Понятие, предмет и метод налогового права.

Налоговое право - система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения. 3 подхода по поводу природы налогового права, его места в правовой системе: Налоговое право - правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен. Налоговое право - самостоятельная отрасль права с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли. Налоговое право - подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет налогового права - властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме и организационные (неимущественные). 1. Являются основными. 2. Вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение, прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.

Метод налогового права - обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.

Признаки метода налогового права: 1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель - в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер. 2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования, благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Большинство налоговых норм являются обязывающими или запрещающими, хотя разумеется и дозволяющие нормы здесь присутствуют. 3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения. 4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон. 5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом», применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный - «разрешено все, что прямо не запрещено законом», применяется к частным лицам

Источники налогового права.

К источникам налогового права можно отнести: международные источники: а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения; б) международные налоговые соглашения; в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; г) решения международных судов о толковании международных соглашений; Конституция РФ. Специальное налоговое законодательство: а) федеральное (НК РФ, ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним); б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах, региональные налоги или сборы); в) НПА о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах - УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, ТК РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); подзаконные НПА о налогообложении: а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные НПА); б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные НПА органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Д) акты по вопросам налогообложения судебных органов: а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и КС субъектов РФ); б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Наши рекомендации