Оспаривание сделок предпочтения

1. Сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в частности при наличии одного из следующих условий:

сделка направлена на обеспечение исполнения обязательства должника или третьего лица перед отдельным кредитором, возникшего до совершения оспариваемой сделки;

сделка привела или может привести к изменению очередности удовлетворения требований кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки и др..

2. Сделка, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

3. Сделка, указанная в пункте 1 настоящей статьи и совершенная должником в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, может быть признана арбитражным судом недействительной, если в наличии имеются условия, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 настоящей статьи, или если установлено, что кредитору или иному лицу, в отношении которого совершена такая сделка, было известно о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества либо об обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества.

Предполагается, что заинтересованное лицо знало о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества, если не доказано обратное.

79. Антимонопольное законодательство. Объект (предмет) регулирования антимонопольного законодательства. Цель и метод правового регулирования, предусмотренного антимонопольным законодательством.

1. Конституция РФ: гарантирует добросовестную конкуренцию и защиту от монополистической деятельности.

2. ФЗ «О защите конкуренции». Цель - обеспечение единства эконом. пространства, свобода перемещения товаров, свобода экон. деятельности, создание условий для эффективного занятия предприн. деятельностью. Деятельность специально уполномоч. Органом, который создан для недопущения монополист. Деят-ти и недобросовестной конкуренции.

3. Другие ФЗ «Об электроэнергенитке», ФЗ «О естественных монополиях» регулирует естественные монополии.

4. Постан. Пр-ва.

5. Постан. Пленума

Предмет: О наличии конкуренции можно говорить в различных сферах – это состязательность в достижении одной цели- в предприн. деят-ти, это соперничество между хозяйствующими субъектами, за завладением рынка, товаров и услуг. В результате происходит отбор результативных субъектов и неспособных.

Конкуренция позволяет избежать застоя экономики. Конкуренция – двигатель экономики, двигатель прогресса. Как следствие конкуренции – монополия. Монополия с эконом. позиции составляет конкуренцию рынка на котором один поставщик – хозяйствующий субъект, осуществляет диктат над другими путем установления монопольно высокой, низкой цены.

Монополия – исключительное право на определенные действия или что то иное. Такое право может быть предоставлено государством определенному субъекту на опред. деят-ть. Монополия – централизация капитала в руках 1, если двух – олигополия.

Виды, по природе возникновения:

- искусственная – созданная государством (производство спиртного):

а) легальная

б) нелегальная

- естественная – это объективное состояние рынка которая в другом состоянии невозможна, так как затратно и нецелесообразно (ж/д транспорт, газ, нефть).

Конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция создает определенное состояние отношений на рынке того или иного товара.

Цель регулирования – защита состояний, которые позволяют существовать конкуренции.

Метод– запрет хозяйствующим субъектам заниматься монополистической деятельностью и недобр. Конкур., а гос. органам – принимать акты, ограничивающие конкуренцию.

80. Государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (название органа, функции и полномочия). Права работников антимонопольных органов.

Гос. орган – Федеральная антимонопольная служба (ФАС), подчиняется Правительству. В субъектах – тер. Управления по Том. Области, которая входит в ФАС, но не входит в ОГВ суб. РФ.

Функции:

– гос. контроль за соблюдением антимон. З-ва ОГВ, ОМС, ФЛ.;

- выявлен. Наруш. Антимон. З-ва;

- привлечение к отв-ти нарушителей;

- предупрежд. Мон. Деят-ти и небросов. Конкур;

- осущ. гос. контроля за экономической централизацией концентрацией на тов-х и фин. Рынках.

Полномочия:

– возбуждать и рассматр. Дела о наруш атимон. З-ва;

- выдавать обязат. предпис.;

- обращаться в суд.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном

При осуществлении контроля за соблюдением антимон. з-ва работники антимон. органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимон. органа о проведении проверки соблюдения антимон. З-ва имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМС, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации для получения необходимых антимон. органу документов и информации.

81. Понятие правовой конструкции «группа лиц» по антимонопольному законодательству. Цель и правовые последствия установления группы лиц.

Группой лицпризнается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акц (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

2) такое юридическое лицо,ф.л. осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

9) избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

10) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

11) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

14) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей части основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей части основанию;

15) хозяйственное общество (товарищество), физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 14 настоящей части признаков входят в одну группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акц (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

Цель и правовые последствия установления группы лиц –гос. контроль за соблюд. «группой лиц» антимон. З-ва , постановка их на учёт и наблюдение за ними.

82. . Понятие правовой конструкции «доминирующие положения» по антимонопольному законодательству и ее правовое значение. Механизм включения хозяйствующих субъектов в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Доминирующее положение - положение ХС или нескольких ХС на рынке определенного товара, дающее такому ХС или таким ХС возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других ХС, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим ХС.

Доминирующим признается положение ХС (за исключением фин. организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, но может допускаться если положение будет признано не доминирующим в ходе контроля;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого ХС установлено антимонопольным органом.

Не м.б. признано доминирующим положение ХС, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% (есть исключения).

Доминирующим признается положение каждого ХС из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех ХС, доля каждого из которых больше долей других ХС на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов,

2) в течение длительного периода относительные размеры долей ХС, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый ХС товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается положение ХС - субъекта естественной монополии на товарном рынке

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%,если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:

1) ХС имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;

2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;

3) реализуемый или приобретаемый ХС товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

4) изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Основания включения в реестр: -результаты состояния конкуренции на рынке проведенные ФАС; - результаты анализа рассмотренных дел о нарушении антимоноп. З-ва; - результаты анализа рассмотр. ФАС ходатайств о дачи согласия на совершение сделок при контроле за экономической концентрацией; - заявления самих ХС; решение суда о включении ХС в реестр.

Решения о включении в реестр м.б. оспорены. Если ХС не включен в реестр, это не означает, что он м.б. признан субъектом, занимающим доминирующее положение.

83. Понятие и формы монополистической деятельности.

Монополист. деят-ть – стремление хозяйствующего субъекта к созданию для себя привилегированного положения, воплощаемые ими в совершении действий, направленных на недопущение конкуренции на товарном рынке.

Монополис. деят-сть - злоупотребление ХС, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Субъекты – ХС (коммерч. Организации, ИП, некоммер. Организации- которые приносят доход группе лиц) .

Формы:

– злоупотребл. доминир. положением; Субъекту, признанному таковым запрещается совершать действия, результатом которых является недопущение или ограничение конкуренции, ущемление интересов других лиц и иное, что позволяет характеризовать злоупотребление доминирующим положением. ХС должен доказать, что отсутствуют последствия доминирующего положения. Институт допустимости доминирующего положения возможен при совокупности условий: такие действия не устраняют конкуренцию; такие действия направлены на повышение технического прогресса и конкуренции россий. товаров на мировом.

ХС вправе предоставить доказательства допустимости, если не предоставит, то будет признано злоупотребление доминирующим положением.

- соглашения и согласованные действия. Запрещаются соглашения между ХС или согласованные действия (соглашения и согласованные действия разные вещи, соглашения - это договорённость ХС в устн., писм. Форме, согласованные действия – это действия, которые удовлетворяют интересам каждого субъекта и которые были известны субъектам заранее). Признаки согласованных действий: предсказуемость и информационный обмен сторон) ХС на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и др. 4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками;5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим ХС;9) установлению не выгодных условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Предусмотренные частью 1 настоящей статьи запреты не распространяются на "вертикальные" соглашения. Запрещаются "вертикальные" соглашения между ХС если:1) могут привести к установлению цены перепродажи товара;2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар ХС - конкурента для продажи. 3. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям

-Запрещается координация экономической деятельности ХС, если такая координация приводит или может привести к последствиям - ограничение конкуренции.

84. Запрет хозяйствующему субъекту злоупотреблять своим доминирующим положением на товарном рынке. Формы (способы) злоупотребления доминирующим положением.

Наши рекомендации