Розничная купля-продажа. Источники правового регулирования: Пар
Источники правового регулирования:
- Пар. 2 гл.30 ГК
- Закон «О защите прав потребителей» 1992 года.
- Постановление Правительства 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…».
- Постановление Правительства 2007 года №612 «О продаже дистанционным способом…».
- Постановление Правительства 1997 года №917 «Продажа товаров по образцам».
- Куча правил продажи товаров, н-р:
- Постановление Правительства 1998 года №569 «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами».
- Судебная практика
- Постановление Пленума ВС «О практике дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 года №7. В 2013 г. принято новое: от 28.06.12 №17 - отменило №7. По содержанию они разные, но некоторые разъяснения еще актуальны.
Основной смысл №7: соотношение ГК и иных НПА в этой сфере. Часто ГК и Потребители не совпадают. П.1-2 разъясняют эти вопросы. Закон "О защите прав потребителей" действует, когда покупатель - гражданин, приобр товары для личных бытовых нужд, а продавец - предприниматель; 1) когда его применение прямо предусмотрено ГК, 2) когда закон о защите даже при отсутствие специальных отсылок конкретизирует общие нормы ГК, 3) если ГК вообще не регулирует соответствующих отношений, 4) закон содержит иные правила чем ГК, когда это прямо допускается ГК.
Обзор ВС "О ЗПП" от 01.02.2012 г.
- Постановление Пленума ВС от 20.12.1994 года №10 О компенсации морального вреда.
- Разъяснение органов власти. Приказ Министерства по антимонопольной политике Приказ №160 т 28.05.1998 года.
В таких актах к-п необоснованно смешивается с оказанием услуг. Пост. Пр-ва 1997 г. №10-36– правила оказания услуг общественного питания. Это купля-продажа.
Понятие и элементы
Определение – п.1 ст.492
Статья 492. Договор розничной купли-продажи
1. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (розничный продавец), обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Характеристики:
- возмездность
- заключен с момента заключения соглашения (консенсуален). Но есть специфика.
- обязательства носят встречный характер (договор взаимный).
- п.2 ст.492 – особенность. Он во всех случаях публичный (!!!) как правило, д-р присоединения.
Элементы договора:
· Стороны. Спец. требования только к продавцу: 1) только предприниматель (ИП, комм. орг, в нашем учебнике - еще и некомм, к-й разр. комм. д-ть), 2) продавец должен быть именно розничным продавцом. Что такое продажа в розницу? Этот вопрос спорный. Есть определение розничной торговли в специальном законе: «розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Вывод: понятие розницы зак-ль связал искл. с непредприн. целями. Непонятно, зачем в ст.492 есть специальное упоминание о розничном продавце наравне с непредпринимательскими целями. По существу это определение не работает, розницу не объясняет. Пример: в магазине приобретается товар не для личных целей. Постановление Пленума ВАС №18 1997 года "По поставке" в п.5 говорит, что если покупатель, организация или гражданин-предприниматель приобретает товары для обеспечения его деятельности (орг. техника и т.д.) – это не предпринимательские и не личные цели. Пленум говорит, что к такому договору с неличными целями применяются нормы о розничной к-п, если приобр. у розничного продавца. Даже КС №2-П от 2001 года сказал, что понятие "продажа товара в розницу" юр. не определено. Доктрина говорит разное: 1) возможность поштучной продажи (с какого кол-ва заканчивается розница и начинается опт? в законе нет критерия), 2) наличие особых торговых объектов, кудаможет обратиться любой и в которых установлены равные условия для всех покупателей(н-р Metro).Торговые объекты – есть определение в ст.2 ФЗ "О гос. рег-ии торговой д-ти". Однако и данный признак не всегда работает. Может быть разносная торговля без торгового объекта. Есть офис или сайт, где предлагается товар по описанию и определенной цене. Это розница? Организация покупает 1 комплект мебели, но в офисе мебельной фирмы по каталогу - не ясно. У нас учебник: сделка в торговом зале на общих основаниях в порядке очереди тяготеет к рознице, а реализация со склада в инд. порядке имеет больше сходства с поставкой. Это критикуется. Сергеев говорит, что порядок реализации товаров зависит от особенностей самого товара и возможностей конкретного продавца. И граждане могут забирать со склада, и очередь возможна везде. Лектор: единственный работающий критерий – критерий публичности. Если есть публичная оферта, а именно предложение товара, обращенное к неопределенному кругу лиц (каталоги, описания) и содержащее все существенные условия – будет розница, если приобретается для непредприн. целей. При этом не важен торговый объект (магазин, сайт, офис). Главное - видимость публ. оферты.
Характер и объем правоспособности лица должны предполагать возможность ведения розничной торговли. Банк не может выступать на стороне продавца. Розничная торговля некоторыми видами товаров может осуществляться только по лицензии (оружие).
Покупатель. Специальных требований нет. Любые лица, приобретающие товар для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. УМК говорит, что зак-ль устанавливает не дихотомическое (предпринимат. – непредпринимат.), а трихотомическое деление: 1) предпринимательская цель, 2) иная цель, 3) личное, семейное, домашнее использование. Поэтому в качестве покупателей могут быть не только некоммерческие, но и коммерческие организации и ИП (п.5 Постановления №18 1997 год "По поставке").
Коммерческая организация приобретает мебель (это не предприн, а иная цель). Подпадает под определение розницы. Сергеев говорит, что в рознице - граждане и некомм. орг. Пленум противоречит ГК, но эта точка зрения не учитывает трихотомическое деление - лектор не согласна, т.к. эта т.з. не учитывает ЮЛ, приобретающих для иных целей.
Вопросы:
- если покупатель - гражданин-предприниматель, то сложно определить его цели (имущество не разграничено). Пример: купил тачку и использует ее для бизнеса. Что это? Розница? Как разграничивать? Любой мелкий предприниматель может сказать, что купил мелкий опт для личного пользования. Лектор согласна с: Сергеев говорит, что бремя доказывания лежит на физическом лице, которое приобретает товар. Нужно доказать, что для личных целей. Так же и для организаций - непредприн. цели. Иногда (товары ограниченные в обороте) особые требования к покупателю (правоспособность, разрешение).
- может ли государство как субъект быть покупателем в розничной купле-продаже? Дискуссия: 1) наш учебник и Сергеев говорят, что, исходя из особой природы розницы, однозначно нельзя. Гос-во - не предприниматель и не потребитель. 2) Суханов говорит, что можно, поскольку спец. требований к пок-лю в законе нет. Лектор поддерживает эту точку зрения. У государства могут бытьиные цели – купить ценность для музея.
Предмет розницы. Общее правило: любые вещи, не изъятые из оборота (в т.ч. будущие вещи). Как соотносятся предмет розницы и предмет к-п вообще? Позиции: 1) наш учебник говорит, что предмет розницы уже, т.к. продажа имущественных прав исключается. Почему? Потому что, как правило, это обязательственные права, не существуют в массовых количествах, необходимых для розницы. Но, с другой стороны, дольщики хотят уступить права и агентство создает централизованный "магазин" по продаже имущ. прав на комиссионной основе. Лектор считает, что это теор. возможно (очень странно). 2) возможна продажа имущественных прав. А что с исключительными правами? 1) мнение у нашего учебника. Исключит. Права тоже не могут быть предметом розницы, 2) теоретически возможно – аналогично. Лектор: предметом розницы м.б. не только вещи, но и имущ. права.
Предмет розницы – товар, предназначенный для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Эти слова характеризуют не сам товар, а цели его использования (особенности целей приобретения товаров). Выделить исключительно личные товары трудно. Автомобиль м.б. в поставке, к-п, розничной к-п.
· Цена. Согласно ст.494 цена – существенное условие. Учитывая, что розница, как правило – договор присоединения, согласно п.1 ст.500 покупатель обязан уплатить по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Исходя из публичности (п.1 ст.426). Цена должна быть одинакова для всех покупателей. Вывод: покупатель в рознице не может участвовать в определении цены, он лишь присоединяется.
Последствия нарушения правила об одинаковой цене: ничтожность условий публичного договора, которые не равны для всех покупателей.
Недействительность части сделки – не значит недействительность всей сделки купли-продажи. Следовательно, если покупателю продан товар по более высокой цене, он вправе требовать признания части договора недействительным, получить разницу. Цена тольков рублях РФ. В рознице об-ва нельзя выражать в валюте - п.2 ст.10 ФЗ "О ЗПП"
- Срок. 1) Сроки часто установлены в подзаконных актах. 2) В ГК есть ст.496 – договоры с условием принятия товара покупателем в определенный срок. Момент оплаты и принятия товара не совпадают. Особенность – в отличие от общего правила в договоре розницы с таким условием товар не может быть продан другому покупателю в течение этого срока. По общему правилу неявка покупателя в определенный договором срок может рассматриваться продавцом в качестве отказа от исполнения договора. Покупатель понесет ответственность по общим правилам 393 - возмещение убытков.
- Форма и порядок заключения договора. Обще правило – ст.432 договор заключен с момента достижения соглашения. В рознице две ситуации: 1) оплата следует за соглашением сторон (как в супермаркете). 2) оплата перед соглашением – покупатель определяет товар и идет сразу в кассу и в момент оплаты магазин в лице кассира не знает, остался ли этот товар или нет. Чтобы не было проблем, когда несколько оплатило один товар, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара. Дискуссионный вопрос: УМК и учебник говорят, что это не свидетельствует о реальности, а юр. фикция – оплата понимается как состоявшееся соглашение. Недостаток ст.493 связывает момент не с оплатой, а с выдачей документа, ее подтверждающего. Учебник говорит, что неудачно сформулировали. ЗПП: даже если нет чека, можно ссылаться на свидетельские показания. Многие виды розницы вообще не предполагают выдачу чека (рынки). Поэтому толкование нашего учебника: ст.493 толковать в том смысле, что все-таки договор розницы заключен не с момента выдачи документа, а с момента оплаты, кот. сопровождается выдачей чека. Эта норма диспозитивна.
- Форма. ст.493: Форма считается соблюденной с момента выдачи документа об оплате, однако ни кассовый чек, ни ценник, ни какие-либо иные документы нельзя рассматривать как письменную форму.Чек – доказательство заключения сделки. Витрянский считает, что ценник - письменная оферта, и договор закл. в письменной форме. Критикуется в нашем учебнике: ценник не выдается на руки контрагенту, а по ст.434 ГК договор заключен в письменной форме при обмене документами. Обмен предполагает фактическое вручение оферты. Значит, форма розницы подчиняется ст. 159-161 – общее правило. Что в устной форме все сделки, исполняемые в момент совершения, сделки между гражданами менее 10000 руб. Все остальное – письменная форма. Нельзя ссылаться на свидетельские показания при несоблюдении формы только продавцу (ст.493). Наш учебник говорит, что нет исключений и норма жесткая к продавцу (покупать может и юридическое лицо). ГК предусматривает договор продажи с использованием автоматов (ст.498). Особенность формы – заключается путем совершения конклюдентных действий (заключен с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара - оплаты).
- Порядок заключения договора. Здесь особый порядок предопределен публичностью. Точки зрения: 1) наш учебник: оферент - как правило, продавец, но может и покупатель предложить. 2) проф. Левшина: оферентом всегда выступает продавец, т.к. признак розницы - публ. оферта. Вторая точка зрения более правильна (Нохрина). Какая оферта? 1) учебник наш: в большинстве случаев публичная, но можно и потенциальным покупателям письма слать, главное - равные условия. Соотношение ст.437 и ст.494 в рознице. По общему правилу реклама и проч. – лишь приглашение делать оферты,в ст.494 – наоборот, реклама, предложение товаров в каталогах, обр. к неопр. кругу лиц, признаются публичной офертой, если содержат все существенные условия договора. Почему так? Наш учебник говорит, что цель – стремление побудить к ответственности. Указанное правило способно породить проблемы. Возможна ситуация, когда на публичную оферту откликнулось столько, что товара не хватило. Это пробел в законе. Не сказано, кому высылать, а кому нет. П.2 ст.494 – демонстрация товаров или представление сведений о них в месте продажи признается публ. офертой, независимо от указания цены и иных сущ. условий. Например, выставление на прилавках, витринах признается публичной офертой независимо от того, указаны ли там существенные условия. Учебник критикует - говорит, что норма не жизненная. Почему? Потому что розничный договор заключен с момента оплаты. А как оплатить, не зная цены? Никак. Все равно придется узнавать цену и оферта будет ее включать.
- Содержаниедоговора розничной купли-продажи. Особенности по передаче товара:
1) по месту передачи товара. По общему правилу продавец обязан передать товар непосредственно после оплаты в торговом зале. Но договором моет быть предусмотрено условие о доставке товара (громоздкая техника). В этом случае согласно п.1 ст.499 продавец обязан доставить товар в место, указанное покупателем (квартира), а если оно не определено в место жительства гражданина или в место нахождения юридического лица (покупателя). Срок исполнения обязанности – либо договор, либо соответствующие правила продажи товаров (Постановление 55). Если срок не установлен ни в Правилах, ни в договоре, то продавец обязан доставить в разумный срок с момента требования покупателя (это специальная норма в рознице). Здесь возникает коллизия со ст.314. И правило о льготном семидневном сроке здесь не применяется. Момент исполнения договора при доставке. Общее правило – дата вручения товаров. А если покупатель отсутствует, то товар может быть вручен любому лицу, предъявившему документ о заключении договора или об оформлении доставки. Существует так называемая разносная торговля – это разновидность розницы (на дому, на транспорте, на улице, по месту учебы, работы). Абз.2 п.4 Правил продажи отдельных видов товаров (Постановление 55). Здесь нет торгового объекта (особенность).
2) Передача должна быть со всеми принадлежностями и документами. Содержание и перечень этих документов определен в ст.10 ФЗ «О защите прав потребителя», для отдельных товарах в Правилах (Постановление 55). Т.е. перечень установлен нормативно.
3) По количеству особенностей нет. Ссылка нашего учебник на статью об «обмере или обвесе» устарела (статья отменена). Это административное правонарушение.
4) По ассортименту. ГК никаких особенностей не предусматривает. Это предопределено особенностью розницы. Предмет, как правило – штучный товар. Ассортимент здесь не важен. В рознице ассортимент обычно характеризует не сам товар, а предмет деятельности торгового предприятия. Нормативными актами может быть предусмотрен минимальный ассортимент – закон «Об обращении лекарственных средств» - ст.55 (минимальный перечень лекарств, которые должны быть в аптеке).
5) По комплекту и комплектности. ГК специально это не регулирует. Закон «О защите прав потребителей» запрещает продавцу обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других (п.2 ст.14). Вывод: условие о комплекте может быть лишь с согласия покупателя.
6) По качеству. Качество по общему правилу определяется нормативными актами. А именно техническими регламентами и они обязательны для продавцов. Это связано с правом на безопасность (ст.7 Закона «О защите прав потребителей»).
7) Запрет продажи с обременением правами третьих лиц (пар.1 гл.30). Не особо характерно для розницы.
8) Тара и упаковка. Требования технических регламентов и Правил продажи товаров.
Особенно важно запомнить: дополнительные права покупателя:
ü Право на информацию о товаре (ст.495 ГК, ст.10-12 Закона «О защите прав потребителей», пп.11-16 Правил продажи отдельных видов товаров, п.22 – Постановление Пленума ВС №7 О защите прав потребителей). Обязанность продавца о предоставлении информации является преддоговорной. Она вытекает не из договора. Существует до момента заключения договора и вытекает из публичного характера розницы. Когда возникает эта обязанность? Когда покупатель выразил намерение приобрести товар. Требования к информации: необходимая полнота и достоверность. Состав информации – ст.10 Потребителей (наименование технического регламент, сведения об основных потребительских свойствах, цена и условия приобретения, гарантийный срок и т.д.). Кроме того, по ст.9 Закона о потребителях нужно предоставить не только информацию о товаре, но и информацию о самом продавце и изготовителе. По общему правилу покупатель до заключения договора может осмотреть товар и потребовать проверки его свойств (это особенность розницы – в общих положениях проверки нет). Меры ответственности за неисполнение этой обязанности: согласно п.3 ст.495 неисполнение этой обязанности признается необоснованным уклонением от заключения договора. И соответственно – возмещение убытков. Если договор был заключен (несмотря на отсутствие необходимой информации) покупатель вправе в пределах разумного срока расторгнуть его и взыскать убытки.
ü Ст. 502 ГК. Право обмена купленного товара на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Это право распространяется только на обмен некоторых непродовольственных товаров, поскольку есть перечень товаров, которые не подлежат обмену (Постановление №55). Особенности этого права: 1) Данное право существует по общему правилу в течение 14 дней. 2) Поскольку обмениваются товары надлежащего качества – обмен это не санкция по отношению к продавцу (NB). 3) Покупатель не обязан доказывать по каким причинам товар ему не подошел. 4) Обмен возможен только при условии, если товар не был в употреблении, а его товарный вид и потребительские свойства сохранились. По смыслу закона бирки и этикетки можно срывать. 5) Указана в УМК: ст.502 и ст.25 Закона о потребителях позволяют сделать вывод, что покупатель вправе предъявить требование о замене только на такой товар, который был в продаже в момент совершения покупки. Если такого товара нет в наличии, то можно возвратить товар и потребовать его цену.
Обязанности покупателя:
ü Основная обязанность – оплата. В рознице по существу-то договор заключен с момента уплаты, т.е. по существу остается единственная обязанность.
ü Принять товар – кредиторская обязанность.
Обязанность оплаты есть для тех договоров, в которых моменты оплаты и заключения не совпадают (такое возможно). Пример: договоры с условием предварительной оплаты (п.2 ст.500) или оплата в кредит (в том числе в рассрочку).
Особенности при оплате в кредит (ст.500): 1) покупатель освобождается от обязанности платить проценты в порядке ст.395. 2) можно досрочно оплатить товар, взятый в кредит (а по общему правилу - п.2 ст.810 кредит раньше погасить нельзя). Договор купли-продажи в кредит может предусматривать, что продавец сохраняет за собой право собственности до полной оплаты (ст.501). По таким договорам покупателю может быть предоставлено право владеть и пользоваться вещью в качестве нанимателя (договор найма-продажи). В литературе эта норма критикуется, потому что смысл недостаточно ясен: 1) почему эта статья именно в рознице? 2) в сравнении со ст.491 непонятно, надо ли платить за это пользование. Ответов законодатель не дает. Разные позиции: 1) надо платить за пользование. 2) в комментариях под. ред. Аббова и Кабалкина: говорят, что платить не надо, т.к. все охватывается ценой купли-подажи. Тогда возникает вопрос, зачем про найм писали? Судебной практики почти нет. Лектор (Нохрина) больше разделяет первую позицию.
Виды розничной купли продажи
1. Пар 2. Гл. 30:
Ø Договоры с условием принятия товара в определенный срок
Ø Продажа по образцам
Ø Продажа через автоматы
Ø Продажа с условием доставки покупателям
Ø Продажа товара дистанционным способом (ст.26.1 о Защите прав потребителей).
Этот перечень не является классификацией, поскольку он лишен общего критерия (нет системности). Наш учебник выделяет
2. По субъектам:
Ø Розницу узкопотребительского характера. То есть с участием только граждан-потребителей. Только этот вид регулируется законом «о защите прав потребителей».
Ø Общегражданская розничная купля-продажа. Могут быть покупателями и юридические лица.
По наиболее важным условиям договора:
3. По месту исполнения договора:
Ø Продажа в торговом заведении.
Ø Разносная продажа. Учебник говорит о продаже на дому, но она включается в разносную продажу (на транспорте, на работе и проч.).
4. По времени передачи товара:
Ø По предварительным заказам, в том числе и посылочная торговля.
Ø Продажа с немедленной передачей товаров.
5. По способу вручения товара:
Ø Автоматы
Ø Самообслуживание
Ø Дистанционный способ
Ø Обычная (с обслуживанием работников)
6. По сроку оплаты товара:
Ø С предварительной оплатой
Ø С немедленной оплатой
Ø Оплатой в кредит
7. По обязанности доставки товара:
Ø С наличием такой обязанности
Ø Без такой обязанности
Ответственность по договору розничной купли-продажи
Основные особенности:
· Нарушение прав потребителя в узкопотребителькой рознице (закон о потребителях) дает право требовать компенсацию морального вреда. Причем эта компенсация и за нарушение имущественных прав (а не только неимущественных). Это исключение из общего правила. Причем моральный вред только при наличии вины (ст.1100 ГК, п.25 Постановление Пленума №7).
· Ответственность может быть возложена не только на продавца, но и на изготовителя товара, уполномоченную организацию (сервисные службы) или импортеров. П.1 ст.13, п.3 ст.18 Закона о потребителях.
· Уплата неустойки в рознице не освобождает продавца от исполнения обязательства в натуре (ст.505 ГК, п.3 ст.13 закона «О защите прав потребителей»). Это отличие от общего правила ст.396.
· Продавец (иные субъекты) несут ответственность (кроме морального вреда) независимо от вины до пределов непреодолимой силы (п.4 ст.13).
· Всякая неустойка является штрафной, если иное не предусмотрено законом (п.2 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»). Отличие от общего правила о зачетной неустойке (ст.394 ГК).
· Условия договора, ущемляющие потребителя по сравнению с законом (пример: исключающие или ограничивающие ответственность продавца) являются недействительными (п.2 ст.400 ГК, п.1 ст.16 Закона «О защите прав потребителей»).
· Покупатель в рознице в отличие от купли-продажи вообще обладает более широкими правами при ненадлежащем качестве. Что это за права? Это установленный законом перечень и покупатель может выбрать по своему усмотрению.
ü П.1 ст.503 ГК: требовать замены недоброкачественного товара на доброкачественный (для общегражданской розницы), для узкопотребительской розницы право на замену ещё шире (п.1 ст.18 Закон «О защите прав») не только замена на товар аналогичной марки, но и замена на товара иной марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. Особенности правомочия на замену: 1) покупатель может требовать замену независимо от характера недостатков (в отличие от ст.475). 2) в отношении технически сложных товаров (перечень утвержден Постановлением №575) требование о замене может быть предъявлено в течение 15 дней, а за пределами этого срока только в случаях, указанных в законе (абз. 8-11 п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей»). 3) Требование о замене подлежит удовлетворению в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества в течение 0 дней с момента требования. Если товара для замены нет, то замена должна быть произведена в течение месяца (п.1 ст.21 Закона «О защите прав»). 4) Если для замены товара требуется более 7 дней на период замены должен быть безвозмездно предоставлен на период замены аналогичный товар (п.1 ст.21 Закона «о защите»), но есть перечень, на которые не распространяется это правило (Постановление 55). 5) За нарушение сроков замены пени в размере 1 % от цены товара за каждый день просрочки (п.1 ст. Закона «О защите»).
ü Соразмерное уменьшение покупной цены (п.1 ст.503 ГК, п.1 ст.18 Закона о потребителях). Особенности правомочия: 1) Данное требование может быть предъявлено только к продавцу или уполномоченной организации (п.2,3 ст.18 Закона о защите). Почему к ним? Потому что они стороны в договоре. Изготовитель – не сторона договора. 2) Срок удовлетворения 10 дней с момента предъявления требования. За просрочку пени 1% за каждый день просрочки (п.1 ст.23 Закона о защите).
ü Требовать незамедлительного, а не в разумный срок, безвозмездного устранения недостатков. Особенности: 1) Разное регулирование для общегражданской и узкопотребительской розницы. П.1 ст.503 – общегражданская розница (незамедлительное устранение недостатков), п.1 ст.20 Закона о защите: недостатки незамедлительно, если иной срок не установлен соглашением сторон. Этот срок не может быть больше 45 дней. Толкование категорий незамедлительно – п.11 Постановление Пленума №7. 2) Если товары длительного пользования, о на период ремонта должен быть предоставлен аналогичный товар (п.2 ст.20 Закона о защите). Перечень товаров, на который не распространяется – Постановление №55. 3) За нарушение сроков устранения пени в размере 1 % (п.1 ст.23 Закона о защите).
ü Требовать возмещения расходов на устранение недостатков своими силами или третьими лицами. П.1 ст.503 ГК, п.1 ст.18 Закона о защите. Особенности: 1) срок в 10 дней с момента предъявления, 2) неустойка – 1 % за день просрочки.
ü Отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы – п.3 ст.503 и п.1 ст.18 Закона о защите. Особенности: 1) отказ не зависит от характера недостатков (отличие от общего правила о существенных недостатков). В отношении технически сложных товаров (Постановление 575) право на отказ только на условиях, предусмотренных законом (п.1 ст.18 Закона о защите). 2) Требование о возврате покупной цены удовлетворить надо в течение 10 дней с момент требований. 3) Пени в 1 %.
Между покупкой товара и предъявлением требований может быть довольно большой промежуток времени. Цены растут. Здесь ст.504: продавец не может при замене товара требовать возмещения разницы в ценах. Однако согласно п.2 ст.504, если замена на другую модель, то разницу надо уплатить.
Договор поставки
Нормативная база:
- Пар.3 гл.30 ГК
- Постановление Пленума ВАС №18 о поставке от 22.10.1997 года. ТВ 1988 г. НПА О поставке. Постановление Совета министров СССР. Совета Министров СССР №888 от 25.07.88 г. - им утв. 3 документа. поставка продукции произв-тех. назначения, поставка товаров народного потребления, условия рег-я договорных отношений при экспортно-импортных операций. п.4 ППВС 18 разъясняет порядок применения: акты СССР прим., если на них указано в договоре или из него очевидно намерение его применить. См ниже ._.
- Положение о поставках продукции производство-технического назначения.
- Положение о поставках товаров народного потребления.
Эти положения применяются, если в договоре есть прямая отсылка на конкретные пункты этих положений, либо из текста договора очевидно намерение сторон его применять. В Указанных случаях Положения следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства. По аналогии применяются и особые условия поставки отд. видов товаров (их надо рассм. как обычаи)
Понятие и элементы договора поставки
Ст.506 – легальное определение.
Договор поставки – договор, по которому поставщик (продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность) обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Это разновидность купли-продажи. Часто называется предпринимательской (торговой) куплей-продажей. Очень распространенный договор.
Главная особенность договора: особый характер использования товара, явл. его предметом. Согласно ст.506 это предпринимательская деятельность (или иная цель, не связанная с личным, семейным, домашним использованием).
Цели:
ü перепродажа с наценкой
ü пуск нового товара в производство (мука в хлеб)
Трихотомическое деление целей приобретения:
- предпринимательское
- иное
- личное, семейное, домашнее
Покупка для обеспечения (мебель и т.п.) формально подпадает под розницу и под поставку (есть иная цель, которая охватывается обоими договорами).
П.5 Постановление Пленума 18 по поставке. Коллизию нужно решать в зависимости от фигуры продавца: если продавец розничный, то отношения будут регулироваться нормами о рознице. Если в качестве продавца выступает иной предприниматель, то будет поставка.
В литературе обычно (традиционно) назывались следующие признаки поставки:
- Несовпадение моментов заключения и исполнения договора
- Как правило, предмет – это вещи, определяемые родовыми признаками и поставляются, как правило, партиями.
- Изготовитель и продавец совпадают в одном лице.
- Как правило, предмет – это будущие вещи.
Подробнее см. в УМК
Но по действующему законодательству эти признаки не являются необходимыми.
Сейчас важны следующие формальные критерии для разграничения с другими д-рами (ст.506):
- Особый характер (цели) использования товаров (главный критерий)
- Субъектный состав.
Характеристика: консенсуальный, возмездный, взаимный.
Поставка в отличие от розницы не является публичным договором. Но в случаях, предусмотренных законом, этот договор обязателен для заключения поставщиком (ст.445).
· Стороны. Законодатель устанавливает специальные требования только в отношении одной стороны (продавца-поставщика). Это лица, ведущие предпринимательскую деятельность. На стороне поставщика как правило выступают коммерческие организации, но могут и быть и некоммерческие, если осуществляют соответствующую предпринимательскую деятельность (п.3 ст.50 ГК). Поставщиками могут быть и граждане (ИП). Но одного факта регистрации недостаточно, потому что предприниматель может осуществлять сделки и для бытовых целей. Помимо регистрации нужно ведение предпринимательской деятельности при совершении этой сделки. Могут быть и простые граждане поставщиками, если осуществляемая ими деятельность объективно носит характер предпринимательской (п.4 ст.23 ГК). Специальных требований к покупателю ст.506 не содержит. Комментарий Абова и Кабалкина не основан на законе, когда они говорят, что покупатель – предприниматель. Закон устанавливает лишь цели приобретения. Кто может быть покупателем: ИП, коммерческие ЮЛ, некоммерческие ЮЛ (вне зависимости от ведения предпринимательской деятельности (просто будет иная цель), государство (но чаще оформляется государственным контрактом на поставку для государственных нужд). Хозяйственые связи могут осложнится фигурой получателя. Ст.509 ГК. Тут специальное регулирование. Получатель появляется в случаях: 1) если он непосредственно указан в договоре, 2) если получатель указан покупателем в отгрузочной разнарядке(п.2,3 ст.509). Дискуссия о статусе получателя: 1) учебник под. ред. Мазолина, под ред. Сергеева: мнение, что это договор в пользу третьего лица, 2) УМК критикует: получатель не является стороной по д-ру или выгодоприобретателем-третьим лицом, потому что у получателя нет права требования по передаче товара. Не должно смущать, что получатель вправе предъявлять требования по качеству (и типа может требовать), но статус третьего лица приобретается в результате права требования самого товара (а его нет). Лектор согласна с Сергеевым. А какой тогда статус? Слушать УМК: получатель выступает как 3-е лицо, управомоченное принять исполнение (ст.312) – переадресовка исполнения и возложение исполнения (ст.313). Есть еще одна дискуссия по поводу обязанности по оплате получателя: 1) Комментарий Абова и Кабалкина говорит, что можно возложить на получателя обязанность по оплате. 2) Это противоречит п.3 ст.308 ГК, согласно которому обязательство не создает обязанности для третьих лиц. То есть получатель не будет должником в отношении поставщика (516)