Розничная купля-продажа

Статья 492 ГК: По договору розничной купли-продажи продавец, который осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации товаров в розницу обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Особенности.

1) Как и любая купля-продажа, это консенсуальный, возмездный, двусторонний. Но вдобавок ко всему, этот договор ещё и публичный.

2) Особенности с существенными условиями. Их здесь два – предмет и цена.

Постановление Пленума ВАС «О договоре поставки» от 1997 года. Там сказано, что в договоре поставки являются предметы для предпринимательской деятельности, а также в иных, не связанных с предпринимательской и т.д. (скажем, канцелярские принадлежности). Далее написано, что если в розничной сети приобретается, то это будет купля-продажа в розницу, вне зависимости от целей.

Розничная торговля – это реализация в организации товара по розничной купли-продажи. Это в НК даётся.

3) Стороны договора. Специфика сторон: продавец – в розницу торгующий предприниматель. А покупатель – любое лицо (и юридическое лицо, и физическое). Среди субъектов выделяют особую группу покупателей – «потребители». Потребители – это обязательно граждане, которые приобретают товар для личного, семейного использования, не для предпринимательской деятельности. Для определения потребителя цель важна. Особенность в том, что отношения с участием потребителей кроме ГК регламентируются ещё и законом «О защите прав потребителей». Этот закон даёт много преимуществ, которых не даёт ГК. Применяется законодательство: либо чисто ГК, либо ГК и Закон «О защите прав потребителей».

4) Форма. Заключается в устной форме. Считается заключённым с момента выдачи кассового товарного чека или иного документа об оплате. До этого момента договор не заключён фактически. По логике Кодекса договор заключён в момент оплаты, даже если вам не выдали чек или чека не предусмотрено.

5) Особенности заключения. Договор публичный, значит цена для всех одинаковая и продавец не вправе отказаться от заключения договора. А если отказал – можно потребовать возмещения убытков. Однако же это недоказуемо – какие могут быть убытки?.. В рознице может признаваться офертой даже то предложение, которое не содержит всех существенных условий (скажем, демонстрация образцов, каталогов, причём вне зависимости от того, указана ли цена И другие существенные условия). Это кроме тех случаев, когда продавец явно определил, что соответствующий товар для продаже не представляется. Статья 494 ГК РФ.

Особенности.

6) Как и любая купля-продажа, это консенсуальный, возмездный, двусторонний. Но вдобавок ко всему, этот договор ещё и публичный.

7) Особенности с существенными условиями. Их здесь два – предмет и цена.

Постановление Пленума ВАС «О договоре поставки» от 1997 года. Там сказано, что в договоре поставки являются предметы для предпринимательской деятельности, а также в иных, не связанных с предпринимательской и т.д. (скажем, канцелярские принадлежности). Далее написано, что если в розничной сети приобретается, то это будет купля-продажа в розницу, вне зависимости от целей.

Розничная торговля – это реализация в организации товара по розничной купли-продажи. Это в НК даётся.

8) Стороны договора. Специфика сторон: продавец – в розницу торгующий предприниматель. А покупатель – любое лицо (и юридическое лицо, и физическое). Среди субъектов выделяют особую группу покупателей – «потребители». Потребители – это обязательно граждане, которые приобретают товар для личного, семейного использования, не для предпринимательской деятельности. Для определения потребителя цель важна. Особенность в том, что отношения с участием потребителей кроме ГК регламентируются ещё и законом «О защите прав потребителей». Этот закон даёт много преимуществ, которых не даёт ГК. Применяется законодательство: либо чисто ГК, либо ГК и Закон «О защите прав потребителей».

9) Форма. Заключается в устной форме. Считается заключённым с момента выдачи кассового товарного чека или иного документа об оплате. До этого момента договор не заключён фактически. По логике Кодекса договор заключён в момент оплаты, даже если вам не выдали чек или чека не предусмотрено.

10) Особенности заключения. Договор публичный, значит цена для всех одинаковая и продавец не вправе отказаться от заключения договора. А если отказал – можно потребовать возмещения убытков. Однако же это недоказуемо – какие могут быть убытки?.. В рознице может признаваться офертой даже то предложение, которое не содержит всех существенных условий (скажем, демонстрация образцов, каталогов, причём вне зависимости от того, указана ли цена И другие существенные условия). Это кроме тех случаев, когда продавец явно определил, что соответствующий товар для продаже не представляется. Статья 494 ГК РФ.

11) Особенность заключения. Договор может быть заключён не только путём некой договорённости продавца с покупателем, выражаемых устным путём, но и путём конклюдентных действий. Такой специфический способ продажи, как продажа с использованием автоматов. Момент заключения – когда покупатель совершает все действия для заключения (нажимает все кнопки на автомате, оплачивает…). Статья 498 – продажа товаров с использованием автоматов.

Форма договора – устная, но подтверждением заключённости договора может быть кассовый товарный чек. Если чек утрачен, то можно использовать свидетельские показатели (форма-то устная, а не письменная). Но на свидетелей ссылаться могут только покупатели, а не продавцы.

Цена – существенное явление и, поскольку договор публичный, она для всех одинаковая. Статья 500.

Ни со сроками, ни с чем-то ещё особенностей нет.

Особенности, связанные с правами и обязанностями.

Обязанности продавца:

· Специфика связана с публичным характером договора. Ещё до заключения договора продавец обязан предоставить покупателю информацию о товаре – 495 статья (информация должна быть необходимой и достоверной).

В случае если покупатель – потребитель, то значительно увеличивается объём информации. В законе о правах потребителей очень подробно регламентируется обязанность предоставить информацию – она должна быть только на русском языке, в наглядной и доступной форме, не по требованию покупателя – в любом случае информация должна быть предоставлена. Есть статья, которая содержит довольно подробный перечень тех сведений, который продавец обязан предоставить покупателю. Последствия непредоставления информации – в ГК и в Законе о защите прав потребителей одинаковы. Если информацию вообще не предоставили или предоставили ложную, из-за чего покупатель вообще не заключил договор – в этом случае можно требовать возместить убытков. Если из-за отсутствия информации был приобретён товар, который не обладающий необходимыми свойствами – можно отказаться от товара и потребовать возврата денег. Если вследствие отсутствия информации был привлечён вред – то можно потребовать возмещения вреда. Если из-за отсутствия информации в товаре возник дефект, то можно претензии по качеству предъявлять. Закон предполагает, что покупатель – мягко говоря, не самый интеллектуально развитый – поэтому надо ему объяснять всё, а если не объясните, то будете нести все последствия. По сравнению с Кодексом, Закон «О защите прав потребителей» предоставляет ещё одно требование: потребитель может требовать компенсации причинённого морального вреда (это тот редкий случай, когда допускается компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав – по общему правилу это неимущественные права и охраняемые законом нематериальные блага).

· У продавца есть обязанность передать товар надлежащего качества.

Отличие только в наборе тех прав, которые имеет покупатель имеет при нарушении данного обязательства со стороны продавца. У покупателя все те же пять прав – но не в как обычной купле-продаже 3+2, а все пять сразу – независимо от недостатка можно предъявлять требования, которые мы в обычном случае могли предъявлять только лишь при наличии существенных недостатка (их два таких требования).

Исключения: технически сложные товары. Для этих товаров замена их или возврат уплаченной цены возможно только при наличии существенного недостатка. Что значит «технически сложные товары». У нас было Постановление Правительства, где был перечень – там всякие катера, яхты, холодильники, машины, мотоциклы, компьютеры и т.д. Не любой товар, который кажется сложным, таковым является с позиции законодателя (скажем, мобильный телефон к технически сложным товарам не относится).

Зависит многое от характера товара: если недостатки устранить нельзя, то есть права только о возврате или обмену (скажем, хлеб чёрствый).

· Дистанционная продажа. Это вид розничной купли-продажи. Система продажи через интернет, допустим. Особенность этого договора в том, что продавец обязан доставить покупателю товар и обязательство считается исполненным именно в момент доставки товара. И покупатель может отказаться от товара до момента, пока его не доставили. Это 497, 499 статья.

Обязанности покупателя как в обычном договоре купли-продажи, нет особенностей.

Есть особое право покупателя – у него есть право на обмен качественного товара. Статья 502 ГК РФ. Она содержит некие условия для реализации этого права. Для того чтобы покупатель мог обменять товар этот товар должен быть, во-первых, непродовольственным. Причина обмена – то, что товар не подошёл по каким-то критериям (скажем, размеру, фасону, запаху и т.д.). Но даже непродовольственные товара нельзя обменять. Скажем, печатную продукцию – книги там, периодические издания… Ювелирные изделия, разные изделия медицинского назначения, чулочно-носочные изделия, изделия бельевого трикотажа – их нельзя обменивать. В Постановлении Правительства №55 от 1998 года есть перечень товаров, которые нельзя обменивать. Но это если товар качественный, а если он некачественный – значит, обменивать можно. Товар не должен был быть в потреблении – обмен допускается только если товар не был в потреблении и если сохранён товарный вид. В течение 14 дней при наличии всех этих условий покупатель может обменять качественный товар (на обмен некачественного товара 2 года). Доказать нужно, что вы именно у этого продавца купили – можно не только с помощью чека, то и свидетельскими показаниями.

Мы можем требовать именно замены товара, а не возврата. Кодекс говорит, что право на возврат возникает только если обмен (замена) невозможен. Замена возможна не только на тот же товар, который вы купили, но и на другой. В необходимых случаях происходит перерасчёт цены (если что-то дешевле – вам возвращают разницу, если дороже – вы доплачиваете).

Однако при возврате некачественного товара перерасчёт всегда идёт в пользу покупателя – скажем, если товар подешевел, то возвращают ту стоимость, что покупатель уплатил; если товар подорожал – то новую более высокую цену.

Нужно почитать Закон «О правах потребителя», так как нам далеко не все особенности прочитали.

Договор поставки.

Понятие этого договора есть в 506 статье ГК РФ.

По этому договору поставщик (предприниматель) обязуется в установленный сроки (сроки) передать покупателю производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Существенные условия:

1. Предмет – товары, предназначенный для предпринимательской деятельности. Постановление Пленума «О договоре поставки». Предметом договора может быть что угодно, не изъятое из оборота и не продающееся в розницу.

2. Существенным условием является срок поставки. Это следует из буквального текста статьи 506 ГК РФ, а также Постановлении Пленума «О договоре поставке». Однако в тех случаях, когда в договоре не определён срок поставки и из договора не вытекает, что поставка должна осуществляться партиями, то по 314 статье – разумный срок. НО!! Тогда получается, что в разовой поставке срок существенным условием являться не будет. А вот если поставка периодическая, то тогда должен быть определён конкретный срок поставки.

В кодексе есть понятие «периоды поставки». Если периоды не установлены договором, то поставляться должна равная партия помесячно. Но это правило действует тогда, когда оно действует – скажем, если у нас срок две недели, а поставок несколько, то договор не заключён.

Элементы договора.

Стороны договора – поставщик и покупатель.

Особенность: поставщик – это у нас предприниматель. Это лицо, которое ведёт предпринимательскую деятельность (любое лицо, в ряде случаев и некоммерческая организация).

Покупатель – любое лицо. Никакой специфики. Скажем, школа покупает партиями – и поставка, но всё же школа не предприниматель. Исключение: не может быть потребитель.

Форма: никаких особых требований нет. Разве что раз уж предприниматели – то лучше письменная.

Цена и сроки – никакой специфики.

Права и обязанности.

Особенности, связанные с заключением договора. Статья 507 ГК РФ.

Особенности обязанностей поставщика:

1. Передать товар. Специфика этой обязанности – как правило, передача осуществляется путём транспортировки товара (в большинстве случаев), соответственно, транспортировка осуществляется тем видом транспорта, который указывается в договоре. Если вид транспорта не определён в договоре, то выбор транспорта осуществляется поставщиком. При этом в данном договоре возможно, что отгрузка товара будет производиться не покупателю, а другому лицу, указанном покупателем. Это лицо может указываться непосредственно в договоре, но возможно, что в договоре будет написано, что поставка будет осуществляться кому-то, а кому конкретно – не указано; в этом случае сведения о получателе товаров сообщаются путём направления покупателем некоего документа – «отгрузочная разнарядка». Это документ, который содержит указание на получателя. По общему правилу – такая разнарядка должна быть не позднее чем за 30 дней до начала отгрузки. Если она своевременно представлена не будет, то поставщик может потребовать либо оплаты товаров (принять и оплатить от покупателя требовать), либо может отказаться от договора (потому как неясно, кому конкретно, собственно, поставлять). Это статьи 509-510 ГК РФ.

Поставка может осуществляться и путём выборки товаров. Выборка – это когда продавец в месте нахождения товара предоставляет покупателю этот товар получить. Статья 515 ГК РФ, из которой следует, что покупатель в определённый срок обязан эту выборку осуществить – то есть посмотреть товар и принять его. Не очень удачная редакция 515 статьи «выборка осуществляется в месте нахождения поставщика», хотя более правильно было бы сказать, что «в месте нахождения товара». Естественно, что если покупатель не приезжает за товаром, не осуществляет выборку – то те же права у продавца, как и обычно: либо потребовать оплаты товара, либо отказаться от договора.

2. Поставщик обязан предъявлять товары в обусловленном, согласованном количестве. «Недопоставка», которая допущена в один из периодов, она должна быть восполнена в следующем периоде. За недопоставку может быть неустойка – статья 521 ГК РФ, взыскивается до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки.

3. Поставщик обязан поставить товар в ассортименте. Статья 512.

4. Обязанность поставить товары надлежащего качества и надлежащего комплектности (объединяем два правила в одно). Статьи 518, 519 и 520 ГК РФ. Первая особенность – если такие обязанности не были исполнены надлежащим образом (товар некомплектный, товар некачественный) и в этой связи были предъявлены определённые требования (о замене, о докомплектовании), а эти требования не были удовлетворены, покупатель просто вправе купить такой товар у других лиц и расходы все возместить за счёт поставщика (397 статья ГК есть в общей части, она просто конкретизируется для поставки). Вторая особенность – в статьях 518 и 519 частях 2. Покупатель, который осуществляет продажу поставленных ему товаров в розницу, имеет право на возврат товара вне зависимости от характера недостатка (существенный или нет), если нам его до этого вернул покупатель.

Обязанности покупателя.

1) Покупатель обязан принять товар. Но!.. Обязанность эта не исчерпывается только тем, чтобы взять, чтобы не препятствовать получения. Здесь он должен делать всё, чтобы получить свой товар; кроме того, покупатель (и получатель тоже) должен осмотреть товар и проверить их количество, качество и т.п. на соответствие договору. Но этого порядка в Кодексе нет, так что, по сути, порядок приёмки следует обговаривать в договоре. Раньше существовали две инструкции СССР от 1965 года П-6 и П-7, одна из них «О порядки приёмки продукции по количеству», а другая «О порядке приёмки продукции по качеству». Вот там детально регулировалось, что нужно делать. На сегодняшний день они утратили силу, а посему как нормативные акты применяться не могут. Но если Вам нравится установленный там детально прописанный порядок можно либо переписать его (но они немаленькие), а можно указать, что порядок приёмки осуществляется согласно этим инструкциям – это будет договорное условие. Однако в определённой части инструкции устарели, так что лучше переписывать. Если покупатель при приёмке заметил, что товар отступает от каких-то требованиях. В этом случае покупатель обязан поставщика известить об этом. Закон требует письменного уведомления. Если покупатель правомерно отказывается от товара, он тем не менее должен принять этот товар на «ответственное хранение», обеспечить сохранность этого товара. Все расходы, связанные с отправкой назад будет нести поставщик. Если поставщик ничего не предпринимает, что покупатель имеет право этот товар реализовать, а от вырученных сумм покрыть свои убытки. Но это только в том случае, когда сам покупатель выполнил все требуемые от него действия.

2) Оплатить товар. Тут ничего особенного, потому что в Кодексе сказано, что «по общему правилу по платёжному поручению осуществляется оплата». О платёжных поручениях нам где-то весной рассказывать будут.

В рамках этого договора стоит поговорить об особенностях прекращения договора, его расторжения.

Для договора поставки в ряде случаев разрешается отказ от исполнения договора. Статья 523 ГК РФ: Односторонний отказ от исполнения договора допускается, если одна сторона допустила существенное нарушение. В этом случае другая сторона вправе отказаться от исполнения договора. Существенные нарушения для продавца и для покупателя в 523 статье ГК РФ, но перечень там шпаргалочный, примерный, то есть право на отказ есть в любом случае есть, ведь перечень не исчерпывающий и возможны иные варианты – то есть отказаться можно, если есть существенный недостаток. К примеру, если сторона не представляет отгрузочную разнарядку даёт право на отказ. В статье говорится о том, что даже при однократной невыборке можно отказаться от исполнения договора. Последствия прекращения – в статье 524 ГК РФ.

На этом с поставкой всё.

Договор контрактации.

Контрактация – по сути, некий вид поставки, хотя и сформулирован как самостоятельный вид договора.

За исключением тех отдельных статей, что указаны в 535-538, применяются нормы о договоре поставки.

Здесь специфика:

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведённую) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Особенность предмета – это сельскохозяйственная продукция, именно то, что произведено сельхозпроизводителем. Сторона – поставщиком является сам заготовитель.

А покупатель – это то лицо, которое покупает с целью для переработки или продажи.

Это подвид поставки, поэтому все требования к сторонам соблюдаются.

В чём особенность – в одной-единственной статье, из-за этой статье договор и появился. Статья 538 – производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнийший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несёт ответственности при наличии его вины (если он всё сделал, ну а там неурожай, или град и всё – нет урожая…).

Наши рекомендации