Понятие, предмет и метод налогового права
Налоговое право является неотъемлемой, относительно обособленной частью финансового права. Самостоятельность налогового права обусловлена наличием своего специфического предмета, метода, принципов.
Налоговое право— система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений и относится к сфере действия бюджетного права.
Налоговое право подразделяется на две крупные части: Общую (часть первая Налогового кодекса) и Особенную (часть вторая Налогового кодекса).
В Общую часть включены нормы, которые применяются ко всем налогово-правовым отношениям, характеризуют основные положения налогообложения, а именно:
базовые принципы, формы и методы правового регулирования налоговых отношений;
систему налогов, взимаемых в бюджет;
основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения;
права и обязанности участников налоговых отношений;
формы и методы налогового контроля; виды и размеры ответственности в налоговой сфере;
порядок административной защиты интересов налогоплательщика
Особенную частьсоставляют нормы налогового права, регулирующие порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.
Предмет налогового права— общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными субъектами в налоговой сфере. Исчерпывающий перечень имущественных и процессуальных налоговых отношений отражен в ст. 2 Налогового кодекса. К ним относятся:
отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые отношения, составляющие предмет налогового права, имеют свои отличительные черты:
эти отношения связаны со сферой перераспределения и носят имущественный характер;
они ориентированны на формирование публичных доходов (при этом главенствующее значение приобретает проблема справедливости распределения налогового бремени);
специфический круг участников — государство (субъект публичного права), наделенное властными полномочиями, и налогоплательщики (субъекты частного права), не обладающие таковыми.
Отношения в сфере налогообложения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в государственный бюджет для удовлетворения публичных интересов. Поэтому налогоплательщик всегда стремится сохранить долю своей собственности, т. е. платить как можно меньше налогов.
В противовес частным интересам государство старается не допустить сокращения поступления налоговых платежей в бюджет, и ему всегда требуется финансирование за счет собственности в виде налогов, так как другие источники незначительны для этого. Отсюда возникает жесткая регламентация налоговых отношений законодательством2, которая находит свое выражение в формулировании метода налогового права.
Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения. В ст. 2 Кодекса подчеркивается, что законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. Следовательно, узаконенный метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) предписаний в целях формирования государственного бюджета.
Принципы налогового права. Общие положения
Принципы налогового права (юридические принципы)— это основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.
Принципы налогового права могут быть как общимидля налоговой системы в целом (например, принцип установления налогов и сборов законами), так и специфическими, влияющими на ее отдельные элементы (например, принцип однократности налогообложения). Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены федеральным законом. Эти принципы должны развивать, наполнять смыслом такие конституционные начала, как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и т.д. Общие принципы налогообложения служат основой для разработки федерального, регионального и местного законодательства. Эти принципы призваны гармонизировать фискальные интересы государства и кошелек налогоплательщика, соблюдать справедливость, соразмерность этих отношений. Конституционные начала должны соблюдаться законодателями, государством в лице фискальных органов, судебными и иными инстанциями, являющимися участниками налоговых отношений.
По своему содержанию юридические принципы налогообложения можно подразделить на группы.