Упрощенная система налогообложения
В Республике Беларусь упрощенную систему налогообложения не вправе применять:
1. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся:
· производством подакцизных товаров;
· производством и (или) реализацией ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
· игорным бизнесом;
· лотерейной деятельностью;
· туристической деятельностью;
· профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;
· деятельностью в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;
· деятельностью в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;
· деятельностью по организации и проведению электронных интерактивных игр.
2. Организации, осуществляющие:
· риэлтерскую деятельность;
· страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, страховые брокеры, объединения страховщиков);
· банковскую деятельность (банки и небанковские кредитно-финансовые организации).
3. Организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
4. Индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Плательщиками налога при упрощенной системе признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на такую систему и применяющие ее в установленном порядке.
Перейти на применение упрощенной системы вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 3 090 150 000 бел. р.
Размеры валовой выручки ежегодно индексируются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год», если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
Уплата налога при упрощенной системе:
· заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты;
· не освобождает республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, от перечисления в соответствии с законодательством части прибыли (дохода) в республиканский и (или) местные бюджеты.
При применении упрощенной системы сохраняется общий порядок уплаты:
· налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
· государственной пошлины;
· патентных пошлин;
· консульского сбора;
· сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
· оффшорного сбора;
· гербового сбора;
· налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг, при условии ведения раздельного учета выручки (дохода) и затрат по реализации (погашению) ценных бумаг и выручки (дохода) и затрат по другим видам деятельности. При отсутствии раздельного учета выручка от реализации (погашения) ценных бумаг включается в налоговую базу для исчисления и уплаты налога при упрощенной системе;
· обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
· налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 177 200 000 бел. р.;
· налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности;
· платежей за землю и налога на недвижимость для некоммерческих организаций.
Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности.
Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от прочих операций.
В валовую выручку не включается выручка от продажи иностранной валюты.
Определение валовой выручки организациями и индивидуальными предпринимателями, ведущими учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством, производится по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав.
Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 177 200 000 белорусских рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой, определяемой в соответствии с законодательством, и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.
Покупная стоимость товаров определяется как цена их приобретения (договорная цена), увеличенная на фактические затраты по приобретению (таможенные пошлины и таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение) при условии их документального подтверждения.
Стоимость товаров в остатках на конец отчетного периода может определяться на основании данных инвентаризации.
Если выбытие товаров не связано с реализацией (недостача товаров, их порча, конфискация, уничтожение в результате пожара, аварии, стихийного бедствия, дорожно-транспортного происшествия), производится соответствующее уменьшение покупной стоимости.
Ставка налога при упрощенной системе устанавливается:
1) в размере 5% — для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
2) на уровне 3% — для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;
3) в размере 3% —для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
Организации и индивидуальные предприниматели вправе применять различные ставки налога при упрощенной системе на основании данных раздельного учета.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетным периодом является:
· календарный квартал — для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость либо с уплатой налога на добавленную стоимость ежемесячно.
Сумма налога при упрощенной системе определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налог при упрощенной системе исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.
Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в году, в котором они начинают применять эту систему. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1-го октября по 30-е ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение указанной системы, представить в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, о численности работников организации в среднем за этот период, а также о выбранной налоговой базе.
Выбранная организациями и индивидуальными предпринимателями налоговая база не может быть изменена в течение календарного года.
Форма заявления о переходе на упрощенную систему устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы прекращается и они осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:
· численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 100 человек;
· валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 3 090 150 000 бел. р.;
· ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы. При этом организации и индивидуальные предприниматели обязаны проинформировать о своем решении налоговые органы не позднее, чем за 15 дней до начала следующего отчетного периода [8].