Финансовый рынок как экономическая категория, его структура

Финансовый рынок как экономическая категория, его структура

Начиная с 90х годов 20 века, с момента рыночных преобразований, в РФ резко растет роль денег, они стали реальным объектом купли-продажи, что привело к возникновению нового сектора рыночного хозяйства, кот. обслуживает огромный оборот денежных средств, кредитных ресурсов, ценных бумаг.

Появилось и прочно вошло в оборот понятие финансовый рынок (ФР).

ФР – совокупность экономических рыночных отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, перераспределение временно свободных денежных средств государства, населения и хоз. субъектов.

Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru ФР
Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru РЦБ   Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Р. Ссуд и Капиталов
Р. акций Р. долговых ц.б.   Денежный р. Кредитный р.

Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru

Р. производных ц.б. и инструментов

РЦБ – отношения по поводу выпуска и обращения ц.б. м/у его участниками. Он охватывает две группы экономических отношений, отношений собственности и с др. стороны отношения займа, кот. отражаются через выпуск спец. ц.б.

Рынок акций. Выражает отношения совладения, на нем обращаются долевые ц.б.

В состав РЦБ, опосредывающих кредитные отношения, входят долговые обязательства: облигации, векселя, депозитные сертификаты.

Рынок производных фондовых ценностей:

  • Конвертируемые акции (всегда привилегированные)
  • Конвертируемы облигации
  • Опцион эмитента
  • Варранты
  • Опционы
  • Фьючерсы
  • Российские депозитарные расписки (РДР)
  • Свопы

Р ссудного капитала представляет собой совокупность денежных отношений, направленных на мобилизацию свободных денежных средств и предоставляющих их в ссуду в системе фин. рынка.

Рынок долговых обязательств тесно переплетается с кредитным и денежным рынками. Кредитный р. перераспределяет временно свободные в хоз-е денежные средства и создает новые денежные ресурсы с помощью банковских кредитов, предоставляемых на возвратной основе. КБ оптимизировали движение на кредитном рынке привлечением больших объемов средств населения, поэтому в рамках кредитного р. сформировался р. депозитных сертификатов.

Денежный р. - рынок платежных средств, включающий налично-денежный и безналичный платежный оборот

На нем обращаются краткосрочные ценные бумаг со сроком обращения до 1 года (коммерческие бумаги, банковские векселя, краткосрочные сертификаты, чеки и тд.).

Органы регулирования на РЦБ

Регулирования участников р. м.б. внутренним и внешним:

  • Внутреннее регулирование – подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам – устав, правила и др. внутренние нормативные акты, определяющие деятельность этой организации в целом, ее подразделений и работников.
  • Внешнее – подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, др. организаций, международным соглашениям.

Прямая форма гос. управления осуществляется:



  • установление обязательных требований для всех уч. РЦБ
  • регистрация участников рынка и ц.б.
  • лицензирование проф. участников
  • обеспечение гласности и равной информированности всех уч. р.
  • поддержка правопорядка на рынке

Косвенная форма регулирования (экономическая):

  • система налогообложения
  • денежная политика
  • государственные капиталы (Бюджет – профицит или дефицит, внебюджетные фонды и т.д.)
  • государственная собственность ресурсы (ГУПы, земля, недра и т.д.)

Прямое регулирование большинства уч. р. входит в компетенцию ФСФР.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.

Ключевыми задачами работы Федеральной службы по финансовым рынкам являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков.

Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

Основные направления деятельности:

  • Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
  • Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.
  • Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
  • Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

До внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР России возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Организация деятельности ФСФР России

Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает руководителя и заместителей руководителя службы. Глава ФСФР России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 мая 2007 года № 574-р руководителем службы назначен Миловидов Владимир Дмитриевич.

В составе ФСФР России 9 управлений по основным направлениям деятельности:

  • Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями
  • Управление регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке
  • Управление эмиссионных ценных бумаг
  • Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг
  • Управление общественных связей, взаимодействия и координации
  • Юридическое управление
  • Управление делами
  • Управление финансово-экономического обеспечения, учета и отчетности
  • Управление административно-технического обеспечения

Работу управлений координирует и контролирует руководитель службы Миловидов Владимир Дмитриевич и четыре заместителя руководителя Стрельцов Владислав Юрьевич, Харламов Сергей Константинович, Хулхачиев Бембя Викторович и Гусаков Владимир Анатольевич. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФСФР России переданы 14 региональных отделений упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.

История создания

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) образована согласно Указу Президента России В.В. Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" №314 от 9 марта 2004 года. ФСФР России переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности ФСФР России определены в Постановлении Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года и Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №317 от 30 июня 2004 год

Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов РЦБ сроится на основе предусмотренного законодательством обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам РЦБ всех органов гос. власти и управления применяемых ими в своей компетенции с ФСФР. К ним относятся:

  1. МФ – министерство в составе правительства, в его функции входит:

· регистрация выпуска ц.б. субъектов федерации и орг. местного самоуправлений

· осуществлений выпуска гос. ц.б. и регулирование их обращения

  1. ЦБ РФ – федеральный орган:

· регистрирует выпуск ценных бумаг кредитных организаций

· осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными орг. операций на открытом рынке ломбардного кредитования, РЕПО и переучету векселей

· регулирует деятельность клиринговых орг. и орг. проводящих безналичные расчеты по сделкам с ц.б.

  1. ФАС:

· определяет порядок признания юр. лиц контролирующими друг друга

· согласовывает приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций обеспечивающих более 50% голосов акционеров

· согласовывает создание холдингов, ФПГ и пр. объединений

· контроль рекламной деятельности в обл. ц.б. с целью защиты прав интересов инвесторов и обеспечения добросовестной конкуренции

  1. ФНС:

· регулирует порядок налогообложения операций с ц.б., дивидендов, %, курсовых разниц через установленные в законодательном порядке объекты, ставки, льготы по налогам

· ведет реестр по согласованию с МФ РФ п/п и налогоплательщиков

Часть функций по регулированию РЦБ м. принадлежать СРО.

Понятие эмиссии ц.б.

Эмиссия ц.б. – установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ц.б. Она предполагает выпуск в обращение акц. и обл. и др. фин. инструментов, осуществляемый АО в процессе:

  • учреждения
  • при увеличении их уставного каптала
  • при привлечении дополнительных фин. ресурсов

Основные этапы эмиссии ц.б.

В соответствии с ФЗ о РЦБ процедура эмиссии состоит из следующих этапов:

1. Принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ц.б. При учреждении АО решение принимается учредителем, при доп. выпуске акц. – общим собранием акционеров или советом директоров.

2. Утверждение решения о выпуске эмиссионных ц.б. (объем, тип, вид и т.д.).

3. Гос. регистрация выпуска эмиссионных ц.б. Суть ее состоит в официальной фиксации обязательств эмитента для того чтобы эмитент не мог в последствии изменить условия выпуска. Ответственность за полноту и достоверность инф. в предоставленных документах на регистрацию возложена на эмитентов и должностных лиц органов управления эмитента.

4. Размещение эмиссионных ц.б. – отчуждение ц.б. эмитента первым владельцем путем закрепления гражданско-правовых сделок. Размещение м. осущ-ся следующим путем:

· распределение среди учредителей АО при его учреждении

· распределение среди акционеров АО, т.е. доп. акции размещаются среди прежних владельцев пропорционально имеющимся пакетам

5. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ц.б. Эмитент предоставляет отчет, в кот. указывается:

· Дата окончания и начала размещения

· Фактическая цена размещения

· Количество размещенных ц.б.

· Общий объем поступлений

Регистрирующий орган в 2х недельный срок регистрирует отчет, либо приостанавливает эмиссию, либо признает ее недобросовестной, либо аннулирует. Эмитент обязан закончить размещение по истечению 1 года со времени начала эмиссии. Выпуск акц. признается состоявшимся, если размещено не менее 75% от объемов эмиссии.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Саморегулирование на РЦБ

Известны 2е основные модели регулирования р.ц.б.:

  1. Регулирование р. преимущественно сосредотачивается в гос. органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю и установлению правил передается государством СРО.
  2. Максимально возможный объем полномочий у СРО, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования при том, что гос. сохраняет за собой основные контролирующие позиции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.

Саморегулирующие организации (СРО)

- добровольные объединения проф. уч. РЦБ, действующих в соответствии с ФЗ о РЦБ и функционируя на принципах некоммерческих организаций. СРО учреждаются на добровольной основе проф. уч. в след. целях:

  • обеспечение условий проф. деятельности уч. РЦБ
  • соблюдение проф. этики на РЦБ
  • защита интересов владельцев ц.б., именных клиентов, проф. участников РЦБ, являющихся членами СРО
  • установление правил и стандартов проведения операций с ц.б. и обеспечение эф. деятельности на РЦБ

Саморегулируемые организации имеют право:

  • получать информацию но результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном ФКЦБ;
  • разрабатывать в соответствии с Законом о РЦБ правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своих членов и вести контроль за их соблюдением;
  • в соответствии с квалификационными требованиями ФКЦБ разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты

НАУФОР – национальная орг. участ. фондового рынка – объединяет проф. уч. осущ-х след. виды деят-ти: брокерскую, дилерскую, и по управлению ц.б.

ПАРТАД – проф. ассоц. регистраторов, трансфертных агентов и депозитариев.

НЛУ - проф. лига управляющих – объед-т уч., имеющих лицензию в качестве управляющих компаний коллективных форм инвестирования.

ПУРФРУР – проф. уч. фондового р. уральского региона.

Финансовый рынок как экономическая категория, его структура

Начиная с 90х годов 20 века, с момента рыночных преобразований, в РФ резко растет роль денег, они стали реальным объектом купли-продажи, что привело к возникновению нового сектора рыночного хозяйства, кот. обслуживает огромный оборот денежных средств, кредитных ресурсов, ценных бумаг.

Появилось и прочно вошло в оборот понятие финансовый рынок (ФР).

ФР – совокупность экономических рыночных отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, перераспределение временно свободных денежных средств государства, населения и хоз. субъектов.

Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru ФР
Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru РЦБ   Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Р. Ссуд и Капиталов
Р. акций Р. долговых ц.б.   Денежный р. Кредитный р.

Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru Финансовый рынок как экономическая категория, его структура - student2.ru

Р. производных ц.б. и инструментов

РЦБ – отношения по поводу выпуска и обращения ц.б. м/у его участниками. Он охватывает две группы экономических отношений, отношений собственности и с др. стороны отношения займа, кот. отражаются через выпуск спец. ц.б.

Рынок акций. Выражает отношения совладения, на нем обращаются долевые ц.б.

В состав РЦБ, опосредывающих кредитные отношения, входят долговые обязательства: облигации, векселя, депозитные сертификаты.

Рынок производных фондовых ценностей:

  • Конвертируемые акции (всегда привилегированные)
  • Конвертируемы облигации
  • Опцион эмитента
  • Варранты
  • Опционы
  • Фьючерсы
  • Российские депозитарные расписки (РДР)
  • Свопы

Р ссудного капитала представляет собой совокупность денежных отношений, направленных на мобилизацию свободных денежных средств и предоставляющих их в ссуду в системе фин. рынка.

Рынок долговых обязательств тесно переплетается с кредитным и денежным рынками. Кредитный р. перераспределяет временно свободные в хоз-е денежные средства и создает новые денежные ресурсы с помощью банковских кредитов, предоставляемых на возвратной основе. КБ оптимизировали движение на кредитном рынке привлечением больших объемов средств населения, поэтому в рамках кредитного р. сформировался р. депозитных сертификатов.

Денежный р. - рынок платежных средств, включающий налично-денежный и безналичный платежный оборот

На нем обращаются краткосрочные ценные бумаг со сроком обращения до 1 года (коммерческие бумаги, банковские векселя, краткосрочные сертификаты, чеки и тд.).

Наши рекомендации