Каковы их задачи, функции и права?

Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Цельналогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения определенных задач,зависящих от проводимой государством финансовой политики:

- o обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

- o обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

- o улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

- o проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

- o проверка целевого использования налоговых льгот;

- o пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.). Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Задача.

ИФНС направила ООО «М» требование от 25.09.2007 № 862 об уплате налогов и установила срок исполнения требования - до 29.09.2007, указав в нем срок уплаты налогов - 01.01.2007.

Требование направлено обществу заказным письмом от 29.09.2007, что подтверждается реестром отправленных инспекцией писем и получено ООО «М» 01.10.2007.

Поскольку ООО «М» не исполнило указанное требование в установленный срок, инспекция приняла решение от 01.10.2007 №3167 о взыскании суммы недоимки за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банках и направила в банк инкассовые поручения от 08.10.2007 № 6106 и № 6107.

В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете налогоплательщика, ИФНС на основании статьи 47 НК РФ приняла решение от 14.10.2007 № 99/253 и вынесла постановление от 14.10.2007 № 95/253 о взыскании недоимки по налогам за счет имущества ООО «М» в пределах сумм, указанных в требовании от 25.09.2007 № 862.

Общество не согласилось с постановлением Инспекции от 14.10.2007 № 95/253 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, считая, что налоговым органом не соблюден порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьями 46 и 47 НК РФ.

Дайте правовую оценку ситуации.

Если брать срок уплаты налогов 01.01.2007 г., то согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

01.04.07 требование выставлено и направленно в крайний срок + 6 дней на вручение

07.04.07 крайний срок, когда считается что требование вручено + 10 дней на исполнение

17.04.07 начинает течь срок на вынесение решения в порядке ст.46 НК РФ

17.06.07 должно быть вынесено решение о взыскании (взыскание в судебном порядке в течение 6 месяцев за счет денежных средств)

Соответственно данное решение вынесено за пределами срока, то есть само решение подлежит отмене, так как налоговым органом не соблюден порядок вынесения решения.

Требование было направлено 29.09.2007, а получено 01.10.2007. Согласно ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено читается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании ч.3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Налогового Кодекса.

В случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Так как было нарушение сроков, налоговый орган не мог руководствоваться ст. 47 НК РФ.[1]

[1] "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.12.2006)

Наши рекомендации