Ответственность по договору поставки
Ст. 523 – существенное нарушение дает возможность использования неюрисдикционного прекращения. Презумпция существенности относительно прямо перечисленных в этой статье нарушений. Снимается обязанность по доказыванию существенности.
В ситуациях, которые не упомянуты в 523, остается общее правило.
Особые правила исчисления убытков, закрепленные в ст. 524 ГК. Можно исчислять убытки конкретным способом (п. 1 и 2) и абстрактным.
Конкретный способ:
20 пальм по 10 рублей, продавец свои обязанности не исполняет, покупатель отказывается от договора. Покупатель вынужден заключить с другим продавцом за 15 рублей штука.
Конкретные убытки для покупателя будут составлять разницу между сделкой, заключенной взамен и сделкой расторгнутой (100 рублей).
Конкретные убытки для продавца.
Тот же вариант, но покупатель не оплачивает товар, продавец отказывается от договора. Продавец вынужден заключить договор с другим покупателем по 5 рублей за штуку.
Конкретные убытки для продавца – разница между ценой расторгнутой сделки и сделки, заключенной взамен.
Для исчисления конкретных убытков обязательно заключение конкретной сделки.
Исчисление убытков абстрактным способом (нет заменяющей сделки).
Убытки = разница между текущей ценой и ценой расторгнутого договора.
Также непонятно, почему эти правила применяются только к договору поставки! Правила 524 также планируют перенести в Общую часть.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд.
Особые источники регулирования:
Ст. 525: первое место – предписание п. 4 главы 30, а потом уровень специального законодательства.
ФЗ «О размещении заказов на поставки, выполнении работ, оказании услуг для государственных и государственных нужд» № 94 – главный среди специальных
ФЗ «О государственном материальном резерве»
ФЗ «О государственном оборонном заказе»
ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»
ФЗ «О закупках и поставках с/х сырья и продовольствия для государственных нужд»
+ применяются в части не противоречащей всему перечисленному правила параграфа 3 главы 30 + предписания параграфа 1 главы 30 + с учетом особого порядка финансирования в части регулирования объемов бюджетных обязательств к этим отношения применяются положения Бюджетного кодекса и принятые в его развитие подзаконные НПА.
Цель.
ФЗ № 94
Статья 3. Государственные нужды и муниципальные нужды
1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
2. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
К государственным и муниципальным нуждам приравниваются нужды государственных и муниципальных учреждений.
Обязательная правовая форма, опосредующая эти отношения, является государственный контракт. Он представляет собой разновидность договора поставки
Ст. 526
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Эта правовая форма характеризуется спецификой субъектного состава: поставщик и государственный (муниципальный) заказчик.
Поставщик: по общему правилу – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Применительно к отдельным формам размещения заказов закон может устанавливать применительно к фигуре поставщика специальные требования.
Заказчик: ст. 4 закона № 94. П. 1 ст. 9 этого ФЗ устанавливает, что госконтракт заключается от имени РФ или субъекта РФ, соответственно муниципальный контракт – от имени муниципального образования. Стороной договора является соответствующее публично-правовое образование.
Структура контракта может усложняться за счет фигуры получателя, которая ничем не отличается от фигуры получателя в традиционном договоре купли-продажи. Получатель может быть прямо указан в контракте, либо в отгрузочной разнарядке.
Особенность госконтракта состоит в том числе в специфике его заключения: он может быть заключен только на основании размещения заказа. ФЗ 94 предусматривает различные способы размещения: торги в форме конкурса/аукциона, запросы котировок, размещение заказов у единственного поставщика, либо размещение заказа на поставки биржевых товаров. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, а для поставщиков, по общему правилу, не является обязательным.
Содержание госконтракта:
Существенные условия:
· Предмет
· Срок
· П. 10 ст. 9 ФЗ 94 – условие об ответственности поставщика за исполнение или ненадлежащее исполнение
· П. 12 ст. 9 ФЗ 94 – условие о порядке осуществления заказчиком приемки
Права и обязанности сторон:
Права и обязанности сторон такие же, как и в классической схеме.
3 схемы поставки для государственных и муниципальных нужд:
· Госконтракт. Товары нужны непосредственно заказчику.
· Госконтракт + отгрузочная разнарядка (госзаказчик и поставщик, при этом обязанность по передаче осуществляется поставщиком в адрес получателя, оплата на госзаказчике). Потребность в товарах есть у подчиненных субъектов.
· Госконтрат + договор на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд (есть госконтракт между заказчиком и поставщиком, при этом одной из обязанностей поставщика является заключение договора о поставке государственных и муниципальных нужд с покупателем). Необходимо связать покупателя с поставщиком договорными отношениями, чтобы у покупателя было право требования к заказчику.
Интерес у госзаказчика может быть различным и каждая из трех схем отражает соответствующий интерес.