан, представленную на рынке в денежной форме.

Величина спроса зависит от ряда факторов: цена товара; цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; денежные доходы покупателей; вкусы и предпочтения людей; потребительские ожидания; общее число покупателей; накопленное имущество людей. Основной фактор спроса – цена товара.

Функцию спроса можно представить также в виде графика. Соединение между собой точек на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса.

2. Предложение и его функция. Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке по данной цене.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах. Но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения – это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество данного товара.

Как и спрос, предложение зависит от ряда факторов: цена товара; цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; наличие производственных ресурсов; применяемая технология (время); налоги и дотации у производителей; число продавцов. Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена.

Функцию предложения также можно задать с помощью таблицы, которую легко перевести в график. Соединение точек на графике позволяет построить кривую предложения, которая имеет восходящий вид.

3. Рыночное равновесие. Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются.

Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Это ситуация, когда производители и потребители полностью реализуют свои интересы на рынке и не стремятся их улучшить.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена – цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся).

Равновесный объём – объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

Основная функция равновесной цены – нормирующая. Она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.

Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.

4. Экономический закон спроса и предложения. Обратная зависимость между ценой и покупаемым количеством товара называется законом спроса, который, как и все другие экономические законы, не носит абсолютного характера и проявляется лишь в массовом порядке. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях меньше количество товара будет куплено потребителями. И, наоборот, при снижении цены количество продаж возрастет.

Закон спроса имеет исключение: его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления. В экономической теории их принято называть товарами Гиффена, по имени английского исследователя XIX в.

Проявление действия закона спроса осложнено также:

– эффектом престижного потребления (эффект Веблена), когда люди специально покупают дорогие товары, чтобы выделиться среди остальных;

– ажиотажным спросом на дефицитные товары и др.

Согласно закону предложения, между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т.е. величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких. Если спрос на данный товар повышается, он становится более редким, и его цена повышается. При падении спроса цена на товар снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара, и его предложение уменьшится.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Действие закона спроса во взаимосвязи с предложением часто называют законом спроса и предложения. Он окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

5. Изменение спроса и предложения. Если меняется цена, то спрос и предложение не изменяются, а лишь растут или убывают, перемещаясь по кривой в новое положение.

На спрос и предложение, помимо цены, влияют и другие факторы. В случае изменения остальных факторов спрос и предложение изменяются, что находит выражение в сдвиге кривых вправо или влево.

Наши рекомендации